Мухи – отдельно, котлеты – отдельно

2455

Вы прочитаете этот материал за 8 минут

В понедельник, 6 марта, беларуские государственные телеканалы Беларусь 1 и ОНТ синхронно разразились агитационными материалами, направленными на деэскалацию народных протестов против декрета №3. Канал «Беларусь 1» показал специальный репортаж «Звонок другу», а ОНТ – ток-шоу Вадима Гигина «Дело принципа» на тему «Общественно-политическая ситуация в Беларуси». Данные материалы интересны в первую очередь тем, что отчасти дают понять, как власть интерпретирует общественные волнения, которые в данный момент наблюдаются в стране. К слову, мы уже рассказывали о возможной реакции властей на протесты против декрета №3. Сейчас же мы можем увидеть, какую реакцию пробуют «вбросить» государственные СМИ, что тоже немаловажно.

Принцип «лодки». По итогам программы «Дело принципа» сложилось впечатление, что власть действительно не знает, как лучше поступить в данной ситуации, чтобы вновь выйти сухой из воды. Во всю обсуждалось несовершенство декрета, однако ни одной претензии тем персонам, кто его принимал, предъявлено не было. Исходя из обсуждения в ток-шоу можно сделать вывод, что вполне возможен запуск классического в Беларуси сценария по «поиску крайнего» и возложения на него всей полноты вины за принятие декрета и его последствия. А так как среди участников данной программы не было человека, который назначает «крайнего» в нашей стране, о конкретных персоналиях речи вестись и не могло. В результате все дискуссии свелись к банальному «идея хорошая, методы плохие». Конечно, были озвучены фразы, что «декрет необходимо доработать», а властям следует улучшить качество своей работы и обратной связи с населением. Но это и так понятно каждому адекватному человеку.

Участники передачи также высказали недовольство участием в протестах оппозиционных политических активистов, высказывая в их адрес обвинения в «раскачивании лодки» и всячески указывая на то, что «оппозиция пробует оседлать социальные протесты ничего не понимающих людей». Мол, людей следует воспринимать отдельно, а вот этих «авантюристов» — отдельно. Этот тезис имеет очень важное значение, поскольку он является объединяющим для обоих телевизионных материалов, вышедших 6 марта. К нему мы вернёмся чуть ниже.

По итогам программы Вадима Гигина, никаких конкретных шагов именно по деэскалации протестов озвучено не было, за исключением «проведения разъяснительной работы с населением». Эту самую разъяснительную работу провели в тот же вечер на телеканале «Беларусь 1» в специальном репортаже «Звонок другу».

Данный фильм явил собой просто образец государственной пропаганды, наполненный всеми имеющимися клише. Складывается ощущение, что на БГТРК имеется генератор сюжетов на заданную тематику, и сейчас он выдал очередной феерический по своему построению экземпляр. Всё же, из данной программы можно сделать несколько выводов относительно того, как правящие круги представляют себе ситуацию на данный момент.

Реальна боязнь массовых уличных протестов. Именно этим объясняется довольно жёсткий характер материала: делайте всё, что угодно, только не выходите на протесты. И аргументы не ограничиваются только воззваниями к сохранению «островка стабильности». Зрителей передачи открыто пугают тем, что в случае участия в протестах им «выстрелит в спину какой-нибудь контуженный на Донбассе доброволец из батальона «Правого сектора» или он же «прихватит с собой на митинг взрывчатку, которая взорвётся в толпе», а «анархисты с коктейлями Молотова устроят в Минске вторую Одессу». Возникает вполне резонный вопрос – кто на самом деле раскачивает ситуацию в стране: люди, которые выходят на протесты против абсолютно неадекватных законов, или же пропагандисты, пугающие народ штампованными страшилками и рассказывающие об ужасных  последствиях любого неповиновения властям?

В то же время, красной нитью через материал проходит уже вышеупомянутый тезис «не понимающих ситуации людей используют оппозиционные силы в своих корыстных целях». Его постоянное подчёркивание также свидетельствует о том, что власть будет пытаться отделить политический аспект протестов от экономического и стараться не допустить активного нарастания выступлений с участием политической оппозиции.

Власти прорабатывают вариант силовой ликвидации протестов. Вполне возможно, что вышеупомянутые запугивания населения являются информационной подготовкой к планируемым провокациям во время массовых акций протеста. Не исключено, что и такой сценарий прорабатывается силовыми структурами. И в случае провокации, какой бы результат она ни имела, а также при силовом разгоне митинга государственная пропаганда разразится вполне ожидаемым «А мы же вас предупреждали! Сами виноваты». То есть власти заранее снимают с себя ответственность за свои дальнейшие действия.

Тем более, в нынешней экономической ситуации подобные провокации могли бы стимулировать к более жёстким и решительным действиям силовые структуры, которые также прямо ощущают последствия недостатка финансов и во многом склонны разделять недовольство текущей экономической политикой режима. Опыт как Беларуси, так и других стран показывает, что зачастую для того, чтобы погасить недовольство народа экономической ситуацией в стране, власти используют фактор обеспечения безопасности. Потому организаторам и участникам протестов следует на самом деле проявлять бдительность.

Николай Статкевич считается лидером, способным повести за собой людей. Его потенциал оценивают действительно высоко, коли публично отгораживают его от других оппозиционных политиков. Обвинения оппонентов действующей власти в получении финансовой поддержки из-за рубежа уже стали классическими для беларуского телевидения, поэтому не стоит обращать на них особого внимания. Сотрудничество с какими бы то ни было иностранными структурами показывается как неоспоримый факт предательства и злых намерений, но государственные пропагандисты пока ещё далеки от идеи, что данный аргумент утратил всякую силу с учётом стремительного падения доверия населения беларуским властям, а также доступности информации о жизни людей за границами Беларуси. Здесь напрашивается вполне резонная ремарка, что если даже Статкевич и организовывает свою деятельность за иностранные деньги, то государство вводит неадекватные правила за деньги порядочных налогоплательщиков, простых граждан, которые и оказываются жертвами чиновничьих идей.

В то же время Статкевича пытаются представить в качестве лидера радикальной группировки, с которой порядочным людям не по пути. На роль таких радикалов выбрали представителей анархистского движения, которые принимали участие в протестах. Для большего эффекта был растиражирован фейк о том, что в 2014 году некий «анархист Романов» планировал теракт на мероприятиях 3 июля в Бобруйске.

Далее сюжет хитрым способом переключается с беларуских анархистов на Революцию достоинства и украинских националистов, которых обвиняют во всех смертных грехах вплоть до организации протестов 1996 года в Минске. Заходит разговор и о беларуских правых, а также воинах-добровольцах на Донбассе, сражающихся на стороне Украины. Каким образом в беларуских реалиях правые могут выступать вместе с левыми, в фильме, конечно же, не сказано. Однако попытка показать опасных радикалов всех мастей во главе с «продажным» Статкевичем двигателями социальных протестов налицо.

Интересен и тот момент, что Статкевича пробуют столкнуть лбами с другими политическими активистами, в особенности с Анатолием Лебедько. Не исключено, что «разговор Статкевича со Сманцером», в котором из уст Статкевича звучат оскорбления в адрес Лебедько — не что иное, как продукт монтажа или же компьютерного моделирования голоса. В любом случае, намерения пропагандистов читаются чётко – изолировать Статкевича не только от обычных граждан, но и от своих коллег по политическому цеху.

Пропаганда государственных СМИ не работает. Штампованные страшилки о «фашистах», «анархистах» и «террористах» уже действуют исключительно на аудиторию, которая и без этого поддерживает действующую беларускую власть. Человек, который видел протесты своими глазами или в негосударственных СМИ, понимает, что на улицы вышли точно такие же люди, как и он. Которые точно также устали от неопределённости, неуверенности в завтрашнем дне и отсутствии каких-либо гарантий, что преподносится им в качестве «стабильности».

Отдельно стоит обратить внимание на экспертов, которым дают слово пропагандисты в своём фильме. К примеру, Владимир Корнилов – живой генератор штампов и фейков. «Террористы», «стилизованные свастики», «боевики Майдана», «волчий крюк, который является символом батальона «Азов» — а чего ещё можно ожидать от человека, пишущего статьи под заголовками «Жители оккупированной Киевом части Донбасса не скрывают, что ждут своих» и «Россия должна понять, что трупы украинских русофобов-нацистов сами по себе не проплывут мимо»? Очень интересно, как таких пособников настоящих террористов в Донбассе допускают на государственное беларуское телевидение. Именно благодаря таким корниловым Донбасс из одного из ведущих регионов Украины превратился практически в никому не нужную пустыню. Потому от их призывов «не раскачивать» становится на самом деле противно.

Противно после такого спецрепортажа стало и его зрителям, которые не преминули выразить свою негативную реакцию. Запись передачи на youtube получила около трёх тысяч «дислайков» — в 37 раз больше, чем положительных оценок. По итогу, авторы были вынуждены отключить возможность любой реакции на запись, в том числе и комментарии.

Власть не скрывает опасений уличных протестов, однако вместе с этим не готова идти на значимые уступки, а также политический диалог, ведь это может быть воспринято как акт слабости. А власть у нас сильная, всегда выстоит, как любят вещать с голубых экранов, потому негоже ей перед лицом «народца», хоть и рассерженного, пасовать. Но и обвинять граждан в участии в протестах в связи с нынешней экономической ситуацией пропагандисты уже не решаются, поскольку, осознают широту социальной базы протестующих, а также перспективы нарастания недовольства.

Дмитрий Мицкевич, Belarus Security Blog

Logo_руна