МВД: «Министр ушел. Да здравствует Министр!»

2627

Вы прочитаете этот материал за 6 минут

10.06.2019 сонное беларуское информационное болото взорвала новость об отставке Министра внутренних дел Беларуси Игоря Шуневича. Со слов самого генерала стало известно, что во время доклада Александру Лукашенко он обратился к последнему с рапортом с просьбой освободить от занимаемой должности. И. Шуневич мотивировал своё желание тем, что в течение долгого времени возглавляет ведомство и ему все сложнее соответствовать меняющейся обстановке, нужен человек с новым подходом и новыми взглядами, чтобы придать МВД динамику.

Насколько известно, ранее И. Шуневич уже высказывал намерения покинуть пост по личным мотивам: состояние здоровья. Как на это реагировал А. Лукашенко — неизвестно, но 10.06.2019 желание экс-министра было удовлетворено.

Тут же возник ряд конспирологических версий относительно причин отставки: от весьма неоднозначных высказываний И. Шуневича по вопросам, выходящим за рамки его служебной компетенции, и до некой размолвки лично А. Лукашенко во время доклада, после которой отставка и была принята.

11.06.2019 стало известно, что приемником И. Шуневича на посту главы МВД стал командующий Внутренними войсками МВД (далее по тексту ВВ МВД) генерал Юрий Караев.

С учетом того, что МВД – крупнейший после Белкоопсоюза правительственный институт, отставки и назначения в министерстве вызывают понятный интерес. Смена же руководителя поднимает ряд важных вопросов. На которые попробуем дать ответы.

Внезапность отставки Шуневича. Скорость, с которой был назначен приемник И. Шуневича, практически исключает фактор внезапности его отставки. Для А. Лукашенко, но не обязательно для самого Шуневича. Вполне возможно, что рапорт об отставке был подан ранее, но о том, что он удовлетворен, сам экс-министр узнал только вчера во время доклада А. Лукашенко. Назначение на министерские посты – процедура, обставленная рядом формальностей. Их можно ускорить, но точно не ужать в один день.

Насколько можно судить, А. Лукашенко не любит политических сюрпризов. Но для себя. В преддверии Европейских игр, отставка одного из ключевых чиновников, отвечающих за безопасность имиджевого мероприятия лично для беларуского правителя, внезапной быть не может. Если, конечно, речь не идет о виновных основаниях. Но тот факт, что И. Шуневич не исключает своего возвращения во власть на новой должности, означает его уход с почетом, а не с позором.

Стоит ли поздравлять Юрия Караева. Только если он вам лично чем-то насолил. Должность главы МВД – мягко говоря, не сахар. Функционал ведомства — от выращивания капусты до приведения в исполнение смертных приговоров.

В этой связи сфера ответственности командующего ВВ МВД и более узкая, и более конкретная. И ответственность он несет за меньшее количество людей.

Тем более, что сам новый глава МВД ранее планировал по личным мотивам покинуть свой пост переводом в межгосударственные органы СНГ/ОДКБ на более спокойную и сытую должность международного чиновника.

Стоит ли ожидать реформы МВД с приходом нового Министра. Скорее нет, чем да. Во-первых, реформирование в краткосрочной перспективе означает ослабление дееспособности ведомства. Что в условиях выборного цикла и не самого лучшего внешнеполитического фона для А. Лукашенко вряд ли приемлемо. Скорее можно ожидать закручивания гаек в плане укрепления дисциплины внутри ведомства. Во-вторых, ни одна система не может реформировать себя сама. А новый глава МВД  — плоть и кровь её. Косметические правки, некоторая оптимизации по непринципиальным направлениям деятельности возможны. Принципиальные перемены – нет. В-третьих, любое реформирование – это командная работа. Система назначения на руководящие посты в силовых ведомствах как раз направлена на то, чтобы их руководители не имели возможности сформировать свою команду. Тот же глава МВД подчинен непосредственно Президенту, а по отдельным вопросам – Премьер-министру. Заместители Министра назначаются также Президентом. Для рассмотрения основных вопросов оперативно-служебной деятельности в МВД создается коллегия в составе Министра, Заместителя Госсекретаря СовБеза Беларуси, заместителей Министра, начальников департаментов МВД и иных должностных лиц. При этом персональный состав коллегии утверждается Президентом по представлению Министра. Т.е., самостоятельность главы МВД весьма относительная: он подчинен Президенту и Премьер-министру, подконтролен Совету Безопасности и окружен назначенцами Президента. В-четвертых, для любой реальной реформы нужны деньги. Много денег. Которых в бюджете нет и не предвидится.       

Почему Ю. Караев. Более логичным виделось назначение на министерский пост генерала Ивана Подгурского – Первого замминистра и начальника криминальной милиции. Тем более, что ВВ МВД – все же военная организация, в то время как милиция – военизированная. Есть свои особенности.

Но Лукашенко остановил свой выбор на Ю. Караеве. Представляется, что главных причин две.

Во-первых, генерал Караев доказал, что он соответствует лермонтовскому «слуга царю, отец солдатам». На фоне скандальных «суицидов» в армии и прочего творящегося там безобразия, ситуация с дисциплиной во Внутренних войсках МВД внешне выглядит практически образцовой. Хотя стоит напомнить, что ВВ МВД и армия находятся в разной ситуации. Первые более компактные и отбор туда жёстче.

Во-вторых, назначение Караева может диктоваться политическими факторами. Ранее экс-командующие ВВ МВД перемещались в министерское кресло в лихие 90-е. Когда страна находилась в тяжелом социально-экономическом, внутри- и внешнеполитическом положении. А А. Лукашенко рассматривал демократические силы как реальную угрозу собственной власти. Тогда редко какая акция протеста не заканчивалась побоищем с милицией, а демонстрации в Минске, в которых участвовало менее 25 тыс. человек, считались провальными из-за своей малочисленности.

Сейчас ситуация казалось бы иная. Сам А. Лукашенко признает, что оппозиция угрозы режиму не представляет. Но экономика страны стагнирует по большому счету уже 10 лет. Планка в заветные USD 500 средней зарплаты была поставлена в далеком 2009 году. И с фанфарами достигнута только в этом (надолго ли?). Стоит напомнить, что USD 500 в 2009 году это USD 613 на сейчас. По итогу десятилетия в Беларуси только в 2-х (!) городах средняя зарплата превышает USD 500 образца 2009 года: Минск и Солигорск.

На фоне провальной социально-экономической политики кардинальным образом изменилось положение в сфере региональной безопасности. Отношения с основным формальным союзником Россией в лучшем случае можно охарактеризовать как прохладные. И гарантий того, что они не станут враждебными, нет.

Стоит снова обратиться к А. Лукашенко, который начиная с 2014 года  неоднократно заявлял, что внешние вызовы безопасности станут прямыми угрозами только в случае внутренней дестабилизации ситуации в Беларуси. А 11.06.2019 напутствуя нового Министра внутренних дел Юрия Караева поставил ему задачу не провоцировать недовольство населения действиями сотрудников МВД.

Logo_руна