Вы прочитаете этот материал за 4 минуты
Состоялась очередная офф-лайн дискуссия Belarus Security Blog, посвященная вероятности военного обострения, спровоцированного беларуским режимом. Формат мероприятия: по приглашениям, с соблюдением дистанции и обеспечения участников средствами индивидуальной защиты.
В ходе дискуссии было высказано два противоположных мнения.
Пессимистическое: военная эскалация в регионе может рассматриваться беларуским режимом как рабочий инструмент для решения внешнеполитических (в первую очередь) задач по принуждению Запада (в лице США) к переговорам на приемлемых условиях и по принуждению уже Кремля к безусловной поддержке беларуского режима. В последнем случае речь идет о финансово-экономической поддержке и о снятии неприемлемых для официального Минска пунктов в двусторонней политической повестке.
Формат такого обострения можно смоделировать как кратковременный (несколько дней) локальный вооруженный конфликт без использования авиации и артиллерии крупных калибров. С одновременной демонстрацией решимости к расширению как масштабов столкновений, так и уровня их интенсивности.
В подобной ситуации Кремль будет поставлен перед дилеммой: либо подтверждать свою антизападную/антиукраинскую риторику практическим шагами по поддержке своего формального союзника в Минске, что угрожает дальнейшей эскалацией, которая ударит уже по интересам России; либо вмешиваться с целью урегулирования конфликта, что потребует какого-то локального соглашения уже между Россией и Западом. В последнем случае это будет крайне затруднительно: Запад будет требовать привлечения беларуского режима к ответственности, а это означает серьезные уступки со стороны Кремля (сдачу формального союзника). На что русские по политическим и иммиджевым соображениям пойти не смогут.
Опасностями описанного сценария являются:
— Вероятность неуправляемой эскалации конфликта и его географического расширения.
— Затягивание конфликта в условиях ограниченности наличных ресурсов у беларуского режима.
— Запад исходит из несамостоятельности беларуского режима (что ошибка) и будет рассматривать его в качестве российского прокси, а значит и негативные последствия для России будут неизбежны (например, в виде т.н. «адских санкций»). А это не оставит Москве выбора кроме как стать активной стороной конфликта.
Таким образом, локальный конфликт с высокой вероятностью может привести к затяжной региональной конвенциональной войне между двумя блоками (РБ-РФ и НАТО-Украина).
Оптимистическое: беларуский режим, осознавая уровень своей уязвимости, не рискнет на провоцирование военной эскалации не заручившись предварительными гарантиями внешней поддержки. Кроме того, есть высокая степень согласованности внешнеполитических шагов между Беларусью и Россией. Таким образом, любые военные действия со стороны официального Минска могут осуществляться только по согласованию и в рамках единого плана с Москвой.
Беларуский режим осознает уровень угроз для своего существования со стороны Кремля и в принципе опасается роста зависимости от России. Но объективные факторы и текущая политическая обстановка по сути делают углубление такой зависимости неизбежным на ближайшую перспективу. Любая эскалация в регионе повлечет установление (попытку установления) полного политического контроля над Беларусью со стороны России под предлогом совместной обороны против внешней агрессии. После установления подобного контроля даже физическое выживание ряда персоналий из беларуской верхушки станет проблематичным. И однозначно произойдет полное переформатирование политическое системы и системы власти в Беларуси.
Кроме того, любая военная эскалация в регионе вне зависимости от формата вовлеченности в нее Беларуси нанесет сокрушительный удар по беларуской экономике. А прямое участие в конфликте повлечет и физический урон. Причем, чем выше интенсивность конфликта, тем большими такие потери будут. И в этих условиях будет крайне проблематичным удержание контроля над ситуацией внутри Беларуси.
Участники дискуссии пришли к общему соглашению том, что период нахождения российских войск в Беларуси в связи с предстоящими учениями «Запад-2021» является периодом повышенной опасности для региональной безопасности. Но уровень этой опасности оценили по-разному.