Вы прочитаете этот материал за 4 минуты
Большая часть новостей, касающихся российских программ вооружений, их разработки, закупок и развертывания, сосредоточена на флагманских вооружениях, с прозрачным намеком на политические мотивы их создания.
По мере развития российской доктрины Герасимова «ограниченных действий» и автономных зон развертывания аэрокосмических систем вооружения, как, например, в Сирии, критически важные инструменты этой политики получали финансирование. По мере роста активности ВВС России большое внимание уделяется разработке платформ (таких как ПАК-ФА / Су-57) и стратегических боеприпасов (таких как Х-47М2 Кинжал).
Но системы вооружения, которые, вероятнее всего и будут иметь непосредственное влияние на боевую обстановку, возможности развернутых сил и реальное ведение боевых действий, отличаются. Так, не привлекает внимания (прессы) главный контракт России по закупке ракет средней дальности Р-77-1, вероятно, на несколько тысяч единиц. В ближнем воздушном бою и в ходе воздушного патрулирования, которые были отличительной чертой недавних российских боевых действий, включая инциденты с потерями самолетов с участием Турции и Израиля, боеприпасы класса «воздух-воздух» средней дальности с активными головками самонаведения были бы основным оружием. В более широком смысле, модернизируемое снаряжение ВВС, вероятно, позволит развернутым войскам быть более агрессивными, менее зависимыми от наземной ПВО для защиты и заставит противников действовать с большей осмотрительностью.
Энтони Эндресен, аналитик GlobalData, комментирует: «Например, глядя на схему развертывания в Сирии, мы видим, что оружие, которое на самом деле улучшит позиции России и ситуацию в оперативной зоне будет иметь ограничительный характер применительно к действиям вероятного противника. В случае с самолетом российских ВВС, сбитым Турцией, вполне вероятно, что поведение России было обусловлено ограниченным количеством ракет средней дальности, которые в то время были доступны на ТВД. Су-35 с полным комплектом ракет Р-77-1 с активной системой самонаведения, действующие из Хмеймима, могут заставить Турцию вести себя более осторожно, чем те же истребители с ракетами Р-27.
Дополняет Р-77-1 дальнобойный Р-37М (кодовое имя НАТО: Axehead) с активными и полуактивными головками самонаведения, а также вариант Р-77-1 (в настоящее время известный как Изделие 180), который проходит испытания для применения с платформ ПАК-ФА / Су-57 и БПЛА «Охотник». Ясно, что расчет здесь состоит в том, чтобы дать основным платформам больше возможностей, учитывая, что объявления о стратегическом оружии мало влияют на наземные операции при реальном задействовании войск.
Несмотря на то, что главные объявления о «революционных» системах, таких как «Буревестник», «Посейдон» и «Кинжал», попадают в заголовки газет, вполне вероятно, что эволюция имеющихся комплексов вооружения будет реальным фактором, влияющим на изменение поведения при развертывании (сил для ведения боевых операций).
Учитывая экономический климат, Россия, безусловно, будет экспортировать такие разработки, и поэтому они будут встречаться за пределами зон российского военного присутствия, которые сами по себе расширяются. Некоторым из этих программ, которые номинально являются модернизационными, действительно следует уделять больше внимания, поскольку именно здесь в ближайшие годы можно будет найти настоящих лидеров рынка и технологий. Хотя основное внимание уделяется вооружениям класса «воздух-воздух», на самом деле это относится ко всем областям».