Нефтяной кризис – новый шанс для Минска

1992
источник vdmsti.ru

Вы прочитаете этот материал за 3 минуты

Последние события на международном нефтяном рынке потенциально могут послужить поддержкой позиции официального Минска в споре с российскими нефтяными компаниями.

Формат нефтедобывающих стран ОПЕК+ столкнулся с серьезнейшим кризисом, который может и не пережить. Причиной послужило диаметральное расхождение стратегий его участников. С одной стороны, Саудовская Аравия и примкнувшие к ней государства традиционно выступают за регулирование предложения нефти на мировом рынке с тем, чтобы защитить финансовую стабильность добывающих углеводороды стран. С другой стороны, Россия избрала стратегию под условным обозначением «обрушить цены, нарастить долю рынка».

Эпидемия китайского коронавируса лишь обострила ранее сформировавшиеся слабости мировой экономической системы. Снижение спроса со стороны Китая из-за карантинных мер и прогнозируемая аналогичная ситуация в ЕС поставила перед поставщиками нефти вопрос выбора стратегии собственного поведения в текущих реалиях. При этом решение о снижении предложения ради сохранения приемлемой для продавца цены могло быть принято только консенсусом. Москва в этом участвовать отказалась и обозначила намерение бороться за долю на рынке даже путем резкого падения нефтяных цен.

Логика России достаточна прозрачна:

А) низкие цены на углеводороды поддержат балансирующую на грани рецессии мировую экономику и позволят избежать ещё более глубокого падения цен на нефть в случае, если кризис все же состоится и будет длительным;

Б) низкие цены на нефть из традиционных источников в теории помогут вытеснить сланцевую нефть (насколько это реалистичные расчеты – вопрос открытый);

В) падение стоимости уберет с нефтяного рынка традиционных производителей, которые окажутся неспособны конкурировать по цене;

Г) низкие цены на нефть в условиях снижающего роста глобальной экономики позволят оттянуть потребителей от зеленой энергетики, консолидируют вокруг нефтяного сектора бизнес и позволят противостоять международному «зеленому лобби», которое последние годы все более радикализуется в своих прожектах по переустройству глобальной системы транспорта и материального производства;

Д) вытеснив конкурентов, по мере возвращения к экономическому росту и росту потребления нефти, оставшиеся производители смогут добиться и положительной финансовой динамики для себя (т.е. значительного и быстрого роста цен на нефть).

Таким образом, Эр-Рияд хотел бы обеспечить стабильный приток денег здесь и сейчас, Москва же, опираясь на накопленные резервы, готова потерять в краткосрочном периоде, чтобы сорвать  джек-пот позднее. Для России особенно важно обеспечить комфортные для себя цены на нефть в будущем в свете прогнозируемого снижения её добычи.

Похоже, что нефтяной рынок переходит к этапу борьбы за клиента, а не за цену. Помимо снижения стоимости барреля, производители готовы предлагать крупным покупателям особые скидки, которые могут превышать USD 10 за баррель.

Беларусь относится к числу крупных покупателей. Даже если российская сторона по соображениям политического престижа не пойдет навстречу требованиям Минска об отказе от премии поставщикам, у беларуской стороны есть шанс компенсировать расходы на транспортировку нефти из нероссийских источников за счет специальных скидок поставщиков, которые могут превысить  USD 70 за тонну.

Благодаря российской стратегии на глобальном нефтяном рынке мы можем столкнуться с ситуацией, когда Россия не просто утратит монополию на поставку нефти в Беларусь, но перестанет быть даже основным поставщиком. По крайней мере, на какой-то период.

Logo_руна