Вы прочитаете этот материал за 10 минут
В ходе Международного военно-технического форума «Армия-2018», было представлено 295 единиц вооружения, из которых 36 были позиционированы как «новейшие и перспективные образцы». Однако, насколько они таковыми являются?
«Коалиция-СВ»
Самоходная гаубица 2С35 «Коалиция-СВ» (СВ – сухопутные войска), так же, как и многие другие образцы «новейшего и перспективного» российского вооружения, является модернизацией «наследия» СССР, а именно – 152 мм самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С», принятой на вооружение в 1989 г.
Разработку «Коалиции-СВ» ОАО «Центральный научно-исследовательский институт «Буревестник» (г. Нижний Новгород) начало еще в 2002 г., причем первоначальный ее вариант, созданный из узлов и агрегатов САУ «Мста-С», был двухствольный, с двумя 152 мм гаубицами, расположенными вертикально. Однако, из-за его ненадежности, большой стоимости и скорострельности только в 1,5 раза выше, чем у «Мсты», от него вскоре отказались. Разработка нынешнего варианта 2С35 «Коалиция-СВ», созданного на базе танка Т-90 и вооруженного 152 мм гаубицей 2А88 со скорострельностью 20 сн/мин и боекомплектом из 70 выстрелов, была начата в 2006 г. и в 2015 г. планировалось принять ее на вооружение. Но в начале 2010 г. Было заявлено, что разработка САУ «Коалиция-СВ» государством не финансируется, так как она не входит в приоритетные образцы военной техники. Тем не менее, работы продолжались и в 2013 г. Уральским заводом транспортного машиностроения были изготовлены два опытных образца, а в 2014 г. – 10 САУ 2С35, которые приняли участие в параде Победы 9 мая 2015 г.
В апреле 2015 г. заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Олег Бочкарев в эфире «Эхо Москвы» заявил, что серийное производство артиллерийской установки «Коалиция-СВ» начнется в 2019 г. Однако в сентябре 2017 г. Министерством обороны был заключен контракт на поставку 10 САУ в войска в качестве опытной партии. В настоящее время ожидается, что в 2020 г., после завершения государственных войсковых испытаний, 12 «Коалиций-СВ» должны поступить на вооружение 1-й гвардейской танковой армии Западного военного округа.
Кроме варианта на гусеничном шасси существуют еще три:
Колесный вариант 2С35-1 «Коалиция-СВ-КШ» – боевой модуль на шасси «Торнадо» КамАЗ-6560, что фактически является модернизацией варианта 152 мм самоходной гаубицы 2С21 «Мста-К» на шасси КрАЗ-6316 и Урал-5323.
Двухзвенный гусеничный, первая секция которого является собственно САУ, а вторая – транспортно-заряжающей машиной, имеющей около 200 выстрелов.
Флотский вариант «Коалиция-Ф» – башенная корабельная артиллерийская установка с двумя 152 мм гаубицами.
Однако, по имеющейся информации, многие заявленные ТТХ САУ «Коалиция-СВ» существенно преувеличены, а реальные уступают ТТХ аналогичных зарубежных артиллерийских систем, которые давно стоят на вооружении и однократно подтверждали эти ТТХ в боевых действиях, как PzH-2000 или AS-90. Например, в большинстве российских источников указывается дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом 40 км и даже 70 км, однако согласно законам физики и баллистики она не может быть больше 30,5 км. Кроме того, боевое отделение, очевидно, все же обитаемое, так как на стволе установлен ресивер (эжектор), уменьшающий загазованность боевого отделения. Очевидно, также, что в составе экипажа не два специалиста, а не менее трех (командир, механик-водитель и наводчик орудия), так же возможно, что в боевом отделении предусмотрены места для двух заряжающих (снарядный и зарядный), а еще составе экипажа должны быть и два заряжающих с грунта (снарядный и зарядный).
Возможно именно из-за таких «нестыковок» на «Уралтрансмаше» продолжается модернизация советских САУ «Мста-С», которых ежегодно по 36 штук поступает в российскую армию. Надежных, проверенных временем и боями, стреляющих на те же 30,5 км.
«Спрут-СДМ1»
Базовый вариант самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД» с пушкой 2А75 был принят на вооружение в 2006 г. и, по данным открытых источников, до 2010 г. в ВДВ их было поставлено более 30. Однако затем поставки «Спрута-СД» были приостановлены в связи с разработкой новой противотанковой САУ.
Самоходная противотанковая пушка 2С25М «Спрут-СДМ1», которую с полным основанием можно отнести к легким, плавающим танкам, была впервые продемонстрирована ОАО «Курганский машиностроительный завод» концерна «Тракторные заводы» на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015». По своим узлам и деталям ходовой части, а также по моторно-трансмиссионному отделению она унифицирована с боевой машиной десанта БМД-4М. «Спрут-СДМ1» оснащен модернизированной пушкой 2А75М, ТТХ которой практически соответствуют ТТХ танковой пушки 2А46М5, т.е. она может осуществлять стрельбу всеми типами снарядов, имеющихся в арсенале танков Т-72 и Т-90, а также управляемыми ракетами. Наведение пушки осуществляется многоканальным тепловизионным прицельным приспособлением наводчика «Сосна-У», разработанное беларуским ОАО «Пеленг» и выпускаемое волгоградским предприятием «ВОМЗ», который был впервые публично продемонстрирован в 2006 г. и июле 2016 г. внесен в Перечень инновационных товаров Республики Беларусь (таким же прицельным приспособлением оснащаются и модификации танков Т-72 и Т-90, в частности, Т-72БА и Т-90С, Т-90МС). Дублирующим прицелом модернизированного «Спрута» является ПДТ – прицел дублер телевизионный, которым также оснащаются Т-90М, Т-80БВМ, 2С25 и др. и который также в июле 2016 г. внесен в Перечень инновационных товаров Республики Беларусь. Главным же отличием «Спрута-СДМ1» от предшественника является комплекс управляемого вооружения с новейшей ракетой, якобы способной на расстоянии до 6 км уничтожить танк с динамической защитой, а также низколетящие и малоскоростные цели – вертолеты и БПЛА.
Первоначально, в 2015 г., планировалось завершить государственные испытания «Спрута-СДМ1» до конца 2016 г., после чего должно было начаться серийное производство и в 2017 г. в ВДВ России должны были поступить первые шесть из необходимых 150 модернизированных «Спрутов». Но в феврале 2016 г. срок начала поставок «Спрута» в ВДВ был перенесен изготовителем на 2018 г. Затем, после демонстрации в июне 2016 г. опытного образца модернизированного «Спрута» на полигоне Струги Красные (Псковская область) офицерам и генералам, принимавшим участие в сборах руководящего состава артиллерии воздушно-десантных войск, было заявлено о поставках в 2017 г. Но предварительные испытания «Спрута-СДМ1» были завершены лишь в конце 2017 г., а его государственные испытания должны начаться в октябре 2018 и завершиться в 1 квартале 2019 г., после чего ожидается поступление в ВДВ. Также ожидается, что интерес к «Спруту-СДМ1» проявят Сухопутные войска и морская пехота. Кроме того, были большие ожидания после форума «Армия-2018», что уже в ближайшее время будут заключены контракты на поставку с Индонезией и рядом стран Юго-Восточной Азии. Но, очевидно, что зарубежные покупатели не торопятся с приобретением боевой техники, не прошедшей государственные испытания и не принятой на вооружение страной-изготовителем.
БТ-3Ф
Гусеничный бронетранспортер БТ-3Ф разработан также в СКБМ и также на базе БМП-3Ф. Разработка БТ-3Ф, согласно отчету СКБМ, началась не позднее 2010 г. Как и в БМП-3Ф, литер «Ф» в наименовании БТ-3Ф обозначает «флотский», т.е. предназначенный для использования морской пехотой и имеющий соответствующие особенности конструкции. Судя по фотографиям, опубликованным блогом BMPD, по сравнению с БМП-3Ф броневой корпус БТ-3Ф подвергся значительным доработкам, установлен новый дистанционно управляемый боевой модуль ДПВ-Т с пулеметом ПКТМ калибра 7,62 мм, основная компоновка внутренних объемов осталась прежней, прежней осталась и ходовая часть.
По мнению разработчиков, конструкция БТ-3Ф позволяет устанавливать различные дистанционно управляемые боевые модули, например, с пулеметом калибра 12,7 мм или 14,5 мм, а также с автоматическим гранатометом АГ-17А (30 мм) или АГ-40 (40 мм). Дополнительным вооружением, как и на БМП-3Ф, является курсовой пулемет в скуловой установке, а вместо второго пулемета на левом борту установлена заглушка.
Впервые БТ-3Ф был продемонстрирован на форуме «Армия-2016».
Еще в 2012 г. высказывались предположения, что БТ-3Ф разрабатывается по заказу Индонезии, которая имеет достаточно большое БМП-3Ф и БТР-50, который с БТ-3Ф имеет ряд сходств. Это предположение подкреплялось тем, что в ходе форума «Армия-2017» делегация командования морской пехоты Индонезии (Korps Marinir — KORMAR) посетила экспозицию и встретилась с разработчиками БТ-3Ф. Затем появилась информация, что Индонезия планирует начать закупки БТ-3Ф в 2018 г.
Однако, очевидно из-за санкций, в настоящее время Индонезия интереса к БТ-3Ф не проявляет, хотя он демонстрировался в экспозиции российских оборонных предприятий в рамках выставки ADAS-2018, которая проходила с 26 по 28 сентября 2018 г. в Маниле, столице Филиппин.
Возможно также, что индонезийских военных не впечатляют и ТТХ БТ-3Ф. Например, украинский БТР-4 имеет большую мощность двигателя (600 л.с.) и запас хода (690 км), а поражающие возможности его боевого модуля «Парус» значительно выше, благодаря наличию 30 мм автоматической пушки и ПТРК «Барьер».
ТМ-140А
Универсальный плавающий транспортный гусеничный транспортер ТМ-140, предназначенный для эксплуатации в условиях Арктики был создан ОАО «Курганмашзавод» еще в 2011 г. и впервые в гражданском варианте был представлен на выставке «Вездеход» в феврале 2012 г. К 2015 г. был создан и военный вариант ТМ-140А, который был представлен на форуме «Армия-2015». На нем, кроме специального модуля с теплошумоизоляцией, системы отопления и вентиляции, предусмотрена возможность установки противопульной защиты кабины, модуля для перевозки личного состава и пулеметной установки с дистанционным управлением.
Тогда же были озвучены планы принятия до конца года на вооружение российской армии данного вездехода и еще 14 видов новой техники, которая прошла испытания зимой в Заполярье.
На форуме же «Армия-2018» на стенде АО «Курганский машиностроительный завод» был выставлен вариант ТМ-140, оборудованный по заданию ПАО «Транснефть» комбинированной системой пожаротушения «Гарант-Т1», позволяющей устранять очаги возгорания без участия экипажа.
***
Таким образом, большинство из представленных в экспозиции «Армия России – завтра» Международного военно-технического форума «Армия-2018» «новейших и перспективных образцов» являются модернизированными вариантами военной техники, состоящей на вооружении долгое время, еще со времен СССР, поэтому характеризовать их «новейшими и перспективными» не совсем корректно. Никто же ведь не утверждает, что американский бомбардировщик Боинг Б-52 «Стратофортресс» является «новейшим и перспективным», хотя он, будучи принятым на вооружение ВВС США в 1955 г. имеет перспективы оставаться в строю до 2040 г. и на его модернизацию планируется израсходовать не менее 11,9 млрд долл.
Некоторые российские военные эксперты объясняют отсутствие действительно новейших и перспективных образцов военной техники тем, что гипотетические противники России не проводят перевооружение своих войск на бронетехнику нового поколения, а Сухопутным войскам России для вновь развертываемых частей требуется немало техники, которая проверена и боевых условиях и имеет налаженное серийное производство, поэтому на ее производство и модернизацию и брошены все научные и производственные силы страны. Некоторые объясняют это и тем, что существенно урезана государственная программа вооружений на 2018-2027 гг. Кроме того, возрастают проблемы и риски, связанные с ее реализацией даже в урезанном виде. Этому способствуют, например, новые санкций, следствием которых является отсутствие доступа предприятий ОПК России к внешним заимствованиям и импорту технологий, а также отказ от сотрудничества с ними иностранных разработчиков и производителей. Кроме того, уже в настоящее время на предприятиях ОПК отсутствует достаточное количество квалифицированного персонала, а иммиграция высококвалифицированных специалистов на Запад достигла небывало высокого уровня. Немаловажными факторами, которые усугубляют ситуацию с реализацией госпрограммы вооружений, являются также и кризис системы профессионально-технического образования, и кризис собственного станкостроения, и невозможность использования композитных материалов мирового уровня, и т.д. Кроме того, в Росси в настоящее время уже ощущается нехватка стали, особенно специальной. В частности, основное предприятие спецметаллургии комбинат «Красный Октябрь» может вовсе прекратить ее производство из-за спора хозяйствующих субъектов и непрекращающихся уголовных дел, а ведь его стали используется и для производства бронетехники семейства «Армата», и для производства самолетов Су-57.
Поэтому-то Министерство обороны России и «не горит желанием» закупать, например, БМП «Курганец-25», танк Т-14 «Армата», БТР «Бумеранг», артиллерийские системы и системы залпового огня и др.
Леонид Спаткай, специально для Belarus Security Blog
Другие материала по теме:
«Новая жилетка из старых папиных брюк» (ч.1)
«Новая жилетка из старых папиных брюк» (ч.2): бронетехника
«Новая жилетка из старых папиных брюк» (ч.3): системы ПВО