О поставках российского вооружения Беларуси

910

Вы прочитаете этот материал за 5 минут

01.09.2021 Александр Лукашенко заявил о том, что Россия в ближайшее время поставит Беларуси «…десятки самолетов, десятки вертолетов, самого важного вооружения ПВО». И, возможно, даже С-400.

Перспективам поставок С-400 мы посвятили отдельный материал. Пока это скорее про отдаленное будущее, уж точно не про ближайшее время.

А вот на остальном стоит остановиться подробнее. Для чего необходимо ответить на три вопроса: что именно поставит Россия и в каких количествах, в каком формате возможны такие поставки. Начать, пожалуй, следует со второго. С учетом отсутствия первичной информации все сказанное ниже является гипотезой, а не знанием.

Условия поставки. Конфигурация государственного бюджета Беларуси (и то если верить его официальным показателям) не позволяет расценивать перспективу закупок современной авиатехники десятками единиц в качестве реалистичной. Таким образом, речь может идти только о приобретении новой техники в кредит.

Ранее А. Лукашенко заявлял, что USD 300-500 млн из неиспользованной части российского кредита под строительство БелАЭС могут быть направлены на закупку вооружения в России. Однако, если речь идет именно о десятках (т.е. 20 и более единиц) самолетов и вертолетов, то этой суммы решительно недостаточно. Вернее, ее достаточно для закупки пары эскадрилий российских вертолетов. Но никак не боевых самолетов.

При этом стоит напомнить, что планы Лукашенко распорядиться остатками российского «атомного» кредита – лишь планы Лукашенко. Со слов последнего, они не вызвали у Владимира Путина отторжения. Но и о поддержке этих намерений тоже ничего не сообщается.

Тут следует обратить внимание на контракт между российским «Уралтрансмашем» и Минобороны Беларуси на капитальный ремонт с модернизацией САУ «Акация», который был подписан в конце июня сего года. А в конце августа уже был исполнен, при том, что первоначально передача отремонтированной и модернизированной техники была запланирована на 2022 год. Конечно, неизвестны ни объем партии, ни полный перечень выполненных работ. Но скорость исполнения контракта дает основания подозревать, что данные САУ имеют не беларуское происхождение. А могли быть переданы из наличия российской армии с целью замены беларуской техники с большим износом.

Можно предположить, что и озвученные А. Лукашенко планы полностью или частично предполагают передачу беларуской армии техники из наличия армии российской. Которая еще имеет значительный ресурс, но замещается новыми образцами. Собственно, Россия ранее уже передавала Беларуси ЗРК С-300, которые заменялись более свежей техникой. Так что в данном случае речь может идти о прежней схеме. Только в больших масштабах.

Что и сколько. Заявления А. Лукашенко о десятках самолетов и десятках вертолетов, которые вот-вот прибудут из России, возможно, не стоит принимать слишком буквально. Речь может идти о нескольких десятках единиц техники и вооружения всего, а не каждого вида. Тем не менее, попробуем предположить те образцы вооружения, которые может получить Беларусь и масштабы поставок.

Во-первых, это относительно свежие истребители МиГ-29 СМТ. Основой парка российских ВВС стали самолеты Су. Имеющиеся МиГи замещаются на 35-е в гомеопатических количествах и не столько исходя из потребностей, сколько с целью повысить их привлекательность на международных рынках: покупатели не любят приобретать технику, которой нет на вооружении армии производителя. Всего речь может идти о передачи беларуским ВВС 1-2 эскадрилий МиГ-29 СМТ. Есть неподтвержденная информация о планах беларуского военного руководства иметь 3 истребительных авиаэскадрильи на среднесрочный период, 2 из которых на самолетах МиГ.

Также стоит учитывать ранее озвученные планы по получению в текущем году второго звена из 4-х тяжелых истребителей Су-30СМ.

Во-вторых, могут быть закуплены в рамках российского кредита вертолеты огневой поддержки Ми-35 и/или транспортно-боевые семейства Ми-8 числом до 24 единиц. Поставка первых в количестве 4-х единиц уже анонсирована.

Но тут возникает фактор времени: Лукашенко заявляет о получении техники в ближайшее время. Но ничего не известно о новых контрактах на ее приобретение, кроме вышеуказанной четверки Ми-35. Даже если контракт заключить сейчас, техника поступит только в следующем году.

Так что более вероятным представляется получение в качестве военно-технической помощи из России относительно свежих (в сравнении с беларускими) Ми-24, которые подлежат замене в рамках перевооружения российской армии. Также могут быть получены бывшие в употреблении модернизированные Ми-8.

В-третьих, относительно техники ПВО. Именно закуплены могут быть новые ЗРК Тор-М2Э в количестве 1-2 батарей. О такой возможности ранее уже сообщалось. Также в качестве российской военно-технической помощи можно предположить получение 3-4 дивизионов ЗРК С-300ПМ (1,2) и/или С-300В (например, в варианте В4). Последние представляют особый интерес в силу их возможностей по ПРО. С-300В ранее состояли на вооружении 147-й зенитной ракетной бригады. Однако по достоверно неизвестным причинам соединение было перевооружено на ЗРК «Оса». Можно предположить, что не удалось поддерживать надлежащее техсостояние вооружения и/или ракет для него. Вообще вопрос обеспечения зенитными ракетами к комплексам С-300 достаточно актуален.  И без российской поддержки его решить невозможно. Так что передача зенитных ракет помимо самих ЗРК может стать важной частью предполагаемого пакета российской военно-технической помощи для Беларуси.

Причины щедрости. Подобная масштабная помощь может быть частью пакетной сделки, включающей продление функционирования российских военных объектов в Беларуси на следующий 25-летний период, совместное дежурство по ПВО истребительной авиации с авиабазы в Барановичах и создание совместного учебно-боевого центра по ПВО в Гродненской области. Последний Кремль может рассматривать в качестве первого шага к созданию полноценной военной базы в перспективе ближайших 2-3 лет.

Так что помощь Москвы можно рассматривать в качестве наживки на крючке той самой российской военной базы, согласие на создание которой Лукашенко сначала дал в 2013 году, а затем в 2015 году заявил, что впервые об этом слышит.

Logo_руна