О совещании по проекту гособоронзаказа-2022

941

Вы прочитаете этот материал за 6 минут

10.05.2022 под председательством Александра Лукашенко состоялось заседание, посвященное утверждению государственного оборонного заказа на 2022 год.

Специфика момента. Интересно отметить, что ранее подобные мероприятия если и проводились, то публичного освещения не получали. Однако в этом году вопросы гособоронзаказа пытаются использовать для личного пиара Лукашенко. Который еще не так давно уверенно утверждал о быстром военном поражении Украины и грозил НАТО бодрым маршем на Ла-Манш. Вот и приходится обновлять имидж эффективного главнокомандующего. А заодно и продемонстрировать военным, что они в центре внимания на высшем уровне. Хотя денег для них больше и не станет.

Стоит обратить внимание, что государственный оборонный заказ должен утверждаться не позже трёх месяцев с момента вступления в силу закона о республиканском бюджете на текущий финансовый год. Т.е. гособоронзаказ-2022 должен был быть утверждён не позже конца марта. Причина того, что этот вопрос передвинут фактически на середину мая — ход российского вторжения в Украину. Парад победы на Крещатике — из области ненаучной фантастики, Киев устоял и дает отпор. Предварительные выводы из войны стали причиной корректировки гособоронзаказа по номенклатуре и объемам закупаемой продукции. А это привело к переносу его утверждения.

Война в Украине. Во время мероприятия А. Лукашенко выделил проблемные вопросы российской армии, которые высветило вторжение в Украину: устойчивость тылового обеспечения и системы связи войск. Интересным моментом стало его особое требование не усложнять военную технику, чтобы упростить её использование рядовыми бойцами. Беларуский режим исходит из того, что в случае войны не будет времени на подготовку массовой мобилизованной армии.

В результате анализа текущей российско-украинской войны будут внесены изменения в планы подготовки беларуской армии, оперативные планы обороны и модернизации технической базы армии.

Таким образом, несмотря на пророссийскую госпропаганду, официальный Минск в целом адекватно оценивает ход и промежуточные результаты российского вторжения в Украину.

О закупках вооружений. Говоря о перспективах получения С-400, А. Лукашенко явно рассчитывает, что они будут переданы Беларуси Россией на безвозмездной основе. При этом заявляется, что возможности С-400 избыточны для Беларуси, а уже имеющиеся С-300 – очень хорошее современное вооружение. Тем более, что в случае крупномасштабной войны С-400, как и боевые самолеты противник постарается быстро уничтожить. Или сделать невозможным применение последних, разрушив аэродромную инфраструктуру. Получается что-то типа «не больно-то и нужно, но в подарок возьмем».

А вот ОТРК «Искандер», находящиеся в Беларуси (насколько известно, в количестве дивизиона), Минск готов выкупить. Вероятно, по остаточной стоимости от цены поставки для нужд российской армии. То есть в 2-3 раза ниже, чем стоят новые «Искандеры» при экспортных поставках. И судя по уверенному тону Лукашенко, определенные договоренности о параметрах сделки могут быть уже достигнуты.

Позднее было заявлено, что дорогостоящие российские вооружения (самолёты Су-30СМ, вертолёты, ЗРК Тор-М2Э и другие) будут закупаться за счёт российского экспортного кредита. При этом ничего неизвестно о проведении переговоров относительно выделения подобного кредита. В минувшем году А. Лукашенко несколько раз заявлял о возможности использования остатков российского кредита на строительство БелАЭС для закупок вооружения в России. Российская сторона этот вопрос не комментировала. Поэтому вероятно, что официальный Минск пока лишь рассчитывает на возможность выделения кредита Москвой для закупки российских вооружений.

Также непонятно, планируется ли приобретение ОТРК «Искандер» за счет вышеуказанного кредита, или все же за собственные средства. Вероятно, первое. Ибо дополнительных средств для гособоронзаказа-2022 выделено не будет. И сохраняется требование приоритетности закупок оборонной продукции именно у отечественного ВПК.

Соответственно желаемая для Минска схема оборонных приобретений выглядит пока следующим образом:

-за счет бюджетных средств закупается продукция (работы, услуги) отечественного ВПК и осуществляется критический импорт, без которого невозможно поддерживать боеспособность войск;

-часть интересующего вооружения получается из наличия российской армии либо в прядке военно-технической помощи, либо приобретается по остаточной стоимости;

-новая дорогая российская техника приобретается за счет российского же кредита (кредитной линии) в размере не менее USD 500 млн (желательно льготного со сроком возврата «никогда»).

Очевидно, Минск надеется на результативный торг с Кремлем вокруг поставок российского вооружения. На чем базируется подобный оптимизм непонятно. Ведь еще в сентябре 2021 года Лукашенко утверждал о скорой передаче Россией Беларуси крупной партии вооружения. Но пока подвижек не наблюдается.

Дела ракетные. Исходя из требований Режима контроля за ракетными технологиями Москва вряд ли будет готова передать беларуской стороне баллистические ракеты для «Искандеров» с дальностью пуска более 300 км. Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что Минск рассчитывает на российскую техническую поддержку при разработке собственной баллистической ракеты. Беларуский режим пока придерживается требований Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, поэтому речь идет о создании беларуской ракеты с дальностью до 500 км.

Однако расчёт беларуского режима на российскую поддержку в разработке собственного ракетного вооружения представляется чрезмерно оптимистичным. Стоит напомнить, что в мае 2020 года Лукашенко в ответ на отказ России и Китая в поддержке разработки беларуских ракет заявил, что «…не надо перед россиянами становиться на колени» и потребовал ликвидировать зависимость от КНР в ракетном сфере. Очевидно, что никто не желает собственными руками создавать себе конкурента на международном рынке вооружений. Тем более Кремль, который придерживается многолетней стратегии на недопущение значительного наращивания оборонного потенциала своих формальных союзников на постсоветском пространстве.

Можно предположить, что беларуская сторона надеется заключить коммерческий договор с российскими учреждениями, обладающими компетенцией в сфере ракетных технологий. Но такое соглашение требует политической санкции со стороны Кремля. И с этим могут быть проблемы.

Обращение за помощью к России означает отказ Китая от поставок либо помощи в налаживании в Беларуси производства баллистических ракет М-20. И сомнения в результативности собственных усилий по этой части. Хотя еще в 2019 году беларуский ВПК демонстрировал готовность приступить к разработке баллистической ракеты с дальностью пуска в 500 км. Но тогда эта идея у оборонного ведомства интереса не вызвала.

Logo_руна