Вы прочитаете это материал за 11 минут.
В предыдущем тексте, посвящённом Оценке угроз национальной безопасности Литвы, мы рассмотрели основные моменты, связанные с литовским видением ситуации в сфере безопасности государства. Однако в данном документе есть два подраздела, которые рассказывают о литовском видении ситуации в Беларуси, а также восприятии действий беларуских спецслужб. Ниже представлен их полный перевод, который может быть интересен с точки зрения понимания литовской позиции по некоторым вопросам, касающимся и национальной безопасности нашего государства.
Ситуация в Беларуси.
Внутриполитическая ситуация в Беларуси была сформирована усилиями администрации президента Александра Лукашенко по поддержанию и укреплению авторитарного режима. Президентские выборы, состоявшиеся в 2015 году, вновь подтвердили, что слаборазвитое гражданское общество не в состоянии эффективно противостоять авторитарной модели правительства. Влияние оппозиционных партий на политическую жизнь остаётся минимальным. Несмотря на падение социального обеспечения, оппозиция получает слабую общественную поддержку (до тысячи человек), но только на мероприятиях, санкционированных властями.
Агрессия России в Украине оказывает влияние на цели оппозиционных сил. Сохранение беларуской государственности, а не свержение режима в настоящее время рассматривается в качестве приоритета. Эксплуатация фактора Украины и манипулирование с освобождением политзаключенных помогли Лукашенко частично нормализовать отношения с Западом. Другой внешний актор — Россия — не показал каких-либо признаков неодобрения правления Лукашенко. Таким образом, это привело к уникальной ситуации, когда внутренние и внешние силы (оппозиция, Запад и Россия) не возражают против сохранения статус-кво в Беларуси. Ухудшение экономической и социальной ситуации в стране является самой серьезной угрозой для властей. Тем не менее, вполне вероятно, что по крайней мере в ближайшие годы экономическая и социальная ситуация не повлечёт за собой риск для стабильности режима.
Текущие финансовые трудности выдвинули на первый план необходимость структурных экономических реформ, но есть задержка в их запуске. Самым большим достижением нового руководства Национального банка, назначенного в конце 2014 года, и правительства был отказ от фиксированного курса национальной валюты, что ранее было мотивировано политическими причинами. Новая экономическая модель была рассмотрена в конце 2015 г. Тем не менее, нет никаких планов по сокращению роли госсектора. В 2016 году была объявлена деноминация беларуского рубля (в соотношении 1:10.000), что следует рассматривать как средство для смягчения психологических последствий снижения курса беларуского рубля.
Несмотря на старт Евразийского экономического союза в 2015 году, никаких существенных изменений не произошло. В то время как наднациональные институты не имеют полномочий, двусторонние отношения с Россией будут продолжать оставаться столь же важными для Беларуси. Хотя Беларусь разработала выгодные модели реэкспорта продуктов с Запада в Россию, дополнительный доход от этого не компенсировал снижения в других секторах экономики.
Беларусь продолжает искать альтернативные источники финансирования (Китай, Международный валютный фонд), так как правительство не в состоянии сбалансировать государственные финансы. Тем не менее, Россия остаётся основным кредитором Беларуси. Визит президента Китая Си Цзиньпина в Беларуси в 2015 году символизирует определённое достижение беларуской внешней политики. Тем не менее, нынешний уровень сотрудничества не в состоянии оправдать ожидания Беларуси в стратегическом партнерстве. Без предоставления кредита для пополнения национальных запасов Беларуси Китай не станет альтернативой России.
В военной сфере Беларусь связывает свои гарантии безопасности с Россией. Она продолжает рассматривать НАТО в качестве основного источника внешних угроз. В то же время, Россия рассматривает Беларусь в качестве переднего щита и трамплина для продвижения в западном направлении. Имея совместный подход к возможным угрозам, обе страны укрепляют региональную группировку войск и систему объединенной противовоздушной обороны, а также проводят совместные широкомасштабные военные учения с целью имитации военного конфликта с НАТО.
Растущая военная интеграция между двумя странами увеличивает зависимость Беларуси от России и задерживает достижение статуса нейтрального государства. Поскольку НАТО усилила своё военное присутствие в регионе Балтийского моря в ответ на продолжающейся агрессии России против Украины, Россия ужесточила контроль над воздушным пространством Беларуси путём развёртывания своих истребителей. Кроме того, Россия планирует создать военную авиабазу в Беларуси в 2016 году. Беларусь публично ставит под сомнение необходимость создания военной базы, но поддерживает инфраструктуру, предназначенную для неё. Создание военной базы позволит свести к минимуму возможности для сохранения нейтралитета Беларуси в кризисной ситуации.
Россия также усиливает военный потенциал Беларуси путём предоставления ей новых видов оружия и военной техники. В 2015 году беларуские ВВС и ПВО получили четыре реактивных учебных самолёта Як-130 и четыре зенитно-ракетных комплекса С-300. В этом году Беларусь ожидает получить первые новые военно-транспортные вертолёты Ми-8МТВ-5 и бронетранспортёры БТР-82А.
С учетом текущей военно-политической ситуации в регионе и экономического потенциала, Беларусь строит небольшие, но эффективные мобильные вооруженные силы. Приоритетом является развитие сил специальных операций, а также ВВС и ПВО, однако тяжелое финансовое положение замедляет приобретение современного оборудования.
Угрозы со стороны беларуской разведки и спецслужб.
В Беларуси есть три службы сбора разведывательной информации против Литвы, а именно Комитет государственной безопасности (КГБ), Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь (ГРУ), а также разведывательные подразделения Государственного пограничного комитета (ГПК). Основные задачи разведки и спецслужб Беларуси в Литве связаны с обеспечением внутренней стабильности беларуского правительства и продвижения политических и экономических интересов страны в Литве и ЕС. Интеграционные процессы России и Беларуси, особенно в военной области, также оказывают существенное влияние на деятельность беларуских спецслужб, которая направлены против национальной безопасности и интересов Литвы.
Осенью 2015 года были проведены президентские выборы в Беларуси. Поэтому КГБ усилил контроль над представителями беларуской оппозиции, действующими в Литве. Основной задачей КГБ было помешать оппозиции в выработке единой политики на президентских выборах. Одновременно со сбором информации о беларуских оппозиционных организациях, работающих в Литве, беларуские спецслужбы вербуют членов беларуской диаспоры и беларуских граждан, проживающих в Литве. КГБ также предпринимает попытки внедрить агентов в беларуские оппозиционные организации и направляет их для участия в мероприятиях, организованных оппозицией в Литве. КГБ вербует источники информации и агентов влияния в оппозиционных организациях, с тем, чтобы сохранить беларускую оппозицию в раздробленном состоянии и не допустить её превращения в реальную политическую альтернативу нынешнему правительству Беларуси.
В 2015 году КГБ активно поддерживал усилия беларуских властей по поиску путей отмены санкций ЕС в отношении беларуских чиновников и предприятий. Сотрудники КГБ собирали информацию о позиции Литвы и ЕС о прекращении санкций в отношении Беларуси и искали лоббистов среди литовских предпринимателей, чьи предприятия были связаны с Беларусью, с целью продвижения беларуских политических и экономических интересов. КГБ постоянно стремится найти подходящих кандидатов для вербовки из числа литовских бизнесменов, политиков и государственных служащих, на которых можно оказывать влияние за счёт их деловых интересов в Беларуси, семейных или личных отношений, а также других частных интересов в соседней стране.
КГБ и ГРУ Беларуси используют традиционное дипломатическое прикрытие для сбора разведывательной информации в Литве. Половина дипломатического корпуса посольства Беларуси в Литве – это сотрудники КГБ и ГРУ или лица, связанные с этими службами и выполняющие свои задачи под дипломатическим прикрытием. Разведывательные и специальные службы Беларуси в Литве также выполняют разведывательные задачи под маской бизнесменов, журналистов, ученых и членов беларуских государственных и бизнес-делегаций.
По сравнению с соответствующими российскими службами, разведывательные и специальные службы Беларуси, как правило, более осторожны в Литве и стараются избегать агрессивных действий, однако действуют более активно и агрессивно против интересов Литвы на территории своей страны. Та же тенденция продолжилась и в 2015 году: сотрудниками литовских правоохранительных органов, посещающие Беларусь, были наиболее распространенными целями вербовки. Масштаб вербовки сотрудников литовских правоохранительных органов, пересекающих границу Беларуси и Литвы, остался неизменным. КГБ в сотрудничестве с Госпогранкомитетом также проводил вербовку жителей Литвы, проживающих в приграничных районах, которые часто посещают Беларусь и не являются сотрудниками правоохранительных органов, но знают людей, работающих в литовской разведке и правоохранительных органах.
Интересы беларуского ГРУ в Литве в основном совпадают с интересами российской военной разведки. Службы военной разведки двух стран тесно сотрудничают в своих действиях против Литвы и других стран-членов НАТО. Беларуская военная разведка, а также КГБ, более активно и более агрессивно работает против Литвы с территории Беларуси. Двух агентов спецслужб в настоящее время судят в Литве по обвинению в шпионаже в вооруженных силах Литвы и на объектах, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности страны.
Принимая во внимание агрессивные усилия разведывательных и специальных служб Беларуси по проникновению в литовские правоохранительные органы и систему национальной обороны, а также тесное разведывательное сотрудничество между Беларусью и Россией, деятельность со стороны разведывательных и специальных служб Беларуси рассматривается как угроза интересам национальной безопасности Литвы.
Отдельным блоком в документе вынесена следующая информация для жителей Литвы:
Ситуации вербовки на границе с Беларусью:
— Проверка документов и транспортного средства на пограничном инспекционном посту занимает необычно много времени. Гражданина Литвы препровождают в отдельное помещение беларуских пограничников;
— Беларуские офицеры в гражданской одежде не представившись проводят опрос;
— Если опрашиваемый — литовский государственный служащий, то вопросы касаются его официальных функций, коллег, официальных баз данных, границы и военной инфраструктуры;
— Других жителей Литвы из приграничных районов спрашивают, знакомы ли они с какими-либо сотрудниками литовских правоохранительных органов, каковы их функции и адреса, и собираются ли они посетить Беларусь;
— Если лицо отказывается отвечать на вопросы, его начинают убеждать, что оно нарушило беларуское законодательство, например, указав, что фактической целью визита является шопинг, хотя в его запросе на получение визы было указано, что человек будет посещать родственников;
— Лицу предлагают два варианта: либо регулярное предоставление информации беларуским властям, либо запрет на дальнейшие визиты в Беларусь (виза будет аннулирована и т.д.);
— Беларуский офицер указывает номер телефона, по которому с ним можно связаться в следующий раз, когда гражданин Литвы будет с визитом в Беларуси.
Стоит также отметить, что в разделе «выводы», содержится следующий прогноз в отношении Беларуси: «Беларусь будет оставаться зависимой от России и будет участвовать в особо активном военном сотрудничестве и в деятельности специальных служб против Литвы, ЕС и стран НАТО».
Выводы.
Подводя итог, можно отметить, что с одной стороны литовскими специалистами дана адекватная оценка внутриполитической ситуации в Беларуси. С другой же мы видим абсолютное незнание некоторых важных моментов, которые являются ключевыми в понимании нынешней ситуации. Так, российских самолётов, о которых упоминается в документе, в Беларуси нет уже почти год. И повторного их появления явно не предвидится. Вопрос российской авиабазы в Беларуси с повестки дня снят, по крайней мере на 2016 год. Это же касается и «совместных широкомасштабных учений», на которых отрабатывается конфликт с НАТО – в последнее время мы видим лишь провокации со стороны России, которые могут окончательно подорвать двусторонние отношения (источник, источник).
Что касается «основного источника внешних угроз», то специалистам из Департамента государственной безопасности и Министерства национальной обороны Литвы не повредило бы заглянуть хотя бы в обновлённую военную доктрину Беларуси 2016 года, где упоминаются партнёрские отношения с НАТО, а главной угрозой считается дестабилизация обстановки внутри страны, причём довольно непрозрачно намекается, что источник такой нестабильности находится не на территории стран-членов Альянса.
В отношении беларуских разведывательных и специальных служб стоит лишь отметить, что примеров действий почти не приведено, что сводит подобные утверждения исключительно к оценочным категориям. Хотя, в общем-то, больших ожиданий увидеть конкретные имена, даты, места, мероприятия и т.д., связанные с беларуской разведдеятельностью, не было. В принципе, разделы, посвящённые Беларуси, ещё раз показывают, что в некоторых сферах в наших странах очень мало знают друг о друге. Это необходимо исправлять с целью недопущения недопонимания, которое явно не улучшают отношения между государствами.
Дмитрий Мицкевич, специально для Belarus Security Blog.
Другие материалы по теме:
Оценка угроз национальной безопасности Литвы (начало).