Вы прочитаете этот материал за 5 минут.
Когда-то, в XVIII веке, гранату называли гренадой, а рослых крепких солдат, выстреливавших эти гренады из ручных мортирок калибра от 20 мм и выше (отдача в плечо была замечательная!) называли гренадерами.
С тех пор техника ушла далеко вперед. Нынешний ручной противотанковый гранатомет (РПГ) эффекта отдачи не производит. Зато его залп сопровождается вспышкой пламени и достаточно сильным звуком. То и другое неприятно для стрелка, а главное – демаскирует гренадера (гранатометчика).
Интересный опыт применения гранатометов в городах дали две кампании в Чечне. Боевики очень широко применяли это оружие против федералов. За полтора месяца боев (конец декабря 1994 – февраль 1995 гг.) одних только БМП и БТР они подбили свыше 450 единиц, плюс к ним более 90 танков!
Как известно, в обычном мотострелковом взводе по штату числятся три ручных гранатомета. Но формирования боевиков в условиях городских боев вооружали гранатометами до 50—80 % личного состава. При отсутствии своей артиллерии они возлагали на РПГ задачу «артиллерийской поддержки», которая нередко осуществлялась более эффективно, чем это делает артиллерия.
С этой целью боевики создавали специальные группы гранатометчиков. С такими группами подразделениям советской, а затем российской армии пришлось столкнуться в Афганистане, Таджикистане и Чечне. Особенностью тактики таких групп является то, что они уничтожают бронетехнику последовательным сосредоточением огня двух – трех и более РПГ по одной бронемашине с дистанции от 20 до 50 метров.
В большинстве случаев огонь по бронетехнике боевики вели практически в упор с наиболее выгодных ракурсов. В корпусах почти каждого подбитого танка или БМП имелось от трех до шести пробоин, что говорит о высокой плотности огня в уличных боях. Сначала гранатометчики расстреливали головные и замыкающие машины, тем самым блокируя продвижение колонн бронетехники на узких улицах. Лишившись манёвра, другие машины становились хорошими мишенями для боевиков.
Последние вели огонь по бронемашинам сразу из нескольких гранатометов на трех уровнях. Во-первых, из полуподвальных помещений (поражая нижнюю полусферу); во-вторых, с уровня земли (поражая механика-водителя и корму); в-третьих, с верхних этажей зданий (поражая верхнюю полусферу). От такого огня не спасает ни динамическая защита, ни дополнительные броневые экраны. Сначала гранатометчики сбивают средства защиты, затем поражают технику в уязвимые места.
Боевики применяли РПГ и для поражения живой силы. Даже при использовании кумулятивных гранат личный состав поражался осколками и взрывной волной в радиусе 4-х метров. Кроме того, сейчас имеются осколочные гранаты к РПГ российского, украинского и китайского производства. В Чечне были отмечены случаи применения самодельных осколочных гранат. Для этого боевики обматывали толстой проволокой или обкладывали осколками (металлическими шариками) головную часть кумулятивных гранат, закрепляя эти накладки изоляционной лентой либо скотчем,
Для подавления огневых точек на верхних этажах зданий надо было вести огонь из РПГ несколько выше этих точек, чтобы противника поражали не только осколки и взрывная волна, но также куски бетона или кирпича, откалывающиеся при взрыве.
Отмечены случаи успешного применения гранатометов типа РПГ-7 для поражения вертолетов на высоте до 50 метров.
Если было время для оборудования позиции, то чтобы при выстреле не поднималась пыль позади стрелка, грунт на четыре метра назад от него обильно поливался водой.
В бою гранатометчика обязательно прикрывали один-три бойца. Они указывали ему цель, уничтожали опасных стрелков противника, следили за тем, чтобы гранатометчик менял позицию после каждого выстрела. Дело в том, что, во-первых, после двух-трех выстрелов гранатометчик перестает слышать звуки боя и подаваемые ему команды. Во-вторых, если он поразил цель, то чаще всего входит в нездоровый азарт и забывает о мерах предосторожности. О них должны заботиться бойцы прикрытия.
В этой связи надо сказать еще раз, что принцип действия гранатометчика таков: выстрел и переход на другую позицию. Ведь выстрел гранатой сопровождается характерной вспышкой и демаскирующим облаком белого дыма. Противник сразу же засекает огневую позицию стрелка и спешит предпринять ответные действия.
И еще: наиболее эффективен огонь из одноразовых гранатометов – не далее 50 метров, из многоразовых типа РПГ-7 и ему подобных (благодаря оптическому прицелу) — не далее 100 метров.
В боевых условиях гранатомет следует переносить с гранатой, вставленной в ствол. Если погода дождливая, на гранату надо надеть полиэтиленовый пакет, который охватывает также и верхнюю часть ствола. Чтобы пакет не слетел, его надо прикрепить к стволу, обвязав шнуром или бечевкой. Если этого не сделать, бумажная изоляция порохового заряда неизбежно отсыреет, что приведет к полной негодности заряда. Перед выстрелом пакет можно не снимать, так как стрельбе он не мешает. Запасные гранаты с примкнутыми пороховыми зарядами следует обернуть полиэтиленом либо водонепроницаемой тканью, поверх которой можно приспособить шнур или ремень.
И последнее. Очень мощным и эффективным оружием является 93-мм ручной реактивный огнемет разового действия типа РПО. Вес в снаряженном состоянии 11 кг, прицельная дальность – 600 метров, площадь поражения живой силы на открытом пространстве до 50 квадратных метров, внутри помещений до 80 кубометров. Иными словами, эффект поражения сравним с осколочным снарядом 122-мм гаубицы. Наилучшие цели для РПО – легкобронированные машины (БМП, САУ, БТР) и долговременные огневые точки.
Максим Петров, специально для Belarus Security Blog.