Вы прочитаете этот материал за 8 минут
03.07.2018 в Минске прошел традиционный военный парад. Мероприятие традиционное, но в этом году имело свои особенности. И весьма любопытные.
Кого мы не увидели. В прошлом году российское присутствие было ограничено делегацией на трибунах и участием в воздушном эшелоне парада. Псковские десантники, традиционно участвовавшие в мероприятии с 2011 года, остались дома (источник). Причина в том, что военнослужащие 76-й дивизии ВДВ России принимали участие в агрессии против Украины, в ходе которой понесли потери в личном составе. В 2017 году до беларуских властей было доведено: или присутствие западных и украинских дипломатов, или участие псковского десанта. Тогда дипломаты оказались важнее десантников. В этом году перевес был на стороне десанта. Поэтому представители стран ЕС, США и Украины мероприятие проигнорировали. Фактически речь идет о политическом демарше. Но ни одна из сторон по этому поводу шумихи не поднимала.
Стоит особо подчеркнуть: причина демарша не в российском участии в параде как таковом. Приглашать союзников на государственные церемонии и ритуалы – нормальная практика, в том числе и для соседних с Беларусью стран НАТО. Проблема только и исключительно в том, что приглашаются представители воинских соединений, замаранных участием в агрессивной и незаконной войне.
Остается загадкой упорство, с которой беларуская сторона приглашает именно десантников из Пскова для участия в параде. Формальном поводом является то, что это соединение участвовало в освобождении Беларуси от гитлеровцев. Но неужели это единственное подразделение российской армии, которое воевало с немцами в Беларуси и не «отметилось» в Украине? Если даже так, что мешает заменить псковских десантников представителями тех соединении российской армии, которые входят в Региональную группировку войск двух стран? Или роту почетного караула Кремлевского полка? Можно было выбрать такой формат российского участия, который не вызовет раздражения ни у кого из соседей.
Очевидно, что приглашение псковских десантников – осознанное решение. Которое вполне возможно и было рассчитано на демарш западных и украинских дипломатов. Причины лежат на поверхности. С одной стороны, необходимо восстановить приемлемый уровень доверия в беларуско-российских отношениях. Беларуские власти продемонстрировали Москве, что, несмотря на возможные неблагоприятные политические последствия, остаются надежным и верным союзником России. Ради чего готовы «плыть против течения». С другой стороны, беларуские власти исходят из того, что отношения с Минском слишком важны для западных столиц и Киева, чтобы из-за символического мероприятия последовали неблагоприятные практические последствия. Ещё больше в этом мнении их укрепили крайние визиты Президентов Германии и Австрии.
Проблема в том, что последнее верно лишь для отношений со странами ЕС. А вот ответные шаги Киева могут быть вполне себе ощутимыми. Причем – в финансовой сфере. И в любом случае, тот факт, что из возможных вариантов российского участия в параде беларуские власти выбрали наименее приемлемый – однозначно не способствует развитию отношений Беларуси с Западом.
Гораздо хуже, если беларуский режим воспринимает последние позитивные шаги в диалоге с Западом в качестве карт-бланша во внутренней политике. Неослабевающее давление на гражданское общество и оппозицию, усиление прессинга СМИ и независимых профсоюзов могут быть признаком этого. Что чревато возвратом традиционной модели отношений с ЕС и США «эскалация-деэскалация» вместо поступательного развития сотрудничества.
От Воздушно-космических сил России принимали участие в параде представители Центра боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации (Торжок), 47-ого смешанного авиаполка (Воронеж), и 14-го истребительного авиаполка (Курск).
Новые лица. Впервые в мероприятии принимали участие военнослужащие из КНР. Формально Китай – союзник во Второй мировой войне. Но в данном случае речь идет не о дани истории, а о текущей политике.
Китайский парадный расчёт шел перед российским. Как и положено в алфавитном порядке. Тем не менее, сам факт – символичен. А в политике символы имеют большое значение. Особенно в Азии. И особенно для политиков, которые склонны к тщеславию и падки на лесть. А глава КНР Си Цзиньпин – явно из их числа. Участие российских и китайских военнослужащих должно было символизировать стратегический характер отношений официального Минска с Москвой и Пекином. Но порядок прохождения парадных расчётов как бы подчеркивает, какой партнер более важен и перспективен. Тем более, что сам Александр Лукашенко в своем выступлении назвал Россию братской, а Китай – стратегическим партнёром. Весьма похоже на «оговорку по Фрейду»: родственников, в отличии от друзей и партнеров, не выбирают.
Проблема в том, что Россия крайне нервно реагирует на китайское проникновение на постсоветское пространство, которое в Москве (и только там) считают зоной своих привилегированных интересов. В итоге, беларуские власти могут столкнуться с негативной реакцией сразу с трех сторон: со стороны Запада и Украины (по поводу формата российского участия в параде) и чуть позже – со стороны России, но уже насчет китайцев.
Чего мы не увидели. В целом в этом году техники было поменьше. Например, отсутствовали бронемашины «Кайман» и системы связи. Возможно это связано с тем, что в минувшем году в Минске проходила выставка вооружений Milex. И часть выставочных образцов привлекалась к участию в параде.
Но на две важные системы вооружения, которые отсутствовали, стоит обратить особое внимание.
Первая, это модернизированные танки Т-72Б3. В июне 2017 года четыре машины были впервые продемонстрированы во время их передачи беларуской армии (источник). Тогда же было заявлено, что это лишь первая партия и модернизация танков продолжится. Очевидно, что на текущий момент те четыре танка – единственные Т-72Б3 в Беларуси. Причина скорее всего в стоимости пакета модернизации: USD 1,4 млн за машину оказались неподъемными для беларуского военного бюджета.
Вторая, это зенитные ракетные комплексы С-300В. Крайний раз они принимали участие в параде в 2016 году. Техника состояла на вооружении 147-й зенитной ракетной бригады. Однако, в минувшем году бригада стала полком и перевооружилась на ЗРК «Оса». До того, единственным соединением, имевшим на вооружении это комплексы, была 740-я зенитная ракетная бригада. Еще ранее существовала 302-я бригада, также имевшая «Осы». Это соединение в ходе очередной волны «оптимизации» было расформировано, а вооружение было передано 740-й бригаде. Которая и стала «донором» вооружения для 147-го полка. После чего сама превратилась в 740-й зенитный ракетный полк. Переформирование двух бригад в полки является признаком нехватки вооружения, из-за чего просто не возможно сформировать два бригадных комплекта ЗРК «Оса».
Но остаётся ряд вопросов:
— Какова причина перевооружения 147-й бригады? Не является ли это результатом технической невозможности эксплуатации С-300В?
— Где в настоящее время находятся не менее трех дивизионов С-300В из 147-й экс-бригады? Открытой информации об их экспорте, утилизации или передаче другому соединению на данный момент нет.
В минувшем году были представлены образцы БПЛА: вооруженная версия легкого беспилотника вертолетного типа от ООО «КБ ИНДЕЛА» «BUR» и аппараты самолетного типа «BELAR YS-EX» от компании «Авиатехсистемс» и «Гриф-100» от 558-го АРЗ. Параллельно сообщалось, что в практическую фазу вступила разработка ударных БПЛА как вертолетного, так и самолетного типов. Тот факт, что в этом году вышеуказанных беспилотников не было, заставляет обратить внимание на других претендентов на роль первого ударного БПЛА национальной армии. Но об этом ниже.
Новое и не очень. Как и предыдущий, нынешний парад стал не только демонстрацией вооружения и техники, которая уже имеется у армии, но и возможностей отечественного ВПК.
Новинок на параде было не много.
Бронемашины китайского производства «Дракон» презентовались в минувшем году. Неформальные отзывы по их эксплуатации пока далеки от восторгов: качество изготовления машин хромает. Неспроста при получении очередной партии бронемашин беларуская сторона подчеркнула, что вместе с броневиками получает и достаточный комплект запасных частей для их последующей эксплуатации.
Презентация отечественной модернизации советского БТР-70 (БМ1) в качестве новой техники вызывает удивление: машина состоит на вооружении пятый десяток лет, имеет ряд неустранимых конструктивных недостатков. И на добрый лад уже давно подлежит замене. То, что такую технику приходится хоть как-то модернизировать – не от хорошей жизни.
В качестве новинок по ныне модной теме ударных БПЛА были представлены «Буревестник-МБ» и «Бусел-МБ» от Национальной академии наук. Первый – «военная» модификация БПЛА «Буревестник», который разрабатывался по заданию МЧС для мониторинга протяженных участков местности. Планировалось, что машина поступит на оснащение ведомства в 2015 году. Однако, судя по тому, что сейчас планируется получить «Буревестник» в 2018 году, возникли проблемы технического характера (источник). Вероятнее всего, в части системы управления и обмена данными между беспилотником и наземным пунктом управления. Судя по доступным фото- и видеосъемкам, «Буревестник-МБ» существует в виде двух демонстраторов технологий с номерами планеров «07» и «08», которые кочуют с выставки на выставку.
«Бусел-МБ», который презентован в качестве беспилотного бомбардировщика, очевидно, является вариацией БПЛА «Бусел-М50» (источник). Именовать его бомбардировщиком, пожалуй, чересчур смело.
Очевидно, что перспективы у «Буревестника» и «Бусла» в качестве ударной платформы сомнительные. В настоящее время сам разработчик, Академия наук, готовит к испытаниям более тяжелый БПЛА «Ястреб», способный нести и большую полезную нагрузку, и имеющий большую продолжительность полёта. Но дальность канала связи остается аналогичной «Буревестнику» — до 300 км. Планируется, что первый полет «Ястреб» совершит уже в этом году.
В ходе парада были продемонстрированы самоходный роботизированный противотанковый ракетный комплекс «Богомол» и его вариация с пулеметным вооружением «Кентавр». Которые тут же окрестили роботами, хотя таковыми они и не являются. Речь идет о дистанционно-управляемых платформах с возможностью программирования маршрута движения. «Богомол» был представлен год тому на выставке Milex. И является скорее демонстратором технологий. То, что в Беларуси работают по тематике наземных ударных беспилотных платформ – безусловно, позитивное явление. Но направление это, как показывает зарубежный опыт, это технически сложная задача и быстрого результата ждать не стоит.
Из действительно нового вооружения, которое передано в распоряжение национальной армии, были представлены лишь буксируемые минометы «Нона-М1» российского производства, стоимостью менее USD 200 тыс.