Перспективные угрозы проведения информационно-психологических операций против Беларуси

2514

Вы прочитаете этот материал за 11 минут

В последние три года на Беларусь осуществляются информационные атаки со стороны приграничных государств, интенсивность которых нарастает. Сложившаяся военно-политическая обстановка в регионе свидетельствует о том, что подобного рода мероприятия будут осуществляться и в дальнейшем. Как и в случае с боевыми действиями, снизить степень влияния или нейтрализовать информационно-психологические угрозы можно путем их быстрого выявления, планирования и подготовки действий по устранению угроз и минимизации последствий. В этой связи важно заранее анализировать свои уязвимые стороны и прогнозировать варианты воздействия на них, также важно оценивать угрозы не только существующие, но и потенциальные. Среди таких угроз в среднесрочной перспективе можно выделить следующие.

Намеренное информационное разделение населения Беларуси на восточную и западную в контексте религиозной, политической, культурной, криминальной, экономической составляющих. Это одна из основных угроз, которая может быть использована не только для информационного воздействия на часть населения, инспирирования информационного хаоса, но и для политической дестабилизации обстановки в стране вплоть до боевых действий по примеру Украины. В настоящее время информационное освещение такого рода расслоения общества, особенно разделение по криминогенной обстановке, осуществляется непровластными беларускими СМИ. К этой же категории угроз следует отнести такие политические кампании, как «карта поляка» и предоставление российского гражданства по упрощенной системе.

Миграционные процессы. С учетом своего расположения Беларусь не может оставаться вне потоков миграции. Это уже проявляется не только в связи с конфликтами (поток беженцев из Украины и, в значительно меньшей степени, из Кавказа и стран Азии), но и политико-экономическими процессами. В ближайшем будущем будет все более заметен приток китайцев в Беларусь в связи с активизацией работ в Китайско-беларуском индустриальном парке и перспективой организации «Шелкового пути», но он будет достаточно локален (Минская область). Так же ожидается приток иностранцев вследствие введения безвизового режима со многими государствами, пусть медленного, но развития туризма, а также отдельных мероприятий, например, Европейских игр 2019 года. Все это будет приводить к росту контактов беларусов с представителями иных этнических групп и государств. В этой связи важно понимать, что беларусы толерантны лишь постольку, поскольку отсутствует (мало заметен) объект нетерпимости. По данным опроса, 34% беларусов не хотят жить по соседству с иммигрантами. Более того, согласно данным монографии «Беларусь на пути в будущее: социологическое измерение» (Котляров И.В. и др., 2015 г.) к наиболее актуальным и реально возможным социальным проблемам и угрозам в ближайшие десятилетия для Беларуси 30,5 % респондентов отнесли «резкий наплыв мигрантов из других стран». Нетерпимость трети населения к мигрантам и ожидание проблем, связанных с ними, существенно упрощает проведение информационно-психологических атак (операций), базирующихся на данной теме, поскольку для формирования мнения населения не потребуется много времени и ресурсов и такое число граждан достаточно быстро распространят «нужную» информацию. Разжигание нетерпимости может быть осуществлено по уже апробированным, например, Россией, направлениям: от якобы роста нечистот и краж в районах проживания мигрантов до изнасилования ими детей. Любой из такого рода «фактов» при хорошем сценарии и эмоциональности преподнесения будет с легкостью поддержан и быстро распространен в информационном поле Беларуси.

Развитие Китайско-беларуского индустриального парка и «Шелкового пути» может быть сопряжено в среднесрочной перспективе и с такой, не только информационной, но и политической темой, как привлечение в Беларусь силовых структур КНР под «прикрытием» необходимости охраны китайско-беларуских объектов от криминальных покушений, террористических актов и т.п.

Террористические угрозы, если полагаться на данные выше упомянутой монографии, лишь 11,7 % респондентов относят к наиболее актуальным и реально возможным угрозам на ближайшие десятилетия. Но следует отметить, что в силу серьезной эмоциональной составляющей террористических актов для населения (что и составляет суть терроризма), террористический акт или даже его угроза очень быстро становится темой обсуждения населением и может быть использовано потенциальным противником для информационно-психологических операций. Эффект будет многократно усилен, если «угроза теракта» будет исходить от мигрантов.

Важное значение для информационной безопасности Беларуси будут иметь выборы президента России в 2018 г. и Украины в 2019 г. Учитывая сложившуюся конфронтацию (в значительной мере — идеологическую) между указанными странами и переизбыток российского ТВ-вещания в Беларуси, можно ожидать некоторый рост расслоения населения Беларуси в духе «чей Крым?» по аналогии с 2014 годом, а также поддержку и формирование у беларусов определенных российских принципов в отношении гражданского общества и методов управления государством.

Избирательные кампании в России и Украине станут предтечей выборов президента Беларуси в 2020 году. Последние в некоторой степени будут проводиться на информационном базисе, заложенном избирательными кампаниями в указанных странах. Определенное значение для проведения информационно-психологических атак (операций) будет иметь и дата выборов (уже сейчас есть предположения, что они могут быть проведены в 2019 году). Весьма вероятно, что в период выборов будет осуществляться информационно-технические и информационно-психологические операции со стороны близлежащих государств. Вряд ли стоит ожидать такого масштаба вмешательства, как в США и Европе, но недооценивать эту угрозу не стоит.

В случае проведения выборов президента Беларуси в 2020 году важной темой предвыборной кампании и темой проведения информационно-психологических операций станет истечение в 2021 году срока действия соглашений между правительствами России и Беларуси о порядке использования и содержания радиостанции Вилейка и узла Барановичи системы предупреждения о ракетном нападении, расположенных на территории Республики Беларусь. Вне всякого сомнения, вопрос о продлении срока соглашений станет элементом политического торга между Беларусью и Россией, и как все объекты политического торга в предыдущие годы станет интенсивно обсуждаться в информационном поле Беларуси и России.

Политический торг для Беларуси оборачивается не только утратой части суверенитета, но и ростом внешнего долга (получением кредитов). Внешний долг Республики Беларусь и трудности с его обслуживанием, могут быть использованы для проведения информационно-психологических операций в контексте «мы прощаем или оплачиваем долг, а Беларусь входит в состав какого-либо государства или образования (иные варианты, противоречащие интересам Беларуси)». В этой связи важно отметить, что в период девальвации 2011 года среди граждан Беларуси имела значительную поддержку идея перехода на российский рубль, как стабильную валюту. Конечно, с 2014 года в условиях ослабления российского рубля такая поддержка резко упала. Тем не менее  нужно понимать, что большинство населения руководствуется локальными (зачастую сиюминутными) своими, а не стратегическими интересами государства. Поэтому, ухудшение, даже кратковременное, экономической ситуации, в т.ч. и сопряженное с обслуживанием долга, в среднесрочной перспективе (вероятность чего значительна) вполне может быть использовано (прежде всего – Россией) для развития описанного выше варианта информационно-психологической операции.

Вопросы экономической деятельности, как и иные социально-политические аспекты развития Беларуси, подвергаются со стороны властей статистическим манипуляциям и/или ограничению доступа к информации. Все это создает информационный вакуум, который может быть легко заполнен любой информацией, поскольку проверка ее затруднительна или сопряжена с длительными формальностями. К предстоящим объектам, относящимся к статистическим данным, следует отнести перепись населения 2019 г. Ее итоги станут очень важным предметом для информационно-психологических операций (в т.ч. со стороны власти), поскольку будут предшествовать выборам президента со всеми вытекающими (демонстрация успехов/провалов власти в области демографии, беларуский язык, экономическое положение населения и др.).

Авторитаризм, наряду с описанной выше проблемой сокрытия информации от граждан, порождает и такие угрозы, как отсутствие у власти объективной информации о событиях. Это обусловлено стремлением ряда чиновников выслужиться перед начальниками (предоставить информацию в выгодном виде или утаить ее), а также восприятием властью и силовым блоком недовольства населения и выступлений граждан сугубо как инспирированными извне (в контексте попыток проведения «цветных революций»). Отсутствие объективного понимания ситуации порождает принятие неадекватных мер, которые и могут быть использованы для проведения информационно-психологических атак (один из примеров неадекватных мер — Декрет №3 и последующие  события). Такая особенность авторитарных режимов, как несоответствие декларируемой в СМИ политики высшей власти и действий чиновников на местах в настоящее время еще слабо используется, но в перспективе, особенно резонансно с другими аспектами масштабной операции, также может быть найти своё применение.

Сообразно мировым тенденциям развития информационно-психологических операций, в перспективе следует ожидать рост информационных атак на конкретных должностных лиц. К таковым могут относиться не только представители высшего руководства Беларуси, но также чиновники более низкого ранга и различные лидеры мнений в зависимости от цели и масштаба атаки (операции).

Отдельно следует отметить такой объект, как Беларуская атомная электростанция, ввод в эксплуатацию первого блока которой запланирован на 2019 год. Данный объект будет постоянно использоваться для устрашения населения Беларуси и близлежащих стран, но также в предвыборную кампанию 2019-2020 года будет демонстрироваться как масштабное достижение власти. В качестве вариантов проведения информационно-психологических операций можно выделить такие:

— «авария» и «утечка радиации»;

— постоянная ассоциация БелАЭС и ЧАЭС;

— «рост числа заболеваний» или «уход (смерти) животных» вблизи станции;

— «угроза теракта» и необходимость в этой связи наращивания сил (включая Вооруженные Силы) вблизи объекта, граничащего со странами НАТО;

— «хакерские атаки»;

— обнародование в нужный момент способов ведения военных действий с использованием техногенных катастроф (что, например, предлагает командующий войсками Восточного военного округа РФ);

— большая цена строительства станции, длительный срок окупаемости, дороговизна электроэнергии для населения и другие экономические проблемы.

Конечно же, указанные выше предстоящие угрозы в информационно-психологической сфере представляют собой далеко не исчерпывающий список. Они, наряду с другими, могут быть использованы как в отдельности, так и в комплексе (что с точки зрения противника более рационально) и поэтапно в рамках одной информационно-психологической операции на 1-2 года или как составные элементы долгосрочных операций влияния.

Меры предупреждения и снижения степени воздействия

В качестве мероприятий, направленных на снижение степени воздействия информационно-психологических атак (операций), сопряженных с описанными выше и другими угрозами, можно предложить:

— заблаговременное выявление и анализ угроз, подготовка планов предупреждающих, компенсирующих и ответных действий для каждой потенциальной угрозы в рамках ведения информационно-психологического противоборства;

— определение лидеров общественного мнения и экспертов для каждой потенциальной угрозы, поведение с ними подготовительной работы на случай практической реализации угрозы;

— осуществление постоянного мониторинга общественного мнения на основе научно-обоснованных социальных опросов. В то же время следует контролировать проведение опросов негосударственными или иностранными соцслужбами, поскольку сбор данных о настроениях населения Беларуси может являться этапом не только информационно-психологической операции, но и, как показали события в Крыму, военной операции;

— для снижения резонансного воздействия и снижения интереса населения к теме, представляющей уязвимость или угрозу, следует периодически вбрасывать и транслировать информацию, сопряженную с потенциальными угрозами, вплоть до ее муссирования и «затирания»;

— обучение и стимулирование интереса населения и чиновников к факт-чекингу;

— формирование частных, напрямую не связанных с государством, компаний для реализации мер информационно-психологического противоборства;

— наращивание собственных беларуских каналов коммуникации и контента. Поскольку отключение российских каналов сопряжено с большими экономическими и политическими проблемами, то следует в рамках ТВ-вещания очень плавно добавлять свой контент и исключать российский, в то же время следует интенсивно занимать своей информацией не столь заметные на первый взгляд каналы коммуникаций, как например, радио (несмотря на представления многих граждан, что это рудимент, тем не менее, радио создает значительный информационный фон, поскольку постоянно работает на заводах, в селах, транспорте и на других объектах, тем самым охватывая значительную аудиторию), местные газеты, графическая информация различного рода, социальные сети, слухи и другие;

— налаживание взаимодействия (прямого или через посредников) с непровластными средствами массовой информации.

Безусловно, меры эти не исчерпывающие и необходим постоянный поиск новых методов и средств противодействия, но в любом случае подготовку следует вести уже сейчас.

Егор Лебедок, специально для Belarus Security Blog

Logo_руна