Полька беларуская: как видят развитие отношений двух стран в Польше?

2397

20.02.2013 в различных польских, а также беларуских источниках информации были опубликованы сведения о взрыве в Польском доме в Лиде, имевшем место ещё 11.12.2011. В результате взрыва никто не пострадал, а самому зданию был нанесён незначительный ущерб. Целый год Следственный комитет занимался проведением различных экспертиз и только в декабре 2012 года постановил, что причиной было приведение в действие самодельного взрывного устройства. Сейчас идут поиски виновных.

Пока на польских ресурсах наблюдается очередной всплеск обсуждения не только этого случая в частности, но и отношений между Беларусью и Польшей в общем, в нашем информационном пространстве данная тема осталась без должного внимания. Поэтому мы решили подготовить небольшой анализ того, как видят теперешние отношения по линии Минск-Варшава за нашей западной границей, а также какие перспективы дальнейшего развития отношений между польским и беларуским государствами могут очертить польские авторы и эксперты различных информационных ресурсов.

«Политика кнута и пряника».

Конечно же, множество материалов изобилуют всякого рода критикой беларуской власти, а также призывами занимать как можно более жёсткую позицию по отношению к восточной соседке Польши. Однако, в то же время нельзя не отметить, что некоторые эксперты придерживаются более сдержанной позиции по данному вопросу. Так, один из блогеров на сайте Salon24.pl приходит к выводу, что проще всего критиковать диктатора: «Только я боюсь, что это ни к чему не приведёт. А самого Лукашенко вынудит проявлять активность, результатом которой часто является давление на критиков режима».

По мнению автора, а также комментаторов данного материала, политика Лукашенко определённым образом диктует западным политикам способ поведения и действий. Этот способ можно назвать «политикой кнута и пряника». «На нём основано укрощение режима, которое мы должны начать применять, чтобы выйти из тупика в отношениях по линии Брюссель — Минск. Система вознаграждения и наказания в проведении внешней политики эффективно используется властями в Кремле. И не только против государства Лукашенко. Россия имеет свои интересы в Беларуси: геополитические, военные и транзитные. Лукашенко также имеет свои собственные интересы, на счастье для независимости Беларуси не всегда совпадающие с российскими», — заключают пользователи портала Salon24.pl.

В то же время нельзя не отметить, что есть и сторонники более созидательной модели отношений, ориентированной, в первую очередь, на выработку единой линии действий в отношении Беларуси всего ЕС. И Польша, по их мнению, обязана быть локомотивом в данном процессе. Наша западная соседка должна не только ставить вопрос о свободах в Беларуси в рамках  Европейского Союза, но и пытаться вывести политику Брюсселя в отношении Минска в самое последовательное русло. «Можно принять и развивать идею, предложенную Министерством образования. Польша уже принимает студентов из Беларуси, которых часто выгоняют из тамошних образовательных учреждений. Следует обратиться в ЕС за средствами, чтобы продолжать и далее финансировать образование для молодых беларусов», — пишет в своём блоге Яцек Жалек (депутат польского Сейма 6 и 7 созывов от Гражданской Платформы).

«Корова никогда не запоёт, свинья никогда не затанцует».

Однако не менее горячие дискуссии вызывают на польских ресурсах сообщения об очередных попытках налаживания диалога по этой самой линии Минск-Брюссель. Что интересно, многие польские эксперты не питают особых надежд на успех данных мероприятий. Так, к примеру, администрация ресурса Kresy24.pl, посвящённого положению дел в граничащих с Польшей странах, довольно скептически смотрит на любые возможности построения отношений с действующей беларуской властью. По её мнению, все подобные попытки обречены на провал: «В отличие от многих европейских политиков, которые в течение многих лет выдают желаемое за действительное в отношении оценки намерений Лукашенко, в Европейском союзе, вероятно, не нашли бы ни одного букмекера, который бы поставил свои деньги на то, что беларуский диктатор способен на демократизацию. Но чиновники, которые, независимо от географического положения страны, как вы знаете, всегда живут в своем виртуальном мире, неизменно верят в силу своих «диалогов», «партнерств» и «сотрудничеств», понимаемых ими как политический туризм с участием стада «экспертов», политологов и чиновников. Если бы число организованных совместных конференций оказывало хоть какое-то влияние на уровень демократии в Беларуси, то эта страна уже давно была бы оплотом мировой свободы».

Также немалый интерес представляет и следующий пассаж, не лишённый иронии в отношении западных политиков: «Однако, прежде чем европейский «диалог» еще раз наступит на те же грабли Лукашенко, стоит вспомнить, что самые жестокие репрессии за нашей восточной границей, провокационные антинатовские военные учения и другие неприятные события происходят именно тогда, когда европейская общественность обсуждает видение «либерализации» на Беларуси и прорыв в отношениях с Минском. До политиков ЕС, видимо, не может дойти, что обещание диалога неизменно рассматривается Лукашенко как тактическая дымовая завеса, когда он хочет ещё раз закрутить гайки в отношении собственного народа. Достаточно взглянуть на то, что разработка нового «предложения диалога» — те же старые песни с избитыми фразами, известными на протяжении почти 20 лет. Так почему у нас появляется внезапная надежда, что «на этот раз точно»?». Самое интересное здесь то, что и польские авторы задаются вопросом о странных совпадениях: почему, как только отношения Беларуси и Запада начинают выходить в русло сотрудничества, всегда появляются какие-либо факторы, этому препятствующие? К сожалению, эксперты не заходят глубоко в своих размышлениях о том, кому именно выгоден полный штиль на линии Брюссель — Минск.

А завершается данный прогноз на самом деле совсем уже мрачновато: «Конечно, голос разума не остановит еврократов перед следующим радостным «диалогом». Они будут заниматься этим хотя бы только для того, чтобы им было о чём говорить, и чтобы фирмы, связанные с ними, могли в это время налаживать бизнес с диктатором. Но мы — обычные люди, не относимся ко всему этому серьезно. Давайте будем честными – корова никогда не запоёт, свинья не затанцует, а Лукашенко не станет демократом». Хотя в принципе, взгляд на отсутствие демократических принципов управления страной как негативный фактор в отношении между государствами – тоже довольно заезженная и избитая тема.

«Отсутствие мужества или лицемерие?»

Однако, среди авторов Salon24.pl затесалось и другое, более интересное мнение по данному вопросу.  По мнению вышеупомянутого Яцека Жалека, следует рассматривать всю ситуацию, в которой находится Беларусь, а также давление, которое зачастую оказывается на страну извне: «Президент Беларуси не скрывает, что борется (и будет продолжать это делать) со своими политическими оппонентами. Методы, которые им используются, часто справедливо вызывают возмущение. Неудивительно, что он стал лёгкой мишенью для профессиональных защитников прав человека». Как отмечается автор, западным политикам гораздо легче возмущаться арестам лидеров оппозиции в Минске, чем говорить о роли Владимира Путина и российских спецслужб в убийстве Александра Литвиненко. «Можно поставить вопрос, является ли это простым отсутствием мужества или же просто лицемерием. Запад известен защитой гражданских свобод, но в случае нарушения этих свобод властями России явно теряет уверенность в себе», — вполне справедливо заключает депутат.

В то же время, по его словам, Запад не может пассивно смотреть на то, что происходит в стране, которой правит Александр Лукашенко. У них нет идей, как эффективно работать в направлении создания гражданского общества в Беларуси. Также они не могут дать четкого ответа на вопрос, сколько в  действиях Лукашенко силы и мощи, и сколько влияния России. Возможно, именно это и является ещё одним сдерживающим фактором в возобновлении диалога между официальным Минском и Брюсселем.

«Есть ли смысл?»

Интересен тот факт, что упомянув один вид «политических туристов», администрация портала Kresy24.pl не забыла высказаться и о другом, полностью противоположном первому, выставив его, однако, слегка в другом свете: «Отметим, что большинство активистов оппозиции, которые решили эмигрировать из-за угрозы со стороны беларуских властей, привезли с собой жён и детей. Но оставили в своей стране всё, что было нажито на протяжении всей их жизни, и теперь не только должны бороться, чтобы обратить внимание мирового общественного мнения на проблемы в Беларуси, но и обеспечить даже основные потребности своих близких».

Как считают авторы данной статьи, отсутствие конкретной поддержки со стороны политических властей принимающей страны, оставляет политических беженцев на произвол судьбы, может привести некоторых из них к вопросу, есть ли у их борьбы, постоянно сопровождаемой нестабильностью и отсутствием спокойствия для их детей и семей, какой-либо смысл.

«Народ проголосовал за разгром «демократов».

Но находятся среди польских авторов и большие поклонники нынешней беларуской модели развития государства. Так, к примеру, портал Prawica.net полон различных материалов подобного рода. В первую очередь интересен тот факт, что у авторов вызывает неподдельное восхищение демографическая политика нашего государства, которая в самой Беларуси встречает довольно внушительную волну критики.

Например, один из авторов отмечает, что в 1990 году у нас были похожие демографические показатели, а затем они полетели вниз и в Польше, и в Беларуси. «Однако чуть быстрее у наших соседей, потому что там правили «демократы», у которых главной программой, вероятно, был разгром страны. Беларуский народ не был в этом заинтересован и проголосовал за разгром «демократов». Сегодня эти «демократы» стонут и жалуются на различных польских «салонах», как так называемая беларуская оппозиция», — не без иронии описывает исторические события Пётр Бадура.

По его мнению, экономическая и социальная катастрофа, к которой привели Беларусь «демократы», была так велика, что невозможно было решить все проблемы сразу. Но беларусы же преуспели в этом, и на рубеже 2002-2003 годов привели свой уровень рождаемости к польскому. «Затем они начали превосходить нас. Более решительные действия были приняты в Беларуси с 2006 года. Был принят «Национальный план демографической безопасности на 2007-2010 годы» Его реализация закончилась успехом», — считает автор. Далее приводится целый ряд статистических данных, утверждающих о неизменном росте рождаемости в Беларуси. Таким образом, эксперт делает предположение, что в соответствии с третьим планом по развитию на 2016-2020 годы общий коэффициент рождаемости, возможно, превысит уровень в 2,15.

А в более долгосрочной перспективе картина выглядит уж слишком привлекательной для нашей страны: «Есть признаки того, что через поколение польское население составит менее 30 млн., а в последующие два поколения упадет ниже 24 миллионов. Если население Беларуси будет увеличиваться такими же темпами и в тот же срок достигнет уровня в 24 миллиона, что весьма вероятно, то через полвека мы будем иметь дело с государством совершенно другого уровня в нашей части Европы. Необходимо помнить об этом».

«30 миллионов беларусов».

В принципе, во многих своих материалах Пётр Бадура высказывает мнение о том, что Беларусь может по количеству населения опередить свою западную соседку через несколько поколений, а то и раньше. Также следует обратить внимание на объем жилищного строительства. Так, в 2010 году, по опубликованным данным, в Польше было построено 14,40 млн. кв. метров жилья, а в Беларуси — 6,63 млн. кв. метров жилья (что приблизительно составляет 46% от польского показателя). Эксперт задаётся вопросом о смысле таких больших объёмов строительства. Однако ещё больше его интригуют планы. Ведь, как заявил Вице-премьер Беларуси Анатолий Калинин, уже в 2015 году Правительство хочет выйти на уровень строительства 9,5 млн. кв. метров нового жилья в год.

При помощи определённых математических операций автор и в этом находит подтверждение своей теории о 30 миллионах беларусов: «Даже если 9,5 млн. кв. метров жилья разделить на 25 кв. метров (норма на человека, превышающая стандартную), получается 380 тысяч. Для стольких людей в 2015 году будет построено жильё. Если принять, что срок эксплуатации этих новых жилищ (вплоть до сноса) будет 80 лет, то умножив 80 и 380 тысяч. получим около 30 миллионов. Оказывается, что в 2015 году Беларусь хочет выйти на уровень строительства жилья стабильной и процветающей страны с населением 30 миллионов человек».

В то же время господин Бадура уверен, что на 30 миллионов человек в Беларуси развивается не только строительство жилья. Он снова берется за статистику. Так, по данным польского государственного управления статистики, в 2008-2009 академическом году в Польше на 10 тысяч жителей приходилось 563 студента, а в Беларуси – 616. Среди выпускников 2009 года в Польше, только 9 процентов получили специальности в областях «технологии, промышленность, строительство», а в Беларуси — более чем 40 процентов. Таким образом, Беларусь обучает квалифицированного персонала для строительной и промышленной сфер почти в пять раз больше, чем Польша.

В итоге, автор в очередной раз подводит нас к ключевому для своих размышлений моменту: «Для страны с населением 9,5 млн. человек такое количество подобных специалистов слишком велико. А вот для государства в 30 млн. человек – в самый раз. А обычные рабочие будут набираться из иммигрантов (возможно, также из Польши). Жилплощадь для них уже строится, инфраструктура и сельское хозяйство развиваются». Интересное предположение, особенно если учесть ту депрессивную ситуацию, в которой находятся восточные районы Польши, близкие к границе с Беларусью. Как говорит та же статистика, безработица там зачастую достигает чудовищного показателя в 20%.

«Термин «Батька» подходит как нельзя лучше».

Также, как считают авторы правого портала Prawica.net, очень важным фактором в Беларуси является национальная гордость. По мнению некоторых из них, ещё 10 лет назад поддержку Лукашенко принято было в основном связывать с воспоминаниями о страшных временах правления его предшественников, и с опасениями, что если не Лукашенко, то может быть кто-то похуже.

Сегодня, как предполагает уже знакомый нам Пётр Бадура, ситуация изменилась: «Речь даже не о том, что уровень жизни беларусов выше, чем когда-либо, и, кроме того растет так быстро, что при всех факторах трудно не заметить этот рост. Более важно, что беларусы могут видеть, что происходит в мире, увидеть, как рухнули экономики, которые до недавнего времени считались ведущими. Также каждый год они видят, как растёт международное влияние Беларуси. Трудно в такой ситуации не гордиться своей страной».

«Беларусь, которая как независимая страна появилась совсем недавно, имеет шанс через несколько десятилетий стать одной из ключевых стран в мире и играть важную роль на международной арене. Бесспорно, что создателем такой мощной Беларуси является президент Александр Лукашенко. Термин «Батька» подходит в этом случае как нельзя лучше», — пан Бадура не скрывает своей симпатии к беларускому лидеру и его достижениям. Однако конкретизировать достижения Беларуси на международной арене при помощи хотя бы той же статистики почему-то не берётся.

«Речь Посполитая обоих народов».

Также в ушедшем году на просторах вышеупомянутого Salon24.pl развернулась довольно масштабная дискуссия по поводу возможности создания конфедеративного государства Беларуси и Польши – своего рода аналога первой Речи Посполитой. В польской блогосфере данному вопросу было посвящено несколько довольно объёмных материалов, каждый из которых собрал приличное количество комментариев. Основной идеей подобных материалов был тезис о том, что если падет режим Лукашенко — даже не обязательно в результате переворота, но, например, в связи с его естественной смертью, и новая власть будет продвигать более близкие отношения с ЕС и Польшей, причина для импорта дешевого газа из России исчезнет. В таком случае Беларусь столкнется с очень серьезным кризисом и окажется перед выбором: либо капитуляция перед Россией (и дешевым газом), либо независимость и рыночные цены. Как считают авторы, на фоне российской мощи у Беларуси нет шансов на самостоятельное сохранение независимости. И обращение к соседу, с которым Беларусь имеет очень сильные исторические и культурные связи, видится им естественным шагом.

«Идея состоит в том, чтобы сохранить отдельные структуры государства (что, кроме того, является повторением принципов польско-литовских уний). Конечно, главным принципом федерации должно быть уважение к национальным амбициям двух стран. И компетенция федерации должна быть ограничена. Это должна быть внешняя и оборонная политика (при сохранении отдельных армий — но, конечно, при их тесном взаимодействии и синхронизации оборонной промышленности). Кроме того, Польша должна открыть свои порты для будущего беларуского (общего?) военно-морского флота», — считает автор одного из материалов. По его мнению, также граждане двух стран должны иметь право жить и работать в обеих частях федерации (что очевидно в рамках ЕС), а также приобретать недвижимость. Также должен быть таможенный союз, и объединение автомобильных и железнодорожных систем, насколько это возможно (всё-таки о качестве беларуских железных и автомобильных дорог стало известно и за пределами республики). Как предполагает автор, создание федерации стало бы, к тому же, стимулом для развития речного транспорта в Польше: речная система Беларуси связана с Вислой через Буг и Муховец.

Блогеры рассуждают, что Беларусь и Польша вместе – это гораздо более серьёзное государство на европейской и мировой арене, нежели две державы по отдельности. Некоторые авторы рассматривают возможность присоединения к федерации ещё и Украины, что вывело бы данный союз на совершенно новый уровень во всех отношениях. Однако эксперты не строят планов по созданию федерации здесь и сейчас, прекрасно осознавая, что на данный момент это не представляется возможным в силу различных факторов. Но и оптимизма всё же не теряют: «Конечно, такой курс требует мужества элиты всех заинтересованных стран и принятия решения о создании своего цивилизационного и хозяйственного пространства, без зависимости от существующих центров. Только уже сейчас видно, что эти центры могут вскоре иметь серьезные проблемы. А тогда уже строительство новой федерации на фундаменте Речи Посполитой обоих народов будет не просто возможностью, а необходимостью. Главное только, чтобы когда это время наступит, в Польше и Беларуси были правительства, способные к таким действиям».

Logo_руна