Положение в области экономической безопасности Беларуси (ноябрь 2017 года)

1553

Загрузить документ в PDF

Риски финансовой нестабильности

Нацбанк продолжает предпринимать активные меры, направленные на дедолларизацию депозитного рынка и экономики в целом. Так, регулятор принял решение повысить норму резервных отчислений по валютным депозитам с 15 до 17% (источник). Ожидается, что данная мера вынудит банки снижать ставки по валютным депозитам, уменьшая тем самым их сравнительную привлекательность относительно рублевых вкладов. Одновременно Нацбанк продолжил стимулировать падение ставок и на рублевом рынке, снизив ставки предоставления рублевой ликвидности банкам с 13 до 12%.

Действия Нацбанка выглядят достаточно решительными на фоне визуально хрупкого состояния депозитного рынка в последние месяцы: валютные депозиты продолжают демонстрировать пусть и скромное, но сокращение (-0,35%), а прирост рублевых вкладов (+0,9%) остается ниже размера текущей капитализации. Негативное влияние на депозитный рынок может оказывать и ослабление национальной валюты, которое наблюдается последние месяцы. Так, курс USD/BYN с 1 сентября вырос на 4,7%, а стоимость валютной корзины на 4,2%. Видимо, уверенности властям в своих действиях добавляет достигнутая доля безотзывных депозитов в структуре сбережений населения, которая с начала года увеличилась на 30 п.п. и достигла уровня 65% (источник). Невозможность досрочно истребовать депозит предотвращает ситуацию набега вкладчиков на банки, которая несколько раз повторялась в период с 2011 по 2014 год. В таких условиях возможность разбалансировки финансовой системы, вызванной процентной политикой Нацбанка, по-прежнему остается незначительной.

На фоне стимулируемого властями падения кредитных ставок оживление демонстрирует внутренний спрос. Так, прирост розничного товарооборота с начала года составил 2,8% (источник), а рублевое кредитование физлиц с начала года увеличилось на 19%. При этом наибольшие темпы, как и прежде, демонстрирует потребительское кредитование, выросшее за октябрь на 7,5%, а с начала года на 58% (источник). Дополнительным фактором существенного роста внутреннего спроса может стать заявленное увеличение средней зарплаты к концу года. Несмотря на то, что даже текущий прирост реальной зарплаты превышает рост производительности (источник), власти не отказываются от популистской цели ее увеличения до уровня BYN 1000 к концу года. Таким образом, исходя из ее показателя в октябре на уровне BYN 841, рост за последние 2 месяца года должен составить около 12%.

Достижение указанного показателя с активным использованием административных мер (источник) негативно скажется на финансовом состоянии предприятий и приведет к чрезмерному разогреву внутреннего спроса. Это в свою очередь ухудшит сальдо внешней торговли товарами, которое в последние месяцы и так демонстрирует серьезный уход в дефицитную зону. Так, по итогам октября дефицит внешней торговли товарами вырос до рекордных в 2017 году USD 590,6 млн. (источник). Можно ожидать увеличения и инфляционных рисков, поскольку сравнительно низкий текущий рост потребительских цен обусловлен в том числе фактором экономической депрессии. Определенный потенциал роста цен наблюдается и со стороны инфляции издержек. Так, индекс прироста цен производителей с начала года составил 109,8%, цен производителей сельхозпродукции – 109,4% (источник), а рост потребительских цен – лишь 103,9%. При этом, по мнению экспертов ЕБРР, текущие инфляционные ожидания населения не менее чем в два раза выше наблюдаемой инфляции, что также создает существенный потенциал для ее роста (источник). Уже в октябре инфляция составила рекордные с начала года 1,2%, а ее годовой уровень вырос до 5,3% (источник). Административный рост заработной платы, очевидно, ухудшит и ситуацию на валютном рынке, который по итогам ноября и так продемонстрировал наихудшие показатели за последние 2 года. Чистая продажа валюты населением в ноябре сократилась до USD 65 млн., что значительно меньше чистой покупки юрлицами в сумме USD 211 млн.

В тоже время, бюджетные планы властей на 2018 год все также можно назвать достаточно сдержанными. В основу планирования бюджетных доходов и расходов заложены весьма консервативные прогнозы ключевых параметров: стоимость нефти USD 45,9 за баррель (при текущем уровне около USD 62), курс российского рубля 60,5 за USD, экономический рост в России 1,7%, стоимость калийных удобрений USD 205 за тонну (при текущих контрактах БКК на уровне около USD 230 за тонну) (источник). Сдержанной ожидается и монетарная политика Нацбанка: так, по заявлениям его чиновников регулятор в 2018 году перейдет к шагу в 0,25 % при следующем снижении ставки рефинансирования, когда для этой меры сложатся необходимые условия.

Риски экономического спада

Экономика продолжает демонстрировать восстановительную динамику, при этом ее скорость несколько увеличивается. Так, рост ВВП за 10 месяцев достиг уровня 2% по сравнению с 1,7% месяцем ранее. Улучшаются и ожидания экономического роста в Беларуси и регионе по прогнозам международных финансовых организаций (источник). В тоже время, основным источником роста все также видится рост спроса на внешних рынках (прежде всего в России) и улучшение условий покупки газа и нефти. По этой причине по оценкам специалистов МВФ экономический рост Беларуси в среднесрочной перспективе может застрять на уровне 2% в год (источник), что будет увеличивать отставание в уровне экономического развития от большинства соседних стран.

Для преодоления данного барьера МВФ рекомендует Правительству сохранить политику макростабилизации, стимулировать развитие частного сектора, провести глубокую реформу госсектора и выработать новую систему соцподдержки населения в условиях происходящих структурных изменений (источник). Власти могут похвалиться активной работой по первым двум пунктам данного перечня. Так, в ноябре наконец был подписан и опубликован анонсированный указ президента о развитии предпринимательства. Данный законодательный акт по задумке властей должен стать существенным стимулом для развития малого и среднего бизнеса и привести к увеличению его доли в структуре ВВП с 25-27% в настоящее время до 40% к 2020 году (источник). Указ предусматривает систему мер по снижению госрегулирования бизнеса: переход к уведомительному порядку осуществления большей части видов деятельности, сокращение и упрощение санитарных, пожарных и иных требований к бизнесу, введение моратория на рост налогов до 2020 года, упрощение документооборота в организациях и прочее. Власти ожидают эффекта от данных законодательных изменений, прежде всего в сфере торговли и общепита, уже в первой половине 2018 года.

В тоже время проблемы реформирования госсектора и создания новой системы соцподдержки все также отсутствуют в оперативной повестке властей. А такие практики, как регулирование заработных плат в банках независимо от формы собственности (источник) или навязывание банкам участия в прямых инвестициях, позволяет сомневаться в готовности уходить от использования ручных методов управления экономикой. Вызывают опасения и появившиеся в публичной плоскости заявления о необходимости наращивания доли инвестиции в ВВП (источник). Без решения проблемы эффективности принятия инвестиционных решений в госсекторе, очередная попытка накачать предприятия инвестиционными ресурсами будет иметь основные последствия в виде растущего госдолга и плохих долгов в банковском секторе.

Выводы

Главным на текущий момент риском для макроэкономической стабильности можно считать популистскую политику административного стимулирования доходов населения. После достижения в сентябре исторически минимальных показателей инфляции, рост цен в стране вновь ускорился, а инфляционные риски увеличились. Наблюдается ухудшение показателей на валютном рынке и во внешней торговле. При этом амбициозные планы по росту средней заработной платы противоречат в целом сдержанной бюджетной и монетарной политике Правительства. Важным достижением можно считать принятие либерального указа о развитии предпринимательства.

Logo_руна