Риски финансовой нестабильности
После напряженного августа новостной фон в сентябре можно назвать достаточно позитивным. Ситуация на финансовых рынках развивающихся стран стабилизировалась и вероятность разворачивания широкомасштабного регионального кризиса значительно уменьшилась. Что связано как с адекватными действиями властей этих стран, так и с успешной помощью международных фондов. Так, несмотря на ранее высказанную позицию Президента Реджепа Эрдогана, Центробанк Турции существенно (с 17,75% до 24%) повысил ключевую ставку. К ужесточению монетарной политики перешел и ЦБ России: регулятор также впервые с декабря 2014 года повысил ставку рефинансирования (с 7,25% до 7,5%) и обозначил готовность продолжать такую политику в случае нарастания инфляционных рисков. Благодаря поддержке МВФ, согласившейся досрочно предоставить очередную часть стэнд-бай кредита (источник), значительно снизилась напряженность и на финансовом рынке Аргентины. Наметившееся восстановление развивающихся рынков, а так же рост нефтяных котировок (в начале октября цена барреля нефти марки Brent достигла уровня USD 85, всерьез обсуждается и возможность преодоления ею в ближайшие месяцы уровня USD 100 (источник)) благоприятно сказались на курсе российской валюты. Учитывая интересы экспортёров, для которых российский рынок остается основным, Нацбанк воспользовался данной ситуацией и ослабил беларуский рубль к российскому, постепенно возвращая его курс на уровень начала года. Помимо восстановления ценовых преимуществ беларуских производителей на российском рынке, благоприятно на улучшении текущего счета скажется и рост цен на калийные удобрения, достигнутый по результатам договоренности с китайскими потребителями. Так, по новому соглашению цена на калийные удобрения для Китая в первой половине 2019 года составит USD 290 вместо текущих USD 230 за тонну (источник). Важно, что умеренная девальвация рубля, умеющая место последние 2 месяца (рост стоимости валютной корзины с 1 августа превысил 4,5%), не оказала (по крайней мере, пока) заметного влияния на денежный рынок страны. Население уже 31 месяц подряд остается нетто-продавцом валюты, при этом по итогам августа размер чистой продажи наличной валюты вырос на 20% и практически достиг уровня USD 200 млн (источник). Избыточное предложение на валютном рынке позволяет сохранять золотовалютные резервы страны на уровне около USD 7 млрд, несмотря на выплаты по обслуживанию госдолга. По итогам августа несколько улучшилась и ситуация на депозитном рынке: прирост рублевых депозитов ускорился (+2,45% за месяц), а отток валютных замедлился (-0,75% за этот период). Стабильными на уровне чуть более 10% остаются ставки на межбанковском рынке, заметных изменений нет и на рынке корпоративного и потребительского кредитования. Благоприятной остается и ситуация с исполнением бюджета: за 8 месяцев года властями накоплен бюджетный профицит в сумме BYN 4,66 млрд, или более 6% ВВП (источник).
При этом ключевым негативом в финансовом секторе можно назвать рост инфляционных рисков. Потенциал для ускорения инфляции создают как внутренние, так и внешние факторы. Среди первых можно выделить возобновившийся рост инфляционных ожиданий населения (с 11,4% до 11,7% в третьем квартале ко второму (источник)), а также девальвация национальной валюты. Внешние факторы связаны с ростом стоимости сырьевых товаров (в частности нефти), а также с ожидаемым ускорением инфляционных процессов в России. В таких условиях Нацбанк воздержался от ставшего привычным снижения ставки рефинансирования и на очередном квартальном заседании сохранил ее на уровне 10% (источник). Более того, с учетом обнародованных властями параметров плана социально-экономического развития ее снижение, судя по всему не планируется, и в следующем году (источник). О решимости властей удержать годовую инфляцию на запланированном уровне 5-5,5 % свидетельствует и принятая в сентябре совместная антиинфляционная программа Правительства и Нацбанка (источник). Программа содержит список различных мер, направленных на дедолларизацию и развитие конкуренции, а также определяет сроки повышения тарифов для населения на основные услуги. Так, например, повысить стоимость жилищно-коммунальных услуг населению до уровня их 100-процентного возмещения планируется в 2020 году.
С трудностями сталкивается Правительство и при выполнении поручения Александра Лукашенко по снижению уровня внешнего госдолга. Хотя его отношение к ВВП страны и несколько сократилось (с 30,7% в начале года до 28,3% ВВП по итогам августа), номинальный его уровень последние 4 месяца демонстрирует рост (+USD 158,9 млн (источник)). Увеличивается и внутренний госдолг (+ BYN 373 млн, или 4% с начала года), значительная часть которого номинирована в иностранной валюте.
Некоторые опасения, особенно учитывая предвыборный характер 2019 года, вызывают и намерения властей по наращиванию социальных расходов. Так, при фактически сохраняемом в 2019 году общем уровне бюджетных расходов затраты на социальную поддержку населения планируется увеличить на 10% (источник). Также по некоторой информации до конца текущего года ожидается очередное повышение пенсий и зарплат в бюджетном секторе, профинансируемое за счет профицита бюджета и пенсионного фонда. Сохраняется и политика административного роста заработных плат, средний уровень которых в сентябре вплотную приблизился к уровню BYN 1000. Основной риск стимулирования внутреннего спроса через повышение доходов населения традиционно связан с ускоренным ростом потребительского импорта, что негативно сказывается на курсе национальной валюты и создает предпосылки для ускорения инфляции.
Риски для экономического роста
По итогам 8 месяцев года наблюдаемый рост ВВП замедлился до 3,7% (месяцем ранее он составлял 4,4%) и вплотную приблизился к плановым показателям. Такая ситуация в первую очередь обусловлена резким провалом показателей в сельском хозяйстве (минус 5,5%) (источник), вызванным плохим урожаем зерновых из-за неблагоприятных погодных условий. По мнению Нацбанка близок к исчерпанию и фактор восстановительного роста, в результате чего рост экономики приближается к равновесному уровню (источник). Замедление роста при этом наблюдается и в торговле (в розничной с 9,6% до 9,4%, в оптовой с 6,7% до 6,1%), и в промышленности (с 7,5% до 7,1%).
Внешний фон для исполнения планов властей по росту ВВП на 4% в 2019 году остается достаточно сложным. Экономический рост в России сохраняется на невысоком уровне и имеет тенденцию в стагнированию. Так, по прогнозу МВФ в текущем году он составит 1,7% ВВП, а в следующем замедлится до 1,5% ВВП (источник). Крупнейшие развивающиеся экономики также начинают замедляться из-за вынужденного ужесточения монетарной политики. Ослабление глобального роста предсказывают и промышленные индексы Евросоюза и Китая, а также статистика создания новых рабочих мест в США. В такой ситуации увеличиваются опасения, что власти Беларуси могут предпринять попытки активнее стимулировать рост экономики в предвыборный период, и в очередной раз постараются резко нарастить внутренние инвестиций. Так, по некоторой информации источником для активизации инвестиционных вложений могут стать ресурсы банков, которых власти будут стимулировать наращивать кредитную и инвестиционную активность (источник). В частности, по мнению Нацбанка в Беларуси необходимо расширять практику инвестиционного банкинга, предполагающую вхождение банков в капитал предприятий и фактически предоставление им ресурсов на безвозмездной невозвратной основе (источник).
Риски экономической самостоятельности
Ключевым фактором сохранения финансовой стабильности и обеспечения сбалансированного экономического роста остаются взаимоотношения с Россией. На текущий момент в актуальной повестке дня открытыми остаются вопросы поставки Россией нефти и нефтепродуктов, а также предоставления Беларуси очередных кредитных ресурсов. По обоим вопросам можно отметить позитивную динамику, хотя окончательно решенными их пока назвать нельзя. После угроз о полном прекращении поставок нефтепродуктов, озвученных властями России в августе, стороны все-таки пришли к некоторому согласию в этом вопросе. Так, согласован механизм ежегодного утверждения индикативного баланса поставок российских нефтепродуктов в Беларусь (источник). По имеющимся заверениям, Россия готова полностью обеспечить потребности в них химической промышленности Беларуси с запасом роста на 10% (источник). Представители беларуского Правительства заявляют и о готовности российских коллег прорабатывать механизм компенсаций для чувствительных для экономики Беларуси потерь, возникающий в результате налогового маневра в РФ (источник). Беларуские власти рассчитывают и на российские кредиты как важнейший источник рефинансирования выплат по обслуживанию госдолга в текущем и следующем году. Так, Правительство Беларуси надеется суммарно получить из РФ кредитов на сумму USD 1,4 млрд (из них USD 1 млрд межправительственный кредит и 2 транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития по USD 200 млн) (источник). При этом стоит отметить, что, несмотря на озвученные ранее заверения (источник), очередной шестой транш кредита ЕФСР по состоянию на начало октября Беларусь так и не получила. Да и сами договоренности в нефтяном секторе могут остаться нереализованными из-за неприемлемых для беларуских властей политических или военных условий со стороны России.
Выводы
Снижение напряженности на финансовых рынках развивающихся стран уменьшило риски ускорения инфляции и девальвации беларуского рубля. Вместе с тем отказ от политики дальнейшего монетарного смягчения уменьшает потенциал экономического роста. Желание властей достичь заявленных целей в предвыборный период может сопровождаться увеличением социальной направленности бюджетных расходов, а также принуждением банков к увеличению внутренних инвестиций. Избыточное использование таких подходов будет создавать дополнительный риски для финансовой стабильности в экономике.
