Рассматриваемый месяц примечателен, прежде всего, демонстрацией углубления беларуско-китайского военного сотрудничества, выразившейся в совместных военных учениях «Стремительный орел-2011». И хотя пока еще рано говорить о сотрудничестве с Китаем, как о существенном факторе в области обеспечения обороноспособности Беларуси, следует отметить, что все последние годы наиболее интенсивный обмен делегациями был у Беларуси именно с Китаем и не менее половины китайских делегаций, прибывавших в нашу страну, были военными.
В июле беларуское Правительство скорректировало в сторону существенного снижения планы по урожаю зерновых культур и рапса в 2011 году по причине неблагоприятных погодных условий.
Впервые с конца 90-х, когда в Беларуси существовал филиал российского «Русского национального единства» в нашей стране пытается обосноваться экстремистская антибеларуская структура. На этот раз это «Narodowe Odrodzenie Polski» (Польша). Это происходит открыто и при полном бездействии беларуских спецслужб.
В течение 12 дней (05-12 июля) на 230 общевойсковом полигоне (Брестская область) впервые были проведены совместные беларуско — китайские военные учения (антитеррористическая тренировка) «Стремительный орел-2011». Ранее китайские военные присутствовали на учениях, проводимых на территории Беларуси, только в качестве гостей.
Учения проходили в рамках анонсированного еще в начале июня текущего года визита китайской военной делегации во главе с Комиссаром Нанкинского военного округа генерал-полковником Чэнь Гуолином, хотя предварительно сообщалось лишь о запланированных переговорах с беларуским военным руководством, о предстоящих учениях информация не оглашалась.
В ходе антитеррористической тренировки отрабатывались вопросы совместимости воинских контингентов двух стран.
Следует обратить внимание, что беларуская сторона сообщила о факте совместных маневров только после того, как информация об этом была опубликована в китайской прессе. По сообщению газеты «Жэньминь Жэбао» в ходе учений отрабатывались совместные действия войск по «противодействию террористам на территории Беларуси», т.е. фактически речь идет об отработке развертывания китайской группировки на территории нашей страны.
Последнее представляется трудновыполнимым, т.к. переброска китайских войск и снаряжения возможна только транзитом через территорию третьих стран и может быть ими заблокирована. Кроме того, размещение китайского воинского контингента в Беларуси вызовет негативную реакцию как внутри Беларуси (в силу враждебного отношения населения к китайцам), так и со стороны соседних государств.
На наш взгляд совместная тренировка имела цели скорее психологические:
— для Китая, претендующего на роль великой державы, учения носили статусный характер;
— для Беларуси это была демонстрация возможности обеспечения безопасности государства без участия России.
Не афиширование проведения учений с беларуской стороны было мотивировано желанием повысить интерес к факту беларуско-китайского сотрудничества со стороны третьих стран (прежде всего – России) что, по мнению руководства Беларуси, должно способствовать созданию атмосферы конкуренции за партнерство с нашей страной и, как следствие, получению Беларусью преференций. Однако, с учетом крайне настороженного отношения к внешнеполитическим амбициям Китая на Западе и в России, беларуское военно-политическое руководство рискует получить прямо противоположный результат. С другой стороны, в случае реального взаимного интереса в области оборонного сотрудничества, кооперация с Китаем создает для Беларуси возможности преодоления зависимости от России в части поставок вооружений. При этом речь идет не только о закупках нового китайского оружия, но и о получении комплектующих к уже имеющимся у Беларуси системам вооружения, производство которых осуществляется китайским военно-промышленным комплексом.
Поиск Беларусью новых партнеров в области военно-технического сотрудничества не является чем-то принципиально новым. Так, результативно развивается беларуско-украинская кооперация в области производства вооружений, причем фундамент ее закладывался в период каденции В. Ющенко.
В любом случае, формат и глубина беларуско-китайского сотрудничества в области обороны зависит от позиции Китая.
«Стремительный орел-2011» стал не единственной антитеррористической тренировкой в июле 2011 года. С 25 по 31 июля проводилась Контрольная совместная штабная тренировка с Министерством обороны Республики Беларусь под руководством Совета Безопасности, в ходе которой отрабатывались действия по разгрому «незаконных вооруженных формирований». Мнение, растиражированное негосударственными СМИ, о том, что Контрольная тренировка является подготовкой к использованию армейских подразделений для подавления внутренних беспорядков не основано на фактических данных и является спекулятивным. (Подробнее о причинах невозможности использования Армии для подавления внутренних беспорядков см. в разделе «Безопасность» аналитической записки за февраль текущего года источник).
4 июля в Лиде по приглашению представителей местного польского меньшинства находилась группа активистов крайне правой польской организации «Narodowe Odrodzenie Polski » («NOP»). По результатам визита была создана лидская организация «NOP» (источник), которая 10.07.2011 провела первую акцию (источник).
Кроме того, «NOP» взяло на себя обязательства по оказанию материальной поддержки местным пропольским активистам, что само по себе настораживает: маловероятно, чтобы малочисленная маргинальная политическая группировка была в состоянии принимать подобные обязательства, рассчитывая только на собственные ресурсы. Интересно и то, что местный польский актив обратился за поддержкой именно к экстремисткой политической организации, а не к структурам, напрямую занимающимся помощью польской диаспоре. Показателен и тот факт, что новости о деятельности «NOP» в нашей стране на сайте данной организации размещаются в разделе «В регионах» наравне с новостями из непосредственно Польши.
Сам факт того, что беларуские органы государственной безопасности допустили визит делегации «NOP» и создание его первичной организации в Беларуси – очевидный провал.
Следует отметить, что само по себе польское движение в Беларуси не несет какой-либо угрозы нашему государству, подавляющее большинство беларуских поляков абсолютно лояльны. В этом свете главная задача беларуских властей – не допустить инспирированную извне радикализацию польского меньшинства: в условиях ослабления государственного механизма и отсутствия внешней поддержки Беларусь становится уязвимой для деструктивного внешнего воздействия.
Ситуация с обеспеченностью Беларуси зерном в 2011 году не улучшится. Сбор зерновых ожидается на уровне прошлого, отметившегося сильной засухой, 2010 года, т.е. около 7 млн. тонн. С учетом кукурузы в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия рассчитывают собрать 8,5 млн.тонн (источник). Между тем еще в феврале 2011 года планировать собрать около 10 млн. тонн. зерна. При этом, на заседании Президиума Совета министров 15.02.2011 было заявлено, что уровень «около» 10 млн. тонн зерна является минимально необходимым.
Помимо того, уменьшены на 31% первоначальные планы по сбору рапса, являющегося важной технической и кормовой культурой.
Существенный рост цен на продукцию животноводства уже этой осенью становится неизбежным.
Непосредственной причиной невыполнения первоначально озвученных планов по заготовке продукции растениеводства являются климатические изменения, затронувшие Беларусь. Беларуское руководство исходит из того, что неблагоприятные погодные условия являются временным явлением и через некоторое время ситуация нормализуется. Однако, климатические изменения носят длительный и слабо прогнозируемый характер. С учетом отставания в агротехнологиях от европейских стран, в условиях неблагоприятных погодных факторов, при сохранении традиционной системы земледелия ситуация с продовольственной безопасностью Беларуси в будущем ухудшится.
22.07.2011 в ходе заседания Военно-научного совета Вооруженных сил было принято решение о создании двух военно-научных школ. Первая из них будет заниматься разработкой «проблем теории и практики обоснования направлений развития вооружения», вторая — методами и средствами математического моделирования военных действий и военно-технических систем. Из общего перечня задач, которые возлагаются на вновь созданные научные школы, основной объем составляют прикладные (источник).
С 25 июля по 5 августа на базе Международного центра миротворчества и безопасности Украины проводится многонациональное тактическое учение «Рэпид Трайдент – 2011», в котором принимает участие взвод 38-ой гвардейской отдельной мобильной бригады (г. Брест) беларуских сил специальных операций. В ходе учения отрабатывались вопросы взаимодействия при проведении многонациональной миротворческой (антитеррористической) операции. Данные учения стали третьими за месяц антитеррористическими учения для беларуской Армии.
