Важнейшие события месяца. 07.04.2022 состоялось заседание Совета Безопасности Беларуси, посвященное текущей российско-украинской войне. Председательствовал Александр Лукашенко, который оптимизма не демонстрировал:
— Союз Беларуси и России может не устоять. Очевидно, в столкновении с Западом (источник).
-Обвинение Беларуси в пособничестве агрессии против Украины необоснованно (источник).
-Лукашенко призвал «сомневающихся союзников» к скорейшему сплочению (источник).
-Минск должен быть участником переговоров России и Украины (источник).
По итогам мероприятия представитель беларуского режима заявил, что «…Беларусь, как Украина и Россия, тоже нуждается в гарантиях безопасности». Именно поэтому А. Лукашенко должен участвовать в российско-украинских мирных переговорах (источник).
Он констатировал, что даже формальные союзники Минска и Кремля из числа постсоветских государств не оказывают ожидаемой поддержки и занимают выжидательную позицию. И беларуская сторона учтет этот фактор при определении своей внешней политики (источник).
Россия поддержала включение Беларуси в число стран — гарантов безопасности Украины (источник).
Динамика развития положения за месяц. 12.04.2022 состоялась очередная встреча Владимира Путина и А. Лукашенко. Предметом переговоров стали вопросы экономического и военного сотрудничества двух сторон (источник).
А. Лукашенко солидаризовался с политикой Кремля и заявил, что:
-США подталкивают Польшу и Прибалтику к противостоянию Беларуси (источник);
-Запад готовился нанести удар по России и только российское вторжение в Украину упредило этот сценарий (источник);
-в истории Беларуси и России еще не было столь опасных моментов в отношениях с Западом (источник).
19.04.2022 А. Лукашенко провел совещание с руководством силовых ведомств. Среди прочего рассматривались вопросы обеспечения безопасности на железной дороге, противодействия кибератакам и информационно-психологического противоборства (источник).
А. Лукашенко раскритиковал и главу МЧС (источник). А от КГБ он потребовал контроля за состоянием дел в трудовых коллективах госкомпаний и бюрократическом аппарате (источник).
Генпрокурор Андрей Швед заявил о низкой раскрываемости политических преступлений (около 50%), в том числе и насильственных (источник). При этом большая часть уголовных дел данной категории относится к активности в интернет-пространстве (около 80%, очевидно, речь идет о призывах, оскорблениях и распространении информации и данных различного рода). Прокуроры всех уровней ежемесячно проверяют эффективность работы органов внутренних дел и следственных подразделений по этой категории преступлений, отменены почти 1 тыс. решений об отказе в возбуждении уголовных дел, приостановлении и прекращении расследований. А. Швед дал понять, что в некоторых ситуациях сами силовики саботируют расследование таких уголовных дел.
Также критике подверглась деятельность МВД по противодействию нелегальному обороту наркотиков.
В апреле подразделения Минобороны Беларуси продолжили на ротационной основе усиливать охрану отдельных участков границы с Украиной (источник). Военные контролируют важные транспортные пути.
В минувшем месяце Беларусь посетила делегация во главе с заместителем секретаря Совбеза России (источник). Обсуждались вопросы в сфере информационной безопасности т.н. «союзного государства». А также международного сотрудничества в области противодействия информационной преступности и международных механизмов управления интернетом (источник).
Из мероприятий подготовки силовых ведомств в апреле стоит выделить следующие:
-Плановую совместную штабную тренировку Северо-Западного оперативного командования армии по применению войск в оборонительной операции (источник). Кроме органов управления командования и подчиненных соединений и воинских частей, привлекались оперативные группы (представители) от управления применения и развития беспилотных авиационных комплексов армии, командования ВВС и войск ПВО, штабов зон территориальной обороны и Госпогранкомитета. Отработано взаимодействие войск оперативного командования с силами других формирований. В ходе мероприятия учитывался опыт современных войн и вооруженных конфликтов.
-Тактическое учение батальона 38-й Брестской десантно-штурмовой бригады (источник). В ходе которого отработаны вопросы десантирования с вертолетов, ночные стрельбы, захват острова, преодоление водных преград.
-Тактико-специальное учение «Гроза» с участием спецподразделений Внутренних войск МВД и столичного ОМОНа (источник). Среди прочего отрабатывались засадные действия против колонны техники противника, прорвавшегося через беларускую границу.
Выводы. Попытка Минска стать стороной российско-украинских договоренностей – часть совместной игры с Кремлем. Интерес которого в том, чтобы иметь два своих голоса против одного у Киева в ходе таких переговоров. Для беларуского режима это реверанс лояльности в сторону Москвы и попытка поднять собственный статус как стороны урегулирования конфликта, который гипотетически может охватить и другие страны. Став стороной переговоров, Минск повысит свои шансы на некую сделку с Западом, что позволит режиму вернуться в международную политику. И при этом даст определенные гарантии от возмездия со стороны Украины в будущем за соучастие в агрессии. Однако, с учетом фактического тупика украинско-российских переговоров, и без того невысокий шанс на успех этого плана фактически обнулился.
Обида беларуского режима в адрес постсоветских стран адресована в первую очередь Казахстану. Который явно не желает не только публично солидаризироваться с Минском и Москвой, но и становиться непублично каналом обхода западных санкций.
Заявления Лукашенко в поддержку российской военной агрессии против Украины – это не только демонстрация лояльности Кремлю, но и его глубокое внутреннее убеждение. Никакого принуждения со стороны Путина в данном случае искать не стоит. Лукашенко мог бы на публичном уровне ограничиться более обтекаемыми формулировками. Но он говорит ровно то, в чем лично твердо убежден. И в этой связи стоит обратить внимание, что помимо общей антизападной риторики, Лукашенко регулярно «атакует» Польшу, как никакую другую страну «коллективного Запада». Если общее антизападничество Лукашенко можно отнести на счет советскости его менталитета, то на чем базируется такая особенная нелюбовь именно к Польше — непонятно.
Беларуский режим крайне озабочен актами саботажа на железной дороге, всплеск которых произошел после начала российского вторжения в Украину. По данным МВД таковых выявлено около 80. Помимо этого информационные сети железной дороги подверглись успешным кибератакам. Невозможно уверенно утверждать насколько серьезно эти акции саботажа повлияли на функционирование железнодорожного транспорта. Но сам факт демонстрирует потенциал беларуского общества к довольно масштабному, а главное – силовому противодействию режиму внутри Беларуси. И Лукашенко традиционно считает причиной идеологическое влияние Запада на беларусов.
О том, что режим воспринимает «рельсовую войну» предельно серьезно, свидетельствует тот факт, что на борьбу с ней брошены все доступные ресурсы: применяются фотоловушки; БПЛА, способные работать ночью, патрулируют железнодорожные перегоны; объекты железной дороги патрулируются силовиками, организуются засады в местах возможный акций саботажа (источник). Акты саботажа на железной дороге стали квалифицировать как акты терроризма (не понятно, во всех ли случаях, или только при уничтожении железнодорожной инфраструктуры) (источник).
У А. Лукашенко сохраняются опасения относительно лояльности госаппарата и контроля за трудовыми коллективами крупных госпредприятий. Последнее может быть связано с фактором западных санкций, которые, несмотря на победные реляции пропаганды, удушающе действуют на экономику Беларуси.
Маловероятно, чтобы Генпрокурор А. Швед подверг публичной критике силовые ведомства без санкции на то А. Лукашенко. Причина того, что критика не просто была озвучена, но это было сделано публично, стоит поискать в политической плоскости. Вероятно, что беларуский правитель тяготится как он считает своей зависимости от генералов. Высока вероятность усиления полномочий прокуратуры по контролю за деятельностью силовых ведомств.
Объявленный формат участия армии в охране границы с Украиной и апрельское учение МВД дает основания полагать, что в первую очередь в Минске опасаются возможного прорыва на беларускую территорию крупных подразделений на военной технике, а не мелких диверсионно-разведывательных групп. И речь в первую очередь идет о беларуских добровольцах, воющих на стороне Украины.