Положение в области национальной безопасности Беларуси (август 2020 года)

3596

Загрузить документ в PDF

Важнейшие события месяца. 09.08.2020 в Беларуси прошли президентские выборы, которые были отмечены беспрецедентными даже для беларуских реалий фальсификациями и массовыми карательными акциями властей в десятках городов страны сначала против протестующих, а затем и против всех, кто имел неосторожность просто попасть под руку. Против безоружных людей неизбирательно применялось огнестрельное оружие. Двое протестующих (в Бресте и в Минске) были умышленно убиты на глазах у других участников акций протеста явно с целью запугивания. Еще несколько смертей (не менее трех) расцениваются в качестве связанных с насилием со стороны представителей власти. Не менее 9000 человек на текущий момент подверглись задержаниям, не менее 1000 (в том числе несовершеннолетние) только в Минске – насилию. Порядка 450 фактов расцениваются как пытки. По прошествии месяца ни одного уголовного дела даже по фактам убийств не возбуждено. Более того, поступают сообщения, что лиц, обратившихся с жалобами на насилие со стороны представителей власти, запугивают привлечением к уголовной ответственности по сфабрикованному уголовному делу о массовых беспорядках.

Несмотря на это в стране не утихают самые масштабные за всю историю акции уличного протеста и гражданского неповиновения.

Помимо масштаба насилия и протестов, новым качеством текущей ситуации стала полная децентрализация сопротивления режиму. Власти традиционно пытаются искать лидеров, штабы и политические центры. Между тем, речь идет именно и массовом восстании, которое координируется, но не управляется. Большую роль в этом играют новые технологии.

Пока ситуация остается неопределенной, власти в целом сохраняют контроль над обстановкой в стране благодаря лучшей организации, материальной базе, управляемости, способности осуществлять маневр силами. А также ненасильственному характеру протестов. Но карательная система перенапряжена и резервов у нее немного. Проблемой стал отток кадров из силовых ведомств: многие сотрудники, не желающие запятнать себя участием в преступлениях против своего народа, увольняются. Доподлинное количество таких случаев неизвестно: на середину августа имелась инсайдерская информация о подаче рапортов на увольнение порядка 1000 сотрудников МВД; на первую декаду сентября  циркулирует информация о 6500 рапортах/заявлениях на увольнение из всех силовых ведомств за последний месяц. Пока уверенно подтвердить указанные цифры невозможно. Однако, судя по истеричной реакции МВД на увольнения своих сотрудников, которые заявили при этом публичный протест, проблема достаточно острая. Кроме того надо понимать, что гораздо большее число силовиков, не поддерживающих политику властей, остаются в системе по тем или иным причинам.

Отдельная тема – бюрократическая система. Которая, с одной стороны, напугана масштабом протестов. А с другой, четко понимает, что виновник этой ситуации – Александр Лукашенко. В этих условиях угроза саботажа его решений со стороны бюрократии возрастает.

Текущий кризис носит для режима комплексный характер: помимо тяжелой внутриполитической обстановки, разрушены достижения условной внешнеполитической многовекторности Беларуси последних 6 лет; власти сталкиваются с перспективой тяжелого финансового кризиса и утраты бюджетных доходов с одновременным закрытием рынков заемного капитала.

Ошибкой стал отказ официального Минска обсуждать внутриполитическую ситуацию в Беларуси с Западом напрямую: желая продемонстрировать свое неуважение к западным политикам, А. Лукашенко решил общаться с ними заочно, через Владимира Путина. Это была серьезная политическая ошибка: подобное поведение Запад воспринял как признак утраты официальным Минском внешнеполитической субъектности и попадания в критическую зависимость от Кремля. Последнее представляется значительным преувеличением. В ближайшее время встанет вопрос о юридической правоспособности режима в части заключения любых международных соглашений.

И для внешних, и для внутренних акторов стало очевидным критическое сжатие социальной базы поддержки А. Лукашенко.

Режим утратил символический капитал: лидеры мнений, включая обласканных режимом, не поддержали поведения властей. Даже пролукашенковская Федерация профсоюзов Беларуси (её руководитель возглавлял инициативную группу по выдвижению А. Лукашенко кандидатом в президенты) выступила с осторожным осуждением насилия и выразила готовность оказать пострадавшим любую необходимую (источник). А также призвала остановить насилие и начать мирный диалог.

Попытки организовывать провластные митинги за счет принудительного участия в них работников бюджетных организаций должного эффекта не вызвали. Более того, многие организации в Минске саботировали разнарядки по участию своих работников в подобных мероприятиях. В итоге изображать народную поддержку режима отправили военнослужащих и курсантов ВУЗов силовых ведомств.

Серьезно обострились отношения с религиозными структурами: если православная церковь заняла более нейтральную позицию, то костел выступил с решительным осуждением карательных акций режима против народа. В ответ официальный Минск де-факто запретил въезд на территорию страны главе католической церкви в Беларуси митрополиту Тадеушу Кондрусевичу при том, что подобные действия неконституционны.

Оказавшись не в состоянии подавить народные протесты, режим сменил тактику:

— началась активная кампания по вовлечению в противостояние с народом армии, с целью запугать недовольных и опереться на декларируемый высокий армейский авторитет (источник);

— с целью дискредитации протестов и переключения внимания с их причин, последовали многочисленные утверждения о том, что Запад в разной комбинации (США, Польша, Чехия, Литва, Нидерланды и Украина, НАТО и ЕС) развязал против Беларуси гибридную войну и внутренние протесты сопровождаются якобы силовым давлением из-вне со стороны НАТО (источник). Протесты спровоцированы, финансируются и управляются из-за пределов страны. А Польша, якобы, планирует аннексию части беларуской территории (последнее в частности активно используется для индоктринации военнослужащих Внутренних войск МВД, которым вбивают в головы, что они борются не с мирными протестующими, а с сепаратистами, которые хотят отторгнуть часть территории Беларуси в пользу Варшавы… по примеру Донбасса). Этот нарратив продвигался лично А. Лукашенко во время различных мероприятий с его участием (источник, источник, источник, источник).

— стремясь ослабить протест и опять же переключить внимание с его истинных причин, была сделана попытка внесения раскола в беларуское общество. Приглашенные российские политтехнологи и пропагандисты начали продвижение нарративов, опробованных в России и Украине (региональное и религиозное противостояние, навешивание ярлыков на оппонентов власти, фейки и информационное манипулирование, попытка спровоцировать антипольские настроения) (источник). Фактически, беларуская государственная пропаганда впервые за много лет стала работать в унисон с российской. Правда, особого успеха это беларускому режиму пока не принесло.

С 21.08.2020 в Беларуси был введен запрет на доступ к ряду крупнейших общественно-политических Интернет-ресурсов (всего под ограничения попало порядка 80 сайтов) (источник).

Динамика развития положения за месяц. В продолжение спектакля официального Минска на тему якобы военной угрозы со стороны НАТО, 20.08.2020 Министр обороны Беларуси Виктор Хренин распорядился о проведении комплексного тактического учения по подготовке и ведению обороны на Гродненском тактическом направлении (источник). Данное решение было доложено А. Лукашенко в ночь (!) на 20 августа. Само учение было бригадного уровня и прошло 28-31 августа.

Предусматривалось отмобилизование некоторых воинских частей. Последнее, впрочем, вряд ли было масштабным: в августе сообщалось о развертывании одного танкового батальона за счет призванных из запаса.

В рамках учения привлекались подразделения из других регионов страны:

— Батальон 103-й Витебской воздушно-десантной бригады, который преодолел за сутки 700 км на своей боевой технике по дорогам общего пользования (источник).

— Батарея ракетного комплекса «Полонез» (источник), которая, судя по информации о марше в 250 км, могла быть развернута в районе беларуско-литовской границы.

— Подразделения 465-й ракетной бригады, которые отработали условные учебные пуски. На своей боевой технике ракетчики преодолели расстояние более 400 километров (источник).

— Подразделения 740-го зенитного ракетного полка преодолели более 400 километров, после чего заступили на боевое дежурство (источник).

В учении был задействован механизированный батальон 6-й механизированной бригады (источник). Также привлекались подразделения артиллерии (насколько можно судить два дивизиона самоходных гаубиц, дивизион РСЗО и противотанковый дивизион), БПЛА и РЭБ, зенитные дивизионы 6-й и 11-й механизированных бригад.

Несколько вертолетов перебазированы с аэродрома Мачулищи на аэродром Лида (источник).

В ходе учения отработаны вопросы усиления охраны границы, поиска, блокирования и уничтожения сил противника с использованием воздушных поисково-штурмовых групп Сил специальных операций во взаимодействии с танковыми и мотострелковыми подразделениями, ведения оборонительного боя на двух направлениях. Учение проводилось и вне территории полигона на реальной местности (источник).

24.08.2020 на полях проходившего в России международного форума «Армия-2020» состоялась встреча Председателя Госкомвоенпрома Беларуси Дмитрия Пантуса с директором Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Дмитрием Шугаевым (источник). Сообщается, что в 2019 объем экспорта в Россию отечественной продукции военного назначения составил свыше 30 % от всего объема экспорта беларуской оборонки. Около 300 организаций двух стран имеют партнерские отношения друг с другом. Проводится работа по созданию совместных предприятий.

В ходе форума «Армия-2020» был подписан ряд контрактов на поставку, ремонт и обслуживание техники для армии Беларуси с компаниями российского ВПК. Известно лишь о части сделок: поставка двух батальонных комплектов БТР-82А и первой партии из четырех вертолетов огневой поддержки Ми-35М; поставка современных систем ПВО до 2025 года (источник).

В августе закончился фарс с задержанием бойцов т.н. ЧВК Вагнера: их отпустили, предварительно извинившись, а уголовное дело о подготовке ими  террористических актов в Беларуси исчезло.

Беларуская сторона до последнего момента утверждала о раскрытии масштабного заговора по дестабилизации обстановки в Беларуси. 01.08.2020 А. Лукашенко заслушал доклад Председателя КГБ Валерия Вакульчика и Председателя Следственного комитета Ивана Носкевича по делу вагнеровцев (источник). И заявил, что установленные беларускими властями факты противоречат российской версии о том, что задержанные ехали транзитом через Минск в третью страну и не имели никаких иных целей пребывания в Беларуси. По мнению беларуских властей пункт назначения задержанных – именно Беларусь, а цели предстоит выяснить. И вообще, задержанные – лишь первая группа из 180 или 200 человек, которая планировалась к переброске в Беларусь из России.

05.08.2020 состоялся телефонный разговор А. Лукашенко с Президентом Украины Владимиром Зеленским (источник). Затрагивались вопросы обеспечения пограничной безопасности и задержанных в Беларуси вагнеровцев. Украинская прокуратура ведет расследование в отношении некоторых из них по фактам участия в боевых действиях на Донбассе. А. Лукашенко пообещал сотрудничество в рамках имеющихся международных соглашений. Позднее, уже после освобождения задержанных вагнеровцев, А. Лукашенко заявил, что не планировал выдавать их Украине ни при каких обстоятельствах (источник).

06.08.2020 на совещании по обеспечению безопасности избирательной кампании А. Лукашенко заявил, что задержанные 33 вагнеровца – лишь часть зловещего замысла (источник). И тут же дал поручение пригласить в Беларусь генеральных прокуроров Украины и России, чтобы решить дальнейшую судьбу задержанных вагнеровцев. Апофеозом представления стало утверждение А. Лукашенко, что беларуские власти заговор раскрыли, но кто за ним стоит – неизвестно: то ли США и НАТО, то ли Украина, то ли Россия. И сделал вывод, что против Беларуси развязана гибридная война, но т.к. непонятно кем, нападения надо ждать с любой стороны.

Российская сторона последовательно отрицала вину своих граждан и характеризовала действия беларуских властей как спектакль, вызванный необходимостью мобилизации электората А. Лукашенко перед лицом воображаемой внешней угрозы (источник).

В августе состоялось заседание коллегии Госкомвоенпрома (источник). Заявлено о негативном влиянии на экономическую деятельность ведомства пандемии китайского коронавируса и закрытия государственных границ, падения мировых цен на нефть и изменения курсов валют (явный намек на клиентов из стран Персидского залива, Азербайджан, Казахстан и Россию). В результате отдельные показатели деятельности оказались хуже прошлогодних. Особый акцент сделан на экспорте продукции и услуг как главном драйвере экономического развития Госкомвоенпрома. Несмотря на сложности, чистая прибыль организаций ведомства увеличилась в 1,5 раза, а рентабельность продаж сохранилась на относительно высоком уровне 17,9 %. Чистых убытков не допущено. И далее: «Пока (sic!) удается не допустить и падения заработной платы».

При этом поставлена задача не допустить ухудшения ключевых показателей эффективности во втором полугодии. Очевидно, что руководство ведомства не ждет простых времен.

Выводы. Начиная с вечера 9 по 11 августа, в период наиболее ожесточенных столкновений режима с народом, в Беларуси наблюдалось полное отключение Интернета с целью ограничить распространение информации и координацию протестов (источник). 12 августа репрессии резко пошли на спад, восстановлена работа Интернета. В тот же день А. Лукашенко провел совещание по актуальным вопросам. Хотя подробности повестки не сообщаются, можно предположить, что смена поведения властей была вызвана не соображениями гуманности, а перенапряжением карательной системы и радикализацией протестов, что создавало угрозу не только новых жертв, но и полного выхода ситуации из-под контроля с утратой режимом силовых механизмов воздействия на ситуацию.

Августовские события проявили качественное изменение беларуского общества, окончание процесса формирования политической нации европейского образца и готовность, способность и желание людей к низовой самоорганизации и солидарности. Этот процесс можно фиксировать с «антитунеядских» протестов начала 2017 года, которые были гораздо менее масштабнее нынешних, но охватили значительную часть страны, а не только столицу, как это характерно для традиционных акций политической оппозиции.

Существующая в Беларуси система власти не соответствует ожиданиям общества. Но режим не демонстрирует готовности к трансформации. А значит, конфликт с той или иной степенью интенсивности будет продолжаться до полного демонтажа правящего режима.

Под предлогом наличия внешней военной угрозы официальный Минск стремится заручиться однозначной политической поддержкой Москвы. Которая в дальнейшем должна быть трансформирована в финансовую поддержку. Ожидаемо Москва гарантировала поддержку в случае угрозы безопасности, на финансовые запросы беларуских властей пока четкой реакции нет.

Представляется, что, несмотря на риторику беларуского режима, он стремится избежать серьезных экономических санкций со стороны Запада, одновременно заручившись политико-экономической поддержкой со стороны России. Основная задача – дождаться благоприятных изменений внешней обстановки, которые позволят вновь заняться геополитическими «качелями». Однако, удар по отношениям Беларуси и Запада (включая Украину) нанесен настолько серьезный, что восстановления сколь-либо продуктивного диалога при сохранении нынешнего режима представляется задачей практически невозможной. Говорить о каком-то серьезном сотрудничестве в сфере безопасности, которое только начало приносить результаты, больше не приходится: доверие к официальному Минску разрушено до основания.

Заявления о более чем 30% экспорта продукции ВПК Беларуси в Россию в 2019 году вызывают удивление: не далее как в январе 2020 года Госкомвоенпром Беларуси официально сообщил о том, что доля России в экспорте продукции оборонного назначения за минувший год составила 26% (источник). Очевидно, что даже официальные данные не дают адекватной информации о реальном состоянии дел в беларуской оборонке. Но с учетом отсутствия других, вызывающих доверие, мы вынуждены ориентироваться на них.

Идея создания совместных с Россией предприятий в сфере ВПК – давняя и очень печальная история. Достаточно вспомнить заблокированные российской стороной проекты по созданию беларуско-российского ЗРК малой дальности и историю совместной компании в сфере разработки и производства техники РЭБ, которая была создана, а затем ликвидирована так и не приступив к производственной деятельности (источник, источник). Москва никогда не демонстрировала стремления содействовать Беларуси в наращивании военного потенциала. С учетом крайнего политического ослабления беларуского режима в настоящее время, нет оснований рассчитывать, что российская позиция изменится.

Говоря о перспективах поставок БТР-82А отметим следующее. Машины планируются для оснащения Сил специальных операций. Планы по их закупке впервые были озвучены в августе 2015 года (источник). Поставки планировались на 2016 года. Но были заблокированы А. Лукашенко (источник). Причиной стала лоббистская деятельность представителей ВПК Беларуси, продвигавших собственные бронеавтомобили, которые при этом не являются полноценной альтернативой БТР. БТР-82А представляет собой развитие советского БТР-80. И сохраняет его основные недостатки (боковая посадка экипажа, недостаточный уровень защищенности, особенно от подрыва взрывных устройств). Преимуществами машины являются комплекс вооружения, включающий автоматическую пушку и низкая цена.

Относительно закупки вертолетов Ми-35М вероятнее всего речь идет о планах по поставке эскадрильи таких машин (не менее 12 единиц).

Совокупную стоимость 4-х вертолетов Ми-35М и 2-х батальонных комплектов БТР-82А можно определить в сумму порядка USD 100 млн. С учетом текущего кризиса доходов госбюджета, весьма вероятно, что контракты подписаны на отлагательных условиях до начала финансирования. Интересно отметить, что в течение текущего года нет информации о перспективах поставки второй четверки истребителей Су-30СМ. 06.08.2020 Минфин Беларуси сообщил, что дефицит госбюджета к концу года может составить порядка 20% от запланированных бюджетных расходов, что в более чем в 5 (!) раз превысит запланированный бюджетный дефицит (источник).

Само по себе обновление парка вертолетов и бронетехники стоило бы приветствовать, если бы не стойкое подозрение, что подобного рода контракты официальный Минск использует не как часть долговременного плана модернизации национального оборонного потенциала, а как способ продемонстрировать Кремлю свою значимость для безопасности России.

Откровенный обман Киева официальным Минском в деле вагнеровцев не пройдет бесследно для двусторонних политических отношений. И является ударом по беларуско-украинскому диалогу в сфере безопасности.

Logo_руна