Важнейшие события месяца. 12-13 июля в Минске находилась делегация Министерства общественной безопасности Вьетнама во главе с Министром генералом армии То Ламом. Состоялись его встречи с руководством МВД, Госкомитета судебных экспертиз и КГБ Беларуси (источник, источник, источник). В ходе встреч в первых двух ведомствах обсуждались перспективы сотрудничества в правоохранительной, научной и образовательной сферах. Особое внимание было уделено противодействию организованной преступности.
Беларуская сторона предпочла не конкретизировать тематику переговоров между вьетнамским Министерством общественной безопасности и КГБ. Вьетнамскими источниками сообщается, что одной из главных тем стали вопросы охраны политического режима в двух странах (т.н. защита конституционного строя).
Динамика развития положения за месяц. 09.07.2019 государственный секретарь беларуско-российского союза Григорий Рапота заявил, что проект соглашения между Минском и Москвой о взаимном признании виз до настоящего времени не согласован беларуской стороной по политическим причинами (источник). Характер этих причин не уточняется. Но политическая атмосфера между двумя странами пока явно не способствует сговорчивости беларуской стороны.
В тот же день состоялись переговоры Директора Службы внешней разведки России Сергея Нарышкина и Председателя Комитета государственной безопасности Беларуси Валерия Вакульчика относительно результатов и перспектив взаимодействия спецслужб (источник). Традиционно в качестве приоритетов сотрудничества названы противодействие международному терроризму, религиозному и политическому экстремизму, распространению влияния радикальных организаций. При этом С. Нарышкин заявил об агрессивных попытках вмешательства западных стран во внутренние дела России и Беларуси, которым СВР и КГБ противостоят (источник). Очевидно, что под экстремизмом скорее подразумевается деятельность политических противников беларуского и российского режимов. А под агрессивным вмешательством – поддержка западными институтами базовых демократических ценностей.
09.07.2019 состоялся визит в Украину Начальника Генштаба армии Беларуси Олега Белоконева (источник). В ходе встречи со своим украинским коллегой Русланом Хомчаком он обсудил вопросы региональной безопасности и развития двусторонних отношений в военной сфере. Стороны высказали намерение продолжить диалог в этой области.
9-11 июля в Минске прошла встреча представителей вооруженных сил Беларуси и Казахстана по вопросам развития системы военной связи (источник). 11.07.2019 казахстанским гостям были продемонстрированы возможности техники связи беларуского производства.
21-26 июля в Минске и Бресте прошло 2-е заседание Совместной Беларуско-Узбекской комиссии по военно-техническому сотрудничеству, в работе которой приняли участие представители заинтересованных органов власти и предприятий двух стран (источник). Стороны обсудили текущее взаимодействие в военно-технической сфере и перспективы двустороннего сотрудничества. Узбекские представители посетили ряд предприятий ВПК Беларуси, где ознакомились с их возможностями. Продолжительность мероприятия (6 дней), очевидно, как раз и связана с желанием подробно ознакомить узбекскую сторону с потенциалом беларуской оборонки.
25.07.2019 представителем Минобороны было заявлено, что после изменения законодательства в части предоставления отсрочек от военной службы для получения образования армия рассчитывает дополнительно призвать в текущем году до 3 тыс. человек, а весной 2020 года – до 1,5 тыс. (источник).
С 29 июля по 1 августа в Туле, Россия, проходило 20-е заседание Беларуско-Российской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству (источник). Было заявлено, что объем российского экспорта продукции оборонного назначения в Беларусь в 2019 году составит порядка USD 60 млн. А за последние 10 лет объём подобных поставок превысил USD 1 млрд. Текущий портфель заказов беларуской стороны составляет USD 373 млн (источник).
В июле был утвержден план проведения беларуско-российских учений «Щит Союза – 2019», которые должны состояться в сентябре на территории России (источник). А также стали известны масштабы и формат участия беларуской стороны в мероприятии (источник). Исходя из обнародованных данных сам «Щит Союза» — учения дивизионного уровня, а беларуское участие в них предполагает направление практически двух бригад.
Заявлено, что Организация договора о коллективной безопасности (далее по тексту ОДКБ) проведет в 2019 году шесть учений, к которым планируется привлечь порядка 12 тыс. человек (источник).
В июле проведен ряд мероприятий подготовки армии:
— На факультете Генерального штаба Военной академии Беларуси прошла командно-штабная игра по управлению механизированной бригадой в ходе общевойскового боя (маневренная оборона и последующее наступление) (источник). Отработаны в том числе и вопросы взаимодействия с Внутренними войсками МВД (далее по тексту ВВ МВД), территориальными войсками, авиацией и ПВО.
— Прошло учение войск связи армии Беларуси по организации устойчивой системы связи в условиях активного противодействия противника (источник). Мероприятие стало частью подготовки к беларуско-российскому учению «Щит Союза-2019». В нем приняли участие офицеры связи Западного военного округа армии России для обмена опытом. Всего было задействовано более 1,5 тыс. человек личного состава и более 350 единиц техники связи. Была развернута система связи только на новых и модернизированных средствах и комплексах.
— Парашютно-десантный батальон 103-й бригады Сил спецопераций отрабатывал форсирование водной преграды на бронетехнике, поиск и блокирование противника в населенном пункте, городской бой (источник).
— Прошло специальное учение войск РЭБ, в ходе которого отрабатывалось ведение радиоэлектронной разведки и подавление радиоэлектронных средств противника, а также борьба с незаконными вооруженными формированиями (источник). Насколько можно судить, мероприятие имело исследовательский характер: проверялись возможности новых автоматизированных станций помех радиосвязи.
— Проведена проверка боевой готовности ракетных войск армии Беларуси (источник). Подразделения осуществили марши на расстояние свыше 400 км, противодействовали диверсионно-разведывательным группам противника и отработали нанесение ударов (в том числе массированных).
В Минске прошла тренировка с группами управления формированием территориальных войск (источник). Основной целью мероприятия стало совершенствование практических навыков должностных лиц по руководству формированием штабов территориальной обороны и территориальных войск.
В июле продолжилась работа прокуратуры по профилактике правонарушений среди военнослужащих:
-Сотрудники прокуратуры провели встречу в Брестской пограничной группе с военнослужащими срочной службы (источник).
-Во 2-й бригаде ВВ МВД подведены итоги работы по укреплению дисциплины и правопорядка в первом полугодии 2019 года (источник). В мероприятии приняли участие представители прокуратуры Минской области, военной контрразведки КГБ, более 250 военнослужащих. Помимо состояния законности в воинских частях региона, обсуждались вопросы профилактики правонарушений, взаимодействия командиров подразделений с родственниками военнослужащих срочной службы. Представитель прокуратуры провел с военнослужащими профилактическую беседу относительно уголовной ответственности за воинские преступления.
Выводы. Говоря о визите делегации Министерства общественной безопасности Вьетнама в Беларусь, отметим следующее. Вьетнамская организованная преступность активно пытается расширить присутствие в ЕС. И Беларусь периодически выступает в качестве страны-транзитера для противоправной активности. Для сотрудничества правоохранителей двух стран есть серьезная база в части противодействия трансграничной преступности. Проблемой может стать тот факт, что, по мнению европейских специалистов в области правоохранительной деятельности, вьетнамские преступные группировки в странах ЕС имеют высоких покровителей в Ханое. В том числе и из числа представителей силового блока этой страны. Поэтому реальная, а не декларируемая, готовность вьетнамской стороны противодействовать международной преступности по ряду направлений (нелегальный трафик людей и товаров, контрафактной продукции) остается под вопросом. Далее, система правления во Вьетнаме и Беларуси, политическая культура в двух странах, состояние общественных отношений и внешней среды вряд ли делают опыт Беларуси по защите политического режима значимым для вьетнамской стороны. И наоборот. Можно с высокой долей уверенности предположить, что важной сферой интереса для двух сторон является сотрудничество в области внешней разведки в части обмена информацией и анализа ситуации в своих регионах (Восточная Европа, постсоветские страны, Индокитай и, что для Минска особенно интересно, КНР).
Текст беларуско-российского соглашения о взаимном признании виз не обнародован при том, что сам документ планировался к подписанию еще в декабре 2018 года. Очевидно, что одной из причин не подписания соглашения является не урегулированность в документе важных для Минска вопросов. Стоит напомнить, что наиболее болезненным моментом для беларуской стороны является блокирование Россией пересечения беларуско-российской сухопутной границы гражданами третьих стран: российская сторона ссылается на отсутствие на границе двух стран пунктов международного пропуска, через которые иностранцы могли бы въезжать из Беларуси в Россию.
С. Нарышкин является одним из последних в российских верхах сторонников беларуско-российского союза в том виде, в котором его хотели бы видеть в Минске. Обратим внимание, что ранее основным партнером КГБ Беларуси выступала ФСБ России. Однако в течение длительного времени нет информации о коммуникации руководства двух спецслужб в двустороннем формате. Конечно, остаются многосторонние площадки стран СНГ. Но в целом с учетом ряда внешних признаков (включая провокационные акции на территории Беларуси формально неправительственных российских организаций и действия российской спецслужбы по похищению в нашей стране гражданина Украины Павла Гриба) можно констатировать, что охлаждение отношений КГБ-ФСБ носит устойчивый характер. И вызвано изменением политической атмосферы между двумя странами на высшем уровне.
Беларуско-украинский диалог в военной сфере – фактор положительный, но переоценивать его все же не стоит. В условиях гибридной агрессии армия не является основным полисимейкером. Большое значение играет позиция спецслужб и внешнеполитического ведомства. А в этой части беларуско-украинское сотрудничество оставляет желать много лучшего. Без комплексного развития диалога между Минском и Киевом по всем направлениям сложно рассчитывать на результативное взаимодействие между военными двух стран. Тем более, что и в украинских военных элитах есть различное мнение относительно способности официального Минска проводить автономную от Москвы политику в области военной безопасности и военной дипломатии.
Интересно отметить, что вскоре после встречи О. Белоконева и Р. Хомчака в украинский сегмент Интернета была запущена не подтвердившаяся информация о размещении на юго-востоке Беларуси российских воинских подразделений. И хотя в таких действиях традиционно принято усматривать российскую провокацию против беларуско-украинских отношений, в данном случае в Минске бытует мнение, что инициаторы находятся в Киеве: далеко не все представители силовых элит Украины заинтересованы в позитивной динамике двусторонних отношений в сфере безопасности. Мотивы подобного поведения до конца неясны.
Системы связи в течение длительно времени являются одним из приоритетов развития национального военного потенциала. В этой сфере ВПК Беларуси разработан ряд решений, которые могут представлять интерес и для Казахстана. Речь идет в частности о системах спутниковой связи, в том числе с использованием отечественного спутника «Белинтерсат-1». В последние годы рынок услуг спутниковой связи из-за высокой конкуренции переживает падение расценок на услуги. Загрузка ресурса беларуского спутника является важной коммерческой задачей.
Беларусь заинтересована в развитии взаимодействия с Узбекистаном по линии ВПК как в связи с тем, что Ташкент располагает крупнейшей в регионе армией, так и в силу его связей с Афганистаном, который является одним из крупных эксплуататоров вертолетов Ми-8/Ми-17. Беларуская оборонка ранее предлагала афганской стороне свои услуги в части ремонта данной авиатехники (источник). После национализации Оршанского авиаремонтного завода вопрос его загрузки до уровня безубыточной деятельности остается актуальным: необходимо увеличить пакет заказов на 50% для того, чтобы предприятие вышло на устойчивую траекторию развития.
Заявляется, что причина изменения законодательства в части призыва на срочную военную службу – демографическая ситуация и массовый выезд за пределы страны молодых мужчин. Представляется, что это лишь часть проблемы. Возросла потребность в призывниках в связи с ростом штатной численности армии и предстоящим увеличением штатной численности Госпогранкомитета. С учётом бюджетных ограничений выбор был сделан в пользу комплектования дополнительных должностей военнослужащими срочной службы, которые обходятся бюджету как минимум вдвое дешевле контрактника.
Стоит напомнить, что ранее были смягчены требования к состоянию здоровья призывников для признания их годными к военной службе.
Говоря о беларуско-российском военно-техническом сотрудничестве отметим следующее. Очевидно, что оплата военного экспорта России в Беларусь осуществляется в долларах США. Это следует из заявлений об объёме таких поставок за последнее десятилетие, когда курс российского рубля существенно изменялся. При этом Казахстан оплачивает российское вооружение в рублях по ценам, зафиксированным на момент заключения контракта. Этот вывод можно сделать из известных данных о стоимости российских истребителей Су-30СМ, поставленных для ВВС Казахстана. Таким образом, говорить о некоей эксклюзивности беларуско-российских отношений в военно-технической сфере не приходится.
Далее, оглашенный российской стороной портфель заказов в интересах Минска оставляет открытым вопрос о перспективах поставки в Беларусь эскадрильи Су-30СМ (стоимостью порядка USD 600 млн).
Относительно предстоящего беларуско-российского учения «Щит Союза-2019» интерес представляет не совпадет ли оно «случайно» в очередной раз с масштабными мероприятиями боевой подготовки российской армии наступательного характера. В которых собственно «Щит Союза» для внешних наблюдателей растворится.
