Положение в области национальной безопасности Беларуси (ноябрь 2022 года)

5253

Загрузить документ в PDF

Важнейшие события месяца. 14.11.2014 Александр Лукашенко принял руководство МВД с докладом об обстановке в стране и развитии системы органов внутренних дел (источник). В ходе встречи А. Лукашенко предостерег генералов от завышенных ожиданий в части финансовых возможностей бюджета: лишних денег нет и не будет. Второстепенные расходы всех силовых ведомств  необходимо перенести на будущий период.

Среди прочего, обсуждались вопросы изменения структуры Внутренних войск МВД (далее по тексту ВВ МВД) (источник). Запланировано создание батальона для ведения контрдиверсионной борьбы в Минске. И подразделений ротного уровня в Гомеле и Бресте. Предполагается, что эти части будут сформированы за счет внутренних кадровых возможностей МВД без увеличения общей штатной численности ведомства.

Динамика развития положения за месяц. 03.11.2022 в Москве прошла встреча секретарей советов безопасности государств СНГ (источник). Среди прочего, рассмотрены вопросы  ядерной и радиационной безопасности, противодействия террористическим угрозам с территории Афганистана. А также «…проблематика, связанная с деструктивной деятельностью, проводимой на территории стран СНГ иностранными неправительственными организациями и средствами массовой информации».

На полях мероприятия Госсекретарь Совбеза Беларуси Александр Вольфович вновь выразил беспокойство милитаризацией Польши и ее агрессивными намерениями (источник). Соседние с Беларусью страны не желают вести переговоры. Хотя Минск готов.

Секретари советов безопасности стран СНГ сочли необходимым скорейшее урегулирование «конфликта в Украине» мирным путем (источник).

15-18 ноября беларуская делегация во главе с первым заместителем начальника Генерального штаба армии генерал-майором Игорем Королём находилась с визитом в Пакистане (источник). Где на полях международной оборонной выставки IDEAS-2022 провела встречи с заместителем Министра оборонной промышленности Хумайуном Азизом и заместителем председателя Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил Пакистана генерал-лейтенантом Ахсаном Гулрезом. Обсуждались состояние и перспективы развития военного и военно-технического сотрудничества двух стран.

23.11.2022 состоялся саммит ОДКБ в Ереване (источник). В рамках мероприятия А. Лукашенко высказался против угроз применения ядерного оружия. Обвинив в этом отдельных западных лидеров». И упомянув готовность Польши присоединиться к совместным ядерным миссиям НАТО. И разместить на своей территории американское тактическое ядерное оружие.

Прошедший в Ереване саммит ОДКБ закончился скандалом: Армения отказалась утвердить некоторые итоговые документы мероприятия, из-за недостаточной поддержки армянской позиции со стороны стран ОДКБ в ее противостоянии с Азербайджаном.

Очевидно, что демарш армянского руковдства на саммите ОДКБ диктуется соображениями внутриполитического характера. И вряд ли стоит ожидать выхода Армении из ОДКБ или двусторонних соглашений в области безопасности с Россией. По крайней мере, до момента достижения устойчивовго мира с Азербайджаном и нормализации армяно-турецких отношений.

Более интересны планы официального Минска на период своего председательства в ОДКБ. Этому событию мы посвятили отдельный материал.

В ноябре Минобороны выступило с очередным опровержением информации о подготовке к скорой мобилизации (источник). В этот раз причиной стала закупка бланков военкоматами. Минобороны утверждает, что:

— имеет место стандартная ежегодная процедура;

— открытый характер закупки свидетельствует об отсутствии необычных планов;

— объем закупаемой продукции находится на уровне прошлых лет.

В ноябре было заявлено, что Россия выделила (или планирует выделить) USD 200 млн. на развитие военных разработок в Беларуси (источник). Основные ресурсы будут направлены на развитие производства электоронной и компонентной базы. Начиная со следующего года планируется начать серийную модернизацию танков Т-72Б на мощностях беларуского ВПК. Последнему вопросу мы посвятили отдельный материал.

В ноябре в Беларуси находилась делегация во главе с Министром общественной безопасности Вьетнама То Ламом. Прошли встречи в госсекретариате Совета безопасности и в МВД Беларуси (источник, источник). Особое внимание уделено развитию сотрудничества двух стран по линии Министерства внутренних дел, Комитета госбезопасности, Министерства по чрезвычайным ситуациям. В том числе и в части подготовки вьетнамских специалистов на базе Академии МВД, Университета гражданской защиты МЧС, Института национальной безопасности (источник).

Выводы. В декабре было заявлено, что контрдиверсионные подразделения будут созданы во всех бригадах ВВ МВД. А не только на условном украинском направлении. Эта масштабная активность свидетельствует о том, что несмотря на публичные заявления, беларуские военные добровольческие формирования в Украине в Минске воспринимают предельно серьезно.

Судя по доступной информации, создаваться контрдиверсионные подразделения будут за счет организационного (командного) ядра из числа действующих военнослужащих ВВ МВД (скорее всего, разведывательных рот) и приписного состава (лиц, находящихся в запасе, но имеющих опыт срочной военной службы в спецподразделениях ВВ МВД). С которыми будут проводиться сборы на регулярной основе. Таким образом, на первый взгляд речь идет о формировании резервных подразделений.

Относительно перспектив беларуско-западных переговоров стоит отметить следующее:

— Пока нет общего поля для таких переговоров. Официальный Минск хотел бы обсуждения международной повестки без обсуждения внутриполитической ситуации в Беларуси. Для Запада подобный формат сомнителен.

— Минск не смог сформулировать (насколько известно) четкое и главное реалистичное предложение для переговоров с Западом.

— На Западе сохраняется консенсус между политическими и военными элитами о несамостоятельности Минска в вопросах безопасности, которые представляют наибольший интерес. Беларуский режим рассматривается как прокси Кремля. И пока нет возможности поколебать эту убежденность.

— На Западе есть сомнения не только в субъектности, но и в добросовестности беларуского режима.

— Кроме того, есть личное неприятие А. Лукашенко на высоком уровне.

Поэтому пока и ЕС, и США будут занимать скорее выжидательную позицию в отношении Минска. Которая будет сопровождаться громкими заявлениями, но без практических действий по реализации этих заявлений. При этом возможно точечное разрешение практических вопросов, которые представляют интерес для обоих сторон на уровне отраслевых экспертов.

Говоря о перспективах беларуско-пакистанского сотрудничества в военно-технической сфере, стоит обратить внимание на боеприпасное производство в целом. Которое достаточно развито в Пакистане. Развитие собственного производства этой продукции представляет интерес для беларуской стороны как с точки зрения удовлетворения собственных потребностей, так и экспорта. Российско-украинская война подтвердила роль артиллерии на поля боя. И в значительной степени опустошила арсеналы вовлеченных (прямо или косвенно) стран. Пакистан может рассматриваться Минском как перспективный партнер в организации производства боеприпасов в Беларуси. Тем более, что между двумя странами нет ограничений политического характера. По крайней мере публичных.

Хотя формально причиной антиядерных заявлений А. Лукашенко стали ядерные амбиции Варшавы, вероятнее имеет место попытка солидаризироваться с позицией Пекина. Который без восторга встретил ядерную риторику Кремля. И иносказательно дал понять о нежелательности перерастания противостояния России с Западом и Украиной в атомный формат.

Пример с устойчивыми опасения со стороны беларуского общества возможной мобилизации свидетельствует о низком уровне доверия к официальным заявлениям государственных структур. Среднестатистический беларуский обыватель охотно воспринимает информацию о том, что ничего хорошего ожидать от государства не стоит. При этом слухи/сообщения о подготовке мобилизации в Беларуси или ее отсутствии могут быть частью информационно-психологической войны, которая ведется во всем регионе сразу несколькими игроками.

Выделение российской стороной ресурсов беларускому ВПК для развития производства является следствием ограниченности возможностей собственно российской оборонки на фоне возросших потребностей. Россия возвращается на роль основного клиента беларуского ВПК. Вероятнее всего, речь идет о целевых кредитных ресурсах. А не о прямых инвестициях в беларуские производства российской стороны.

Logo_руна