Важнейшие события месяца. В сентябре в Беларуси прошло традиционное командно-штабное учение армии (далее по тексту КШУ). Основной целью заявлялась отработка непрерывного управления войсками при выполнении задач.
Формировались смешанные тактические группы (силы специальных операций, танковые, противотанковые и артиллерийские подразделения). Которые поддерживались авиацией (источник). Применялись и БПЛА (источник).
Был разыгран эпизод воздушного боя истребителей Су-30СМ с противником (источник). Истребительная авиация выполняла задачи по изоляции поля боя. После чего штурмовая авиация наносила удары, осуществлялась высадка десантов, прикрытие вертолетов с десантом (источник).
Сценарий учения предусматривал:
— освобождение временно захваченной территории, штурм, зачистку и установление контроля над населенным пунктом (источник);
— восстановление контроля над государственной границей;
— авиационную поддержку войск;
— обеспечение силовых мер военного положения, борьба с диверсантами и незаконными вооруженными формированиями (источник).
В ходе учений было зафиксировано использование образцов вооружения, которые в Беларуси формально сняты с вооружения: ЗСУ-23-4 «Шилка», танк Т-72А.
КШУ выглядело ограниченным по своим масштабам. Что могло быть связано с тем, что значительная часть подразделений участвует в усилении охраны границы с Украиной.
Минск попытался продемонстрировать добрую волю. Пригласив для наблюдения активной фазы представителей военно-дипломатического корпуса, хотя это было и не обязательно. Заявлено, что это проявление стремления к укреплению региональной безопасности и «пояса добрососедства». Только одна из известных локаций проведения учения находилась в приграничном районе – полигон Брестский.
Динамика развития положения за месяц. В сентябре ОДКБ вступила в очередной кризис. Конца которому пока не наблюдается. Причиной стали полномасштабные боевые действия на армяно-азербайджанской и таджикско-кыргызской границах. В обоих случаях стороны применяли артиллерию, бронетехнику и ударные БПЛА.
Ереван обратился за военной поддержкой к своим формальным союзникам по ОДКБ согласно ст. 4 Договора о коллективной безопасности. Которую, ожидаемо, не получил. А роль организации в прекращении столкновений между своими членами Таджикистаном и Кыргызстаном символическая.
Стоит обратить внимание, что на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ 13.09.2022, собранной в режиме видеосвязи по инициативе Армении, Беларусь представлял Госсекретарь Совбеза Александр Вольфович (источник). В то время как прочие страны были представлены на уровне президентов и премьер-министров согласно ст. 13 Устава ОДКБ.
20.09.2022 Александр Лукашенко встретился с Госсекретарем Совбеза А. Вольфовичем. Лукашенко оценил текущую ситуацию в сфере безопасности как тревожную. И поручил при необходимости провести проверку воинских частей, территориальной обороны и вновь создаваемого народного ополчения (источник). Также заявлено о подготовке новой Концепции национальной безопасности Беларуси (источник).
Лукашенко вновь высказал обеспокоенность по поводу беларуских добровольческих формирований, сражающихся на стороне Украины (источник). И якобы желающих захватить Беларусь, чтобы присоединить ее к НАТО.
Интересно, что А. Лукашенко заявил о встрече накануне с Министром обороны Виктором Хрениным (источник). При том, что об этой встрече ничего не сообщалось. Вполне вероятно, что она была внеплановой по инициативе Хренина. По результатам которой было запланировано совещание с силовыми ведомствами по вопросам военной обороны государства. Данное мероприятие состоялось в октябре.
21.09.2022 прошла встреча секретарей совбезов Беларуси и России (источник). Среди прочего рассматривались вопросы, связанные с биологической безопасностью. Которая признана новым вызовом и включена в проект Концепции национальной безопасности Беларуси. Было заявлено о необходимости обновления Концепции национальной безопасности т.н. «союзного государства». Она была принята еще в 1999 году.
Также прошли консультации аппаратов советов безопасности Беларуси и России «…по ключевым вопросам безопасности в условиях гибридного воздействия Запада» (источник).
А. Вольфович во время встречи со своим российским коллегой Николаем Патрушевым заявил о необходимости скорейшего урегулирования «кризиса в Украине» (источник). И единственный возможный вариант — мирные переговоры.
22.09.2022 А. Лукашенко заявил о предстоящих переговорах с КНР на высшем уровне (источник). В повестке которых в том числе и вопросы двустороннего сотрудничества в сфере политики и военной техники. Договорённость о переговорах достигнута во время саммита Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде 15.09.2022. На следующий день А. Лукашенко напомнил, что результатом предыдущих подобных переговоров стало создание тяжелой реактивной системы залпового огня «Полонез» при китайской технологической поддержке. Правда, не уточнял, когда те переговоры имели место.
26-30 сентября ОДКБ провела субрегиональную антинаркотическую операцию «Канал — Неман» (источник). Управление которой осуществлялось из Гродно. В операции было задействовано свыше 9,5 тыс. сотрудников компетентных органов стран-участниц. На территории которых изъято более 432 кг наркотиков, в т.ч. около 341 кг марихуаны. Выявлено 361 наркопреступление, разоблачена 41 наркогруппировка. Подразделениями финансовых разведок выявлены 1300 подозрительных финансовых операций на общую сумму RUB 100 млн.
Начало частичной (на самом деле перманентной) мобилизации в России вызвало серьезную озабоченность в Беларуси. Пришлось реагировать на высшем уровне. С заявлениями о том, что мобилизация в Беларуси не планируется выступили А. Лукашенко, Минобороны и А. Вольфович (источник, источник, источник).
Выводы. Относительно замеченной в ходе КШУ снятой с вооружения техники отметим следующее. Очевидно, в ходе учения осуществлялась отработка мероприятий по ее снятию с хранения для применения войсками. Тут стоит напомнить о прежних заявлениях по формированию дополнительного оперативного командования сухопутных войск. Что подразумевает создание двух механизированных бригад. Которые надо чем-то вооружить. Кроме того вероятна и отработка механизмов быстрого формирования новых подразделений на случай мобилизации. Для них относительно современной техники может не хватать.
Кроме того, на поля боя появляются новые угрозы: БПЛА и барражирующие боеприпасы. Которые могут быть гораздо дешевле зенитных ракет. И их применение может быть массовым. Поэтому возникает потребность в дешевых средствах противодействия. Так что в данном случае скорее имело место создание резерва военной техники для новых подразделений и новых задач (источник).
Отметим, что от оказания помощи Армении уклонились не только страны ОДКБ в целом, но и Россия. Которая связана с Ереваном помимо многосторонних еще и двусторонними соглашениями в сфере безопасности. Таким образом, сентябрь продемонстрировал, что не стоит рассчитывать не только на ОДКБ, но и на российские гарантии. Этому событию мы посвятили отдельный материал.
Уровень представительства Беларуси в ходе заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ 13.09.2022 является следствием разочарования А. Лукашенко неготовностью формальных союзников поддержать Минск и Москву в противостоянии с Западом. И одновременно это жест солидарности Минска с Баку: в отсутствие беларуского представительства на высшем уровне Совет коллективной безопасности де-факто был не смог бы принять никакое решение о помощи Армении, даже если бы захотел.
Обвинения беларуских добровольцев в Украине в наличии планов присоединить Беларусь к НАТО рассчитано исключительно на Кремль. Очевидно, что есть потребность напоминать, кто главный союзник Москвы в Беларуси. И почему нельзя допустить падения этого союзника.
Проблематика биологической безопасности как нового вызова, достойного включения в Концепцию нацбезопасности Беларуси, имеет два измерения. Во-первых, это медико-биологическое. Связанное с созданием системы раннего выявления и реагирования на угрозы эпидемий естественного происхождения. Включая накопление и обеспечение поставок медицинской продукции. Второе измерение – предотвращение и реагирование на акты биологического терроризма. Включая потенциальную возможность генного модифицирования биологических агентов для придания им новых опасных характеристик. Противодействие биологической угрозе в течение последних лет довольно регулярно обсуждалось представителями структур безопасности стран СНГ. Однако не известно, привели ли эти обсуждения к каким-либо практическим результатам.
В Минске хотели бы более активного вовлечения КНР в ситуацию в Восточной Европе. Рассматривая Пекин как стабилизирующий фактор. Кроме того, по причине конфликта с Западом и опасно высокой зависимости от России беларуский режим заинтересован в получении внерегиональной поддержки. От субъекта, чью позицию не сможет игнорировать ни Запад, ни Кремль. При этом Минску на текущем этапе достаточно даже ограниченной, но явной поддержки Пекина. Например, возобновление китайской военно-технической поддержки (даже в символическом формате) и практики совместных военных учений/тренировок.
