Положение в области национальной безопасности и обороны.

1056

Важнейшие события месяца. 05.12.2013 А. Лукашенко назначил генерал- майора Александра Межуева Государственным секретарем Совета Безопасности. Тут следует обратить внимание на несколько моментов.

Во-первых, должность главы Совбеза была вакантна более месяца. Это является свидетельством незапланированного перевода прежнего Госсекретаря Леонида Мальцева на должность главного пограничника и ограниченного кадрового резерва у А. Лукашенко.

Во-вторых, в течение последнего года А. Межуев являлся членом Палаты представителей, возглавляя профильную комиссию по обороне. Это уже второй случай за неполный месяц, когда Палата представителей «делится» кадрами с исполнительной властью. 14.11.2013 А. Лукашенко назначил на должность председателя Гродненского облисполкома депутата и председателя комиссии по экономике Владимира Кравцова. Пока рано говорить о тенденции, возможно имеет место простое совпадение.

Динамика развития положения за месяц. 08.12.2013 дежурное звено из четырех истребителей Су-27 ВВС России передислоцировалось на авиабазу в Барановичи. А 10.12.2013 заступило на совместное боевое дежурство (источник). Следует отметить, что беларуские власти подтвердили этот факт только после того, как о нём сообщили негосударственные СМИ. При этом первоначально Минобороны отказывалось подтвердить или опровергнуть это сообщение (источник).

Экипажи ВВС России будут на ротационной основе откомандировываться на 1 месяц в нашу страну для несения совместного боевого дежурства с ВВС Беларуси. Как долго эта практика продолжится — вопрос открытый. Российские истребители находятся под беларуским командованием и, скорее всего, так будет до подписания межгосударственного соглашения о создании российской авиабазы в Беларуси (источник).

Вместо первоначально заявлявшейся ударной модификации Су-27СМ3 в Беларусь откомандированы истребители модификации «П». Су-27П – истребитель ПВО и согласно открытым источникам не способен применять оружие класса «воздух-поверхность». Однако ситуация может поменяться уже в марте 2014 года, когда на дежурство прибудет звено с авиабазы в Крымске, где базируются в том числе и ударные Су-27СМ3.

Момент размещение российских истребителей в Беларуси выбран неудачно. На фоне очередного Майдана в Киеве усиление российского военного присутствия в нашей стране может выглядеть как нервная реакция на события в Украине. И ограниченная дееспособность в вопросах безопасности официального Минска.

В декабре в Беларусь прибыла третья последняя батарея зенитно-ракетных комплексов (далее по тексту ЗРК) «Тор-М2Э» российского производства (источник). Таким образом, закончено формирование дивизиона этих ЗРК, который станет самым современным в нашей армии. При этом открытым остается вопрос о комплектации поставленного вооружения, в частности о включении в систему новейших российских алгоритмов радиоэлектронной борьбы: литера «Э» означает «экспортный» и подразумевает более низкий уровень возможностей комплекса. Непосредственно для российских нужд планируется поставка ЗРК «Тор-М2У».

НАТО продолжает игнорировать Организацию Договора о коллективной безопасности (далее по тексту ОДКБ), несмотря на все попытки последней наладить диалог (источник). Связано это может быть как с политическими причинами (негативное отношение к интеграционным инициативам Москвы на постсоветском пространстве), так и с оценкой реальных возможностей ОДКБ. Только для перевооружения Коллективных сил оперативного реагирования (далее по тексту КСОР) ОДКБ новой техникой и вооружением может потребоваться порядка USD 1 млрд (источник). Уже утверждена соответствующая межгосударственная целевая программа. Сейчас решается вопрос с определением источников финансирования.

25.12.2013 в Москве подписано беларуско-российское межправительственное соглашение о реализации программы военно-технического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией до 2020 года. Программа предусматривает поставки, ремонт, модернизацию, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах Министерств обороны сторон, а также производственную кооперацию предприятий ВПК двух стран. Соглашение обеспечит допуск предприятий отечественного ВПК к государственному оборонному заказу Российской Федерации. Стоит отметить, что равный допуск к военным заказам двух стран был предусмотрен ещё договорённостью А. Лукашенко и В. Путина по итогам встречи в Сочи в сентябре 2012 года. Однако, на практике он применялся российской стороной только в отношении продукции беларуской легкой промышленности (источник).

Выводы. Задержка с назначением руководителя Совбеза была вызвана необходимостью подыскать человека, который ранее не входил в состав высшей номенклатуры. Как для того, чтобы дезавуировать утверждения о кадровом кризисе, так и с целью пополнить высшее чиновничество новыми кадрами. Интерес представляет и то, что А. Межуев является выходцем из военной среды. Между тем в преддверии президентских выборов и на фоне экономических трудностей более логичным было бы выдвижение выходца из спецслужб.

Очевидно, что торг вокруг создания российской авиабазы в Беларуси продолжается и ситуация в целом остается неопределенной. Разместив первое звено, Москва будет заинтересована по имиджевым соображениям довести вопрос авиабазы до практической реализации. Это даёт Минску потенциальную возможность запросить максимально высокую цену. Тем более, что помимо создания к 2015 году авиабазы есть ещё и вопрос Евразийского экономического союза. Свидетельством хороших перспектив торга для Минска являются и слова Посла России в Беларуси А. Сурикова о том, что российская сторона будет оплачивать использование авиабазы в Беларуси (источник). России эта база нужна больше чем А. Лукашенко. Есть шанс сделать её «золотой».

Следует обратить внимание, что поставка ЗРК «Тор-М2Э» началась в 2011 году в период финансового кризиса в Беларуси. Нет информации, дающей основание полагать, что наша страна данное вооружение оплачивает. Даже официальные лица говорят о поставке или передаче вооружения, но не о его купле-продаже. Следовательно, речь идёт о военно-технической помощи со стороны России. Которая способствует сохранению Беларуси в сфере российского военного влияния и укреплению позиций Москвы в среде беларуского генералитета. При этом размеры российской помощи не способны кардинально улучшить ситуацию с перевооружением: дивизион ЗРК в принципе должен поступать/закупаться ежегодно.

Способность стран ОДКБ изыскать в полном объёме средства для перевооружения КСОР пока выглядит сомнительной. За исключением Казахстана, все прочие участники блока (в том числе и Россия) вынуждены предпринять шаги по бюджетной экономии. Кроме того, озвученная цифра в USD 1 млрд может оказаться неокончательной. Очевидно, что основным поставщиком нового вооружения для КСОР будет российский ВПК, который пока уверенно демонстрирует только рост цен на собственную продукцию.

Logo_руна