Положение в области национальной безопасности и обороны.

1330

Важнейшие события месяца. Важнейшим (и ожидаемым) событием месяца стал саммит ОДКБ, который состоялся 19.12.2012. Главы государств-членов на сессии Совета коллективной безопасности приняли решения о развитии военной составляющей до 2020 года, о создании системы коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации, определили меры по противодействию угрозам, исходящим с территории Афганистана, и назначили начальника Объединенного штаба ОДКБ на постоянной основе. Всего было подписано 18 документов, однако обнародовано только совместное заявление крайне размытого содержания.

В целом, никаких неожиданностей саммит не принёс. Как было известно ранее, Москва попыталась сплотить своих крайне ненадежных союзников, поставив под контроль, насколько это возможно, их вооруженные силы. Однако, перспективы реализации этих планов туманны. Интерес представляет и то, что много внимания во время встречи было уделено ситуации в Афганистане. Генеральный секретарь ОДКБ Н. Бордюжа представил прогноз развития обстановки в этой стране на перспективу до 2015 года. Наиболее глубоким выводом прогноза, как следует из пресс-релиза, было то, что ситуация в Афганистане … слабо прогнозируема. Напомним, что ранее мы посвятили ряд материалов этой теме и перспективам её развития (читать, читать, читать, читать).

Уже сейчас можно уверенно прогнозировать резкое ухудшение обстановки после вывода войск ISAF. Анализ ситуации демонстрирует, что основными угрозами, исходящими с территории Афганистана являются экспорт религиозного экстремизма, наркотрафик и распространение опасных заразных заболеваний (например, полиомиелита).

Динамика развития положения за месяц. 01.12.2012 с вооружения национальных ВВС были сняты тяжелые истребители Су-27. Самолеты выработали свой календарный ресурс, попытка заменить их более новыми Су-30, ранее состоявшими на вооружении индийских ВВС, провалилась. В настоящее время единственной машиной истребительного парка является МиГ-29. С учетом скудного оборонного бюджета поставщиками новой авиатехники для Беларуси могут быть только Россия (МиГ-35) и Китай (истребители FC-1 и Chengdu J-10).

Продолжая авиационную тему, 18.12.2012, в рамках реализации Договора между Россией и Беларусью о развитии военно-технического сотрудничества от 10.12.2009, в Минске был подписан контракт между ОАО «Корпорация «Иркут»» и Министерством обороны Беларуси на поставку в 2015 году 4 учебно-боевых самолетов Як-130 (источник). Совокупная стоимость партии, исходя из каталожных цен, не превысит USD 70 млн.  Самолет предназначен для основной и повышенной подготовки летчиков фронтовой авиации. При минимальных доработках в состоянии выполнять функции маловысотного истребителя-бомбардировщика, самолета радиоэлектронной борьбы и штурмовика. В целом можно приветствовать данное событие, однако минимальный размер партии позволяет предположить, что самолеты были получены из России в рамках военно-технической помощи. Достаточно отметить, что в настоявшее время в беларуских ВВС имеется 10 учебных самолетов L-39 «Альбатрос». Очевидно, что всего лишь 4 самолета не в состоянии закрыть всю потребность в машинах этого класса. Естественно, если к 2015 году беларуские ВВС сохранят хотя бы сегодняшнюю численность.

В декабре в СМИ появилась информация о том, что в Беларуси может быть размещена  авиабаза российских ВВС (источник). Причиной якобы является некая активизация НАТО в странах Балтии. Пока нет никаких оснований рассматривать эту информацию всерьёз по ряду причин. Во-первых, слухи о создании российской авиабазы в нашей стране периодически возникают на протяжении последних 15 лет. Во-вторых, нет никакой стратегической необходимости для российской стороны в наличии военной базы в Беларуси в мирное время; в военное время российские ВВС смогут воспользоваться беларуской инфраструктурой на основании уже действующих межгосударственных соглашений. В-третьих, передислокация российской авиатехники в Беларусь может вызвать обострение обстановки в регионе, что не в интересах России. В-четвертых, нет никаких оснований полагать, что российское руководство склонно к конфронтации с Западом. Те заявления и шаги Кремля, которые могут быть истолкованы как антизападные,  направлены исключительно на внутреннее информационное поле и не способны причинить урон интересам США или ЕС. Более того, прозвучавшие в рамках саммита ОДКБ в Москве 19.12.2012 заявления можно трактовать скорее как предложение НАТО со стороны ОДКБ (а фактически России) о сотрудничестве.

Декабрь не внес конкретики в части перспектив реформирования МВД. Министр И. Шуневич ограничивается косметическими мерами. Так, 04.12.2012 объявлено о создании, в рамках реформы ведомства, Главного управления идеологической работы (далее по тексту ГУИР) (источник). Основной задачей нового органа станет индоктринация сотрудников МВД. Сомнительно, чтобы затея увенчалась успехом, хотя бы в силу высокой текучести кадров в большинстве подразделений и постоянном снижении профессионального и морального уровня сотрудников, поступающих на службу. Кроме того, в условиях  отсутствия внятной государственной идеологии не совсем понятно, зачем этот орган нужен в принципе. Можно уверенно утверждать, что основной задачей ГУИР станет пресечение инакомыслия в милицейской среде. Стоит обратить внимание, что А. Лукашенко 19.11.2012, представляя коллективу КГБ нового руководителя В. Вакульчика,  значительную часть своего выступления уделил необходимости обеспечить лояльность сотрудников спецслужбы правящему режиму («государству»).

4-7 декабря 2012 в Минске состоялось 3-е заседание беларуско-казахстанской Подкомиссии по военно-техническому сотрудничеству. Беларуская сторона стремится расширить свое присутствие на казахстанском рынке вооружений и оборонных услуг. Особенно, связанных с модернизацией советской военной техники. Казахстан интересует в первую очередь организация совместных производств с передачей технологий по выпуску вооружений и военной техники.

06.12.2012  А. Лукашенко утвердил проект Соглашения между Беларусью и Китаем «О статусе воинских формирований Китайской Народной Республики, временно находящихся на территории Республики Беларусь, и воинских формирований Республики Беларусь, временно находящихся на территории Китайской Народной Республики, для проведения совместных учений (тренировок)». На переговоры и подписание соглашения уполномочен Министр обороны Ю. Жадобин. Само по себе такое соглашение является цивилизованной формой организации двустороннего сотрудничества в области обороны. Оно закрепит юридический статус военнослужащих и имущества, выделяемых для участия в совместных учениях. Например, урегулирует вопрос права собственности на оружие, находящееся при иностранных военнослужащих, так как согласно беларускому законодательству единственным собственником боевого оружия может быть только Республика Беларусь.

17.12.2010 состоялось заседание научно-технического совета по реализации проекта «Солдат-боевые системы». Обсуждался технический проект комплекса, возникшие проблемные вопросы и направления дальнейшей работы. Планируется, что в наступившем году состоятся его полевые испытания в условиях, приближенным к боевым в ходе беларуско-российского учения «Запад-2013» и учения ОДКБ «Взаимодействие-2013», которые пройдут на территории Беларуси.

Следует отметить, что наравне с программой по разработке многофункционального отечественного беспилотного авиационного комплекса, проекту «Солдат-боевые системы» уделяется повышенное внимание. Одним из условий реализации проекта является то, что каждая его составная часть будет законченным изделием и сможет быть использована самостоятельно. С учетом традиционной конкурентоспособности беларуской продукции по стоимости, проект может иметь значительные перспективы на рынках стран Третьего мира. В качестве потенциальных заказчиков могут выступить Венесуэла, Эквадор, Судан, Индия, Бангладеш, Вьетнам, Казахстан, Азербайджан.

19.12.2012 в ходе саммита ОДКБ Александр Лукашенко заявил о необходимости налаживания взаимодействия с международными организациями, в том числе с НАТО. Также он отметил, что возрастет напряженность  и «не последнюю роль играет деградация системы контроля над обычными вооружениями в Европе, что приведет к новой гонке вооружения» (источник).

Само по себе заявление выглядит странным. Налаживание диалога подразумевает интерес со стороны всех участников. Судя по всему, НАТО реально оценивает потенциал ОДКБ и его возможности. И ни соперником, ни действенным союзником в интересующих НАТО вопросах ОДКБ не может быть хотя бы в силу разной географии приоритетов. НАТО все более сосредотачивается на регионах Ближнего Востока и Сахеля, в меньшей степени Азиатско-Тихоокеанского региона. Влияние как всего ОДКБ, так и каждого его участника в этих регионах пренебрежительно мало. Более того, ОДКБ игнорируется не только НАТО, но и ближайшим партнером официального Минска Пекином, предпочитающим взаимодействовать по линии Шанхайской организации сотрудничества и на двусторонней основе.

Среди прочих мер по итогам саммита было оглашено намерение ОДКБ создать собственную авиацию. Очевидно, что наиболее вероятной зоной её применения может стать регион Памира и Тянь-Шаня. Исходя из заявленных угроз (противостояние экстремизму и нелегальному обороту наркотиков) наиболее оптимальным представляется укомплектование авиационной компоненты ОДКБ средними и тактическими транспортными самолетами и многоцелевыми вертолетами Ми-8/Ми-17. При этом в первую очередь речь должна вестись именно о вертолетах. Целесообразно для упрощения тылового обеспечения ограничиться одной модификацией машин Ми-8АМТШ.

В конце месяца 120-я зенитная ракетная бригада ВВС и ПВО Беларуси, получила вторую батарею российского зенитного ракетного комплекса (далее по тексту ЗРК) ближнего действия «Тор-М2Э» в составе четырех боевых машин  на колесном шасси МЗКТ-6922. Первая батарея этих систем была поставлена около года назад. При этом открытым остается вопрос о комплектации поставленных ЗРК, в частности о включении в систему новейших российских алгоритмов радиоэлектронной борьбы: литера «Э» означает «экспортный» и подразумевает более низкий уровень возможностей комплекса. Непосредственно для российских нужд планируется поставка ЗРК «Тор-М2У».

Выводы. Исходя из открытой информации о характере договорённостей, достигнутых в ходе саммита ОДКБ 19.12.2012 следует отметить, что любые действия не будут успешными если параллельно не улучшится ситуация с безопасностью в двух «слабых звеньях» Организации – Таджикистане и Кыргызстане. В условиях тотальной коррумпированности и клановости в этих странах, проблематичным представляется пресечение наркотрафика. Очевидно, что для этого необходимо было бы ввести элементы внешнего управления, передав местные антинаркотические службы в ведение ОДКБ (и на её финансовое содержание соответственно). Однако на это не пойдут таджикские и кыргызские  элиты, для части которых наркобизнес – существенный источник дохода. Касательно же распространения экстремизма следует отметить смену тактики исламистов. Опираясь на значительные материальные ресурсы, они просто покупают религиозные должности, получая возможность вести свою работу под видом легальной деятельности  (источник).

Возвращаясь к заявлению А. Лукашенко относительно гонки вооружений в Европе не совсем понятно, что он имел в виду. Страны ЕС стремительно деградируют в военном отношении. Исключение составляют лишь Польша, Румыния и Эстония. С 1975 года только одна страна НАТО нарастила численность национальных Вооруженных Сил – Люксембург (с 550 человек до 900). Ливийская кампания продемонстрировала полную неспособность европейских членов НАТО к ведению даже локального конфликта без поддержки США. Удельный вес европейских членов Альянса в совокупных военных расходах сократился с 50% до 30%. Скорее, региональная угроза состоит не в воображаемой гонке вооружений в Европе, а в стремительной деградации военного потенциала ЕС, которого вскоре будет едва хватать для защиты границ. Не говоря уже о военной интервенции за рубежом. Неспособность решить вопрос Азавада на севере Мали тому подтверждение. Европа воевать не хочет, что нормально, и не может. А вот последнее — опасно. Баланс действительно нарушен. В целом же следует отметить, что потенциал обоих военно-политических блоков (НАТО и ОДКБ) и их внутреннее состояние вызывают сомнения в готовности, а главное — способности к взаимному противостоянию и конфронтации.

Пассивность главы МВД генерал-майора И. Шуневича при проведении реформы может объясняться нежеланием брать на себя ответственность за её ход и последствия. А это является свидетельством отсутствия четкой и однозначной позиции по вопросу преобразования ведомства у А. Лукашенко. В этой связи возникает необходимость предпринимать имитационные по сути шаги. Именно так и следует расценивать, по нашему мнению, создание ГУИР МВД. Создание идеологического органа политически правильно: идеологическая работа – личная слабость А. Лукашенко. Последствия создания ГУИР будут безопасны лично для Министра, но на реальную деятельность ведомства никакого влияния не окажут.

Вопреки заявлениям о союзнических отношениях, Россия не склонна содействовать Беларуси в перевооружении. Поставляемые партии вооружений незначительны и как в случае с ЗРК «Тор» представляют собой версии с ограниченным функционалом. Это следствие недостатка доверия между руководством формально союзных государств. В интересах Беларуси нарушить фактическую монополию России в области военно-технического сотрудничества. С учетом враждебных отношений с Западом, Китай является единственной реальной альтернативой. Отметим, что начало поставок КНР вооружений в Беларусь не гарантирует роста оборонного потенциала: размеры отечественного военного бюджета не позволяют закупать крупные партии и широкую номенклатуру вооружений. Даже с учетом льготных условий, которые предоставляет своим партнерам Пекин.

читатьp style=»text-align: justify;»

Logo_руна