Положение в области национальной безопасности и обороны (апрель 2015 года).

1675

Загрузить документ в PDF

Важнейшие события месяца. Вопреки ожиданиям, ежегодное послание Александра Лукашенко событием не стало: ничего нового сказано не было; конкретики в выступлении было немного; речь носила в основном абстрактно-теоретический характер.

Месяц примечателен активными беларуско-китайскими контактами на высоком уроне. Так, 7-10 апреля состоялся визит Госсекретаря Совета безопасности Беларуси Александра Межуева в КНР. Среди прочего в ходе визита обсуждались вопросы оказания Беларуси поддержки со стороны Китая в укреплении обороноспособности (источник). А. Межуев провёл ряд встреч с военно-партийной верхушкой КНР и руководителями Китайской промышленной корпорации «Великая стена» Инь Лиминем и Китайской аэрокосмической международной торговой акционерной компании «Великий поход» Го Чжаопином.

«Великий поход» является производителем оборонной продукции, в том числе, ракетных комплексов, реактивных систем залпового огня (далее по тексту РСЗО), ракетных двигателей, высокоточных управляемых авиабомб и беспилотных летательных аппаратов. В Беларуси корпорация уже демонстрировала свои разработки в области обороны. В частности зенитно-ракетный комплекс средней дальности LY-80 (источник); тактический ракетный комплекс класса «земля-земля» M20; управляемые ракеты для систем залпового огня типа «А». Эти системы относятся к классу высокоточных. A300 – высокоточная ракета с радиусом действия 120-290 (источник) км, А200 с дальностью 50-200 км (источник), WS 3A имеет дальность 70-280км (источник), максимальный радиус действия ракеты M20 составляет 280 км (источник). Все ракеты используют универсальную пусковую платформу.

«Великая стена» официально сосредоточена на технологиях связанных с космосом, но в 1991 году против неё вводили санкции за поставку ракетного вооружения (источник).

08.04.2015 в Минске состоялась встреча Министров иностранных дел КНР и Беларуси Ван И и Владимира Макея. Сообщается, что стороны «…достигли широкого консенсуса». Помимо традиционного славословия в адрес друг друга, В.Макей заявил, что «Китай является самым важным и приоритетным направлением» внешней политики Беларуси. И далее: «Беларусь благодарна китайской стороне за длительную поддержку независимости и суверенитета… и будет неизменно и целенаправленно поддерживать КНР» (источник). Стоит отметить, что в сообщении о мероприятии беларуской стороны подобные оценки двусторонних отношений опустили (источник). При этом вопрос о некорректности изложения китайцами не стоит.

Динамика развития положения за месяц. Таджикистан уже второй год ожидает экстренной помощи от стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности (далее по тексту ОДКБ) для укрепления границы с Афганистаном. Это влечёт закономерное раздражение официального Душанбе (источник). 02.04.2015 в ходе заседания Совета Министров иностранных дел ОДКБ Министр иностранных дел Таджикистана Сироджиддин Аслов выразил недовольство подобным положением дел. Решение об оказании помощи Таджикистану было принято в сентябре 2013 года на уровне глав государств. Инициатива должна была реализовываться в два этапа. Сначала направлялась экстренная помощь, затем планировалось разработать целевую программу по укреплению таджикско-афганской границы. В итоге Таджикистану оказали экстренную помощь лишь Беларусь и Армения. Беларусь направила обмундирование, а также средства защиты и выживания. Армения – транспортные средства. Информации о помощи со стороны других участников ОДКБ не было. При этом все страны блока шумно (и громче всех — Россия) выражают озабоченность возможной дестабилизацией Афганистана, ростом трансграничной преступности и экстремизма в государствах Центральной Азии.

Беларуские власти создают инфраструктуру ведения информационной войны. Как было заявлено 03.04.2015, правительственный Беларуский республиканский союз молодёжи посредством социальных сетей охватил (по крайней мере – в теории) «…сотни тысяч молодых людей». В одной лишь «ВКонтакте» насчитывается свыше 340 сообществ под контролем БРСМ, которые объединяют 350 тыс. участников. Именно этой соцсети уделяется основное внимание, поскольку ею пользуется 80% беларуской молодёжи. Около 90 тыс. человек охвачено посредством «Твиттер», 50 тыс. через «Фейсбук». Работа в интернет-пространстве в течение последних пяти лет была одним из ключевых направлений работы БРСМ (источник).

В апреле начались войсковые испытания беспилотного летательного аппарата (далее по тексту БПЛА) «Гриф-1» (источник). В войска поставлен один комплекс БАК-100 в составе четырёх «Грифов» и нескольких машин обеспечения. После завершения испытаний, до конца текущего года Минобороны будет передано ещё несколько комплексов. В ходе испытаний планируется подтвердить все расчётные показатели БПЛА. До настоящего времени беспилотники оснащаются двигателями зарубежного производства. Ожидается, что к завершению испытаний (т.е. до конца текущего года) будет готов двигатель отечественного производства.

08.04.2015 было объявлено о планах расширения беларуско-российской орбитальной группировки спутников к 2018 году с двух до шести аппаратов (источник). При этом наращивание произойдёт за счёт запуска четырёх российских спутников. Стоит отметить, что в последнее время нет информации о перспективах замены на орбите беларуского спутника, который был выведен на орбиту совместно с однотипным российским «Канопус-В» 22.07.2012. Сообщалось, что срок службы спутников – 5 лет (источник). Таким образом, если российский аппарат остаётся на орбите сверх этого срока, высока вероятность, что и его беларуский двойник продолжит работу после 2017 года.

09.04.2015 в Таджикистане прошло заседание Военного комитета ОДКБ. В центре внимания участников — ситуация в Афганистане с учётом деятельности «Исламского государства» (источник).

10.04.2015 прошло занятие с органами управления территориальной обороны, территориальных войск и 38-й отдельной гвардейской мобильной бригады Сил специальных операций Вооружённых Сил (источник). В мероприятии принимали участие члены Совета обороны Брестской области, военные комиссары районных/городских комиссариатов, начальники групп территориальной обороны военных комиссариатов, руководители объектов территориальной обороны. Отрабатывались вопросы взаимодействия с частями Минобороны. В занятии участвовало свыше 160 человек и «…около 15 единиц техники».

Минобороны Беларуси подтвердило получение из России четырёх зенитных ракетных дивизионов С-300 до конца текущего года (источник). Вооружение будет распределено в 377-й, 1-й и 115-й зенитные ракетные полки. Можно предположить следующую пропорцию: 2, 1, 1 дивизион соответственно. Пока неясно, планируется ли в связи с поступлением новых дивизионов преобразовать 1-й и 115-й зенитные полки в бригады или же произойдёт замена состоящих на вооружении однотипных, но более старых комплексов. Также пока нет ясности и с перспективами сохранения самого мощного ЗРК С-200, который находится на вооружении 377-го зенитного полка. Хотя это оружие и весьма «возрастное», его потенциал остаётся значительным и оно до сих пор имеется в арсеналах многих стран. Минусом комплексов С-200 является применение в них жидкотопливных ракет, что требует длительной подготовки.

Беларуское руководство исходит из того, что ситуация в Украине в течение долгого времени будет являться дестабилизирующим фактором в регионе (источник). Этот тезис содержится в выступлении Министра обороны Беларуси Андрей Равкова на 4-й московской конференции по международной безопасности 16.04.2015.

Россия продолжает прилагать усилия по замещению продукции ВПК, импортировавшейся из Украины и стран Запада. Для этого планируется в том числе и задействование потенциала стран-участниц ОДКБ. В настоящее время проводится анализ имеющихся производственных мощностей. После чего будет принято решение о возможности включения предприятий в странах блока в производственные цепочки российского ВПК (источник).

Также стало известно, что страны ОДКБ в 2014 году сэкономили более USD 500 млн за счёт льготных взаимных поставок вооружения (источник). При этом по оценке руководства ОДКБ в прошлом году на льготных условиях члены организации приобрели вооружения и техники более чем на USD 650 млн. Порядок цифр представляет интерес как показатель разницы цен при поставках на экспорт и для собственных нужд. Таким образом, маржа поставок на внешний рынок в сравнении с внутренним составляет порядка 77%.

27.04.2015 на базе ВВС Беларуси в Лиде беларуским военным были переданы четыре учебно-боевых самолёта Як-130 российского производства (источник). В дополнение к этим машинам авиастроительная корпорация «Иркут» планирует поставить в нашу страну ещё восемь аналогичных самолётов. Контракт на четыре Як-130 уже заключён, имеется опцион ещё на четыре машины (источник). Эти планы подтверждены и беларускими официальными лицами. При этом следующая партия самолётов планируется к передаче до 2020 года. Опцион, скорее всего, будет исполнен после 2020 года. Чехословацкие учебно-тренировочные самолёты Л-39, которых в ВВС Беларуси 10 единиц, останутся в строю до 2020 года (источник).

Развивается и сотрудничество с Украиной в области ВПК. Так, в апреле стало известно, что ещё в прошлом году ВВС Беларуси провели испытание боевого вертолёта Ми-24Р с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В-02 производства украинской компании «Мотор Сич». По результатам принято решение о принятии двигателя на вооружение (источник).

28.04.2015 прошло заседание коллегии Государственного военно-промышленного комитета (далее по тексту ГВПК) (источник). В центре внимания коллегии – вопросы эффективности работы генеральных и главных конструкторов по созданию и производству новых (инновационных) видов продукции. Заявлено, что в настоящее время созданы все необходимые условия для разработки новых образцов техники, определены источники финансирования таких работ. Однако, работа генеральных и главных конструкторов ещё недостаточно эффективна.

Руководитель ГВПК Сергей Гурурлев остановился на реализации проектов по разработке зенитно-ракетных комплексов средней дальности и созданию линейки боевых легкобронированных автомобилей.

В целом по системе ГВПК в 1-м квартале текущего года почти в два раза вырос объём промышленного производства; рост объёмов экспорта товаров и услуг составил 2,7% в сравнении с 1-м кварталом 2014 года. По итогам первого полугодия 2015 года ГКВП планирует достижение объёмов промышленного производства 147 % к аналогичному периоду 2014 года, темп роста объёмов экспорта товаров и услуг прогнозируется 103-105 %. Проблемой является просроченная дебиторская задолженность, в особенности внешняя. Отмечен факт высокой зависимости от российского рынка или узкого круга заказчиков. Необходима системная работа по диверсификации поставок продукции, работ, услуг.

29.04.2015 в Секретариате ОДКБ состоялось заседание рабочей группы по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ (источник). Темой мероприятия стало противодействие терроризму и экстремизму в Центральноазиатских государствах-членах ОДКБ. Также рассмотрены вопросы применения сил специального назначения из состава Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ в условиях режима контртеррористических операций в государствах-членах Организации.

Выводы. После парада 9 мая можно уверенно утверждать, что отечественная РСЗО большой дальности «Полонез» оснащена китайскими ракетами: заявлено, что дальность используемых боеприпасов превышает 200 км; высокоточные реактивные снаряды подобного радиуса дальности производит только КНР. И это вооружение активно поставляется на экспорт. В этой связи возрастает вероятность использования в отечественном ЗРК средней дальности китайских зенитных ракет.

Освещение визита Министра иностранных дел КНР в Беларусь свидетельствует, что официальный Минск старается скрыть уровень своей заинтересованности в сотрудничестве с Китаем, избежать огласки принимаемых Минском в отношении Пекина обязательств. Вызвано это опасениями возможной жёсткой реакции Москвы.

Очевидно, что беларуские власти стремятся использовать возможности Интернета для ведения информационной работы. Сделано это в первую очередь под впечатлением от «Арабской весны». События в Украине лишь подтверждают необходимость ведения пропаганды и контрпропаганды всеми доступными средствами. Другое дело, что эффективность работы БРСМ представляется неочевидной. Так, в социальной сети «ВКонтакте» зарегистрировано почти 4,4 млн пользователей из Беларуси из них свыше 3,2 млн в возрасте до 31 года. Реальный охват БРСМ аудитории социальных сетей гораздо ниже заявленного. Так, что одно и то же лицо может состоять сразу в нескольких сообществах; не все участники сообществ проживают в Беларуси; среди участников сообществ значительный процент составляют члены БРСМ. По сути имеет место имитация эффективной деятельности вследствие упрощённого понимания технологии работы в социальных сетях. Которая не ограничивается механическим созданием сообществ и размещением информации.

Задержка по проекту создания БАК-100/«Гриф» составляет не менее двух лет. Так, в октябре 2012 года заявлялось о поставках установочной партии «Гриф-1» для Минобороны до конца 2013 года (источник). Кроме того, не первый год ведётся разговор об установке на БПЛА двигателя отечественного производства. Который до настоящего времени не готов. Причиной задержки могли стать как технические сложности в производстве новой для Беларуси продукции, так и ограничения по финансированию работ над проектом.

Кроме того стоит отметить, что стоимость БАК-100 ориентировочно составляет USD 2 млн (источник). При начале серийного производства стоимость может снизиться вдвое, но для этого надо иметь крупный твёрдый заказ. Потребности Минобороны оцениваются в 25 единиц. Но размер военного бюджета и общее состояние государственных финансов делает перспективы приобретения этой техники туманными. А, следовательно, ухудшает и перспективы экспортных поставок: покупатели военной техники отдают приоритет тем образцам, которые серийно закупаются национальной армией страны-производителя.

В ходе занятия по территориальной обороне в Брестской области в качестве условного противника выступали некие террористические группы, отличавшиеся высокой профессиональной подготовкой и таким уровнем оснащения, который потребовал привлечения элитных частей беларуской армии и милиции (источник). Очевидно, что подразумевались силы специального назначения регулярной армии, а термины «террористы», «незаконные вооружённые формирования» используются отчасти из соображений политкорректности, отчасти с целью сокрытия угроз, которые рассматриваются руководством страны как вероятные. Во всяком случае, источником таких угроз является другое государство, а не некие террористические или экстремистские сети.

Сообщение о результатах работы предприятий ГВПК в 1-м квартале 2015 года вызывает ряд вопросов. Так двукратный рост промышленного производства сопровождался скромным приростом экспорта. Объяснений может быть несколько:

— наличие масштабных заказов внутренних потребителей продукции, что представляется маловероятным, так как бюджетные расходы сдерживаются, а общий уровень платёжеспособности субъектов хозяйствования в лучшем случае не растёт;

— окончание исполнения ряда крупных контрактов по оказанию работ и услуг, что повлекло снижение их экспорта при росте экспорта промышленной продукции;

— резкое снижение (на десятки процентов) стоимости экспортной продукции предприятий ГВПК, что маловероятно в силу специфики рынка оборонной продукции, где цены имеют устойчивую тенденцию к росту;

— с учётом экспортной направленности отечественного ВПК возможна ситуация при которой продукция, изготовленная для поставок на внешний рынок, оказалась неоплаченной.

Последняя причина представляется наиболее вероятной. Специфика статистического учёта в промышленности Беларуси заключается в том, что объём промышленного производства учитывается в условно-физических величинах. Практика показывает, что в инфляционной экономике подобные агрегированные показатели не корректны. Основным рынком для отечественного ВПК является Россия. При этом поступала информация о неплатежах Минобороны России производителям за отгруженную продукцию. В свою очередь, российские предприятия, не получив бюджетных денег, могли оказаться не в состоянии оплатить продукцию своих беларуских смежников. Это объясняет и озабоченность внешней дебиторской задолженностью, и необходимость снижения зависимости от российского рынка. Очевидно, что подобные шаги носят во многом вынужденный характер. Таким образом, отечественный ВПК ощущает кризис в российской экономике.

Уровень взаимодействия стран ОДКБ остаётся низким. Даже по вопросам, затрагивающим их собственные интересы, стороны не демонстрируют готовности к сотрудничеству. Традиционно для постсоветского пространства договорённости на самом высоком уровне не являются обязательными для исполнения. При этом озабоченность ОДКБ развитием положения дел в Центральной Азии имеет серьёзные основания. Настораживать может не только (и не столько) перспективы дестабилизации Афганистана. Основные проблемы с другой стороны границы. Государственность стран Центральной Азии всё ещё уязвима, а правящие там режимы неустойчивы. В условиях подавления в странах региона (за исключением Кыргызстана) оппозиционной политической активности и наличия серьёзных социальных проблем, протестный потенциал всё более смещается в сторону религиозно-политической деятельности. Кроме того, в крупнейших странах региона Узбекистане и Казахстане у власти находятся лидеры ещё советского периода, вопрос транзита власти после их ухода остаётся нерешённым. По крайней мере — внешне. Россия, которая в течение периода после 1991 года являлась важнейшим источником стабильности в регионе, сталкивается с внутренними и внешними вызовами, которые ограничивают её потенциал по противодействию возможной дестабилизации в странах Центральной Азии.

Стоит отметить, что внешнее силовое вмешательство в потенциальный политический кризис в странах Центральной Азии может быть бессмысленным. В условиях низкой эффективности местных властей, их коррумпированности и сомнительной легитимности в глазах значительной части местного населения любая операция по стабилизации или миротворчеству очень быстро может перерасти в полноценную военную интервенцию. Между тем, внутренние конфликты — это проблема в первую очередь политическая. Невозможно «расшатать» положение в стране, если для этого нет предпосылок. И основные усилия по урегулированию должны предпринимать именно местные власти.

Беларуское руководство должно понимать, что в рамках ОДКБ можно решать лишь ограниченные задачи ограниченными силами. Иностранные военные никогда не смогут заменить местные силы, если последние не желают бороться с угрозами и местные власти, неспособные эффективно управлять своей страной. Иностранная помощь может быть эффективна только в том случае, если местные режимы пользуются активной поддержкой широких кругов собственного народа. Вывод для Беларуси очевиден: поддержка условно союзных режимов стран ОДКБ должна ограничиваться помощью в подготовке кадров, предоставлением вооружений и специальной техники, оказанием транспортных услуг. Но ни в коем случае не отправка собственных солдат.

Logo_руна