Важнейшие события месяца. В течение августа беларуское руководство активно работало над тем, чтобы запустить процесс урегулирования российско-украинского конфликта. Александр Лукашенко находился в режиме «телефонной дипломатии» в связи с войной между двумя важнейшими торгово-экономическими и технологическими партнёрами нашей страны:
— 02.08.2014 состоялся телефонный разговор с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым относительно содействию нормализации ситуации в Украине (источник);
— 04.08.2014 состоялся телефонный разговор А. Лукашенко с Президентом Украины Петром Порошенко (источник);
— 07.08.2014 состоялся телефонный разговор А. Лукашенко с Президентом России Владимиром Путиным относительно ассоциации Украины с ЕС (источник);
— 11.08.2014 состоялся телефонный разговор А. Лукашенко с Н. Назарбаевым, в ходе которого обсуждалась идея проведения в Минске переговоров на высшем уровне по ситуации в Украине (источник);
— 13.08.2014 А. Лукашенко дважды общался по телефону с В. Путиным о проведении саммита, с целью обсудить вопросы ассоциации Украины и ЕС и войны в этой стране. В тот же день эта же тематика обсуждалась и в ходе телефонного разговора с Н. Назарбаевым (источник);
— 15.08.2014 А. Лукашенко снова беседовал по телефону с В. Путиным (источник);
— 19.08.2014 вновь состоялись телефонные разговоры с президентами России и Казахстана посвященные вопросам взаимоотношений с Киевом в связи с подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС, по ситуации в Украине в целом и мерам по нормализации обстановки в этой стране (источник). В тот же день состоялся телефонный разговор с П. Порошенко и было согласовано проведение 26.08.2014 в Минске встречи руководителей Беларуси, Казахстана, России, Украины с участием представителей ЕС (источник);
— 25.08.2014 состоялся телефонный разговор А. Лукашенко с Н. Назарбаевым относительно организации и проведения встречи лидеров Беларуси, Казахстана, России, Украины с участием представителей ЕС 26.08.2014 в Минске (источник).
26.08.2014 А. Лукашенко сообщил, что инициатором мероприятия выступил украинский лидер П. Порошенко (источник).
27.08.2014 А. Лукашенко и Н. Назарбаев продолжили обсуждение вопросов, затронутых накануне в ходе встречи по украинской проблематике (источник).
К сожалению, по итогам минской встречи прорыва не произошло. Последующее перемирие носит характер передышки для воющих сторон и используется ими для укрепления своих позиций и накопления сил. Война может возобновиться в любой момент. Российско-украинский конфликт затянется на годы.
Динамика развития положения за месяц. Из позитивных достижений отечественной дипломатии следует отметить визит Министра иностранных дел Владимира Макея в Польшу 28-29 августа (источник). Отношения Минска и Варшавы можно рассматривать как своеобразный индикатор отношений Беларусь-Запад вообще. Наличие интереса к их восстановлению — обнадёживающий признак. Особенно с учётом того, что польский представитель становится у руля ЕС, а сама Польша – стратегический партнёр США. Отношения с последними для безопасности Беларуси имеют гораздо большее значение, чем отношения с Брюсселем. Тем более, что поведение европейцев в ходе текущего кризиса слишком часто вызывало недоумение и разочарование своей непоследовательностью, а местами и откровенным лицемерием.
Несмотря на внешнеполитический фон и режим, и оппозиция не забывают о предстоящих президентских выборах. Хотя результат их будет традиционен, оппоненты власти решили попытаться перехватить у А. Лукашенко его коронный предвыборный конёк: борьбу с коррупцией. Оппозиционные структуры заявили, что тоже хотели бы побороться с коррупцией в Беларуси. В рядах потенциальных борцов: Объединенная гражданская партия, «Зеленые», партия левых «Справедливый мир», оргкомитеты по созданию Партии труда и партии «Надзея», Рух «За Свабоду», гражданские кампании «За справедливые выборы», «Наш дом», Социал-демократическая партия (Грамада) (источник). 06.08.2014 они выработали план совместных действий по противодействию коррупции. Распределены проблемные вопросы между участниками. Уже ведётся работа над антикоррупционным докладом, выдвинуты идеи для реализации и проведения информационной кампании. Ставится цель определить объёмы и причины коррупции. А затем — обнародовать конкретные факты. Последнее наиболее интересно: война компроматов — неотъемлемая часть избирательного процесса на постсоветских просторах. Но не в Беларуси. По крайней мере, пока.
Этим антикоррупционная тематика в августе не исчерпывалась. Беларуское руководство вынесло на обсуждение общественности проект закона «О борьбе с коррупцией» (источник). В общем-то, это формальный жест, часть предвыборной кампании А. Лукашенко. Тем более, что ранее сам беларуский лидер заявлял, что имеющаяся законодательная база достаточна для обуздания коррупции.
Проект закона представляется не достаточно проработанным. Явление коррупции шире прямого получения материальной выгоды либо преференций. Необходимо дать оценку практике трудоустройства родственников высокопоставленных чиновников с уровнем оплаты труда, превышающим рыночный для данной должности. Отдельно следует выделить трудоустройство близких родственников и членов семьи чиновников, которые по своему статусу связаны с принятием важных, в том числе и в области нацбезопасности, решений, в иностранные коммерческие и некоммерческие организации. Либо получение ими материальной помощи (грантов) от иностранных государств и международных организаций в связи с занятием различной рода общественной деятельностью. Хотелось бы напомнить, что в предыдущую «оттепель» между Минском и Брюсселем родственники некоторых высокопоставленных чиновников получили серьезные суммы в виде грантовой поддержки различной деятельности (медицинской, гуманитарной, культурной, экологической и т.п.). Очевидно, что такими путями создаётся сеть агентов влияния и приобретаются источники информации внутри госаппарата. То же можно сказать и о практике стажировок и обучения за рубежом детей высокопоставленных чиновников на безвозмездной основе. Отдельно следует остановиться на институте сожительства (так называемый гражданский брак). Беларуское законодательство его не признает. В этой связи все ограничения, касающиеся предпринимательской деятельности супругов чиновников, легко обходятся путем расторжения официального барка с сохранением брачных отношений де-факто. К сожалению, проект закона «О борьбе с коррупцией» очень «кстати» не учитывает эти практики.
07.08.2014 А. Лукашенко принял с докладом Министра внутренних дел Игоря Шуневича. Среди прочих вопросов обсуждалось реформирование системы органов внутренних дел. Которое планируется завершить к концу текущего года. Подробностей преобразований в МВД не оглашалось (источник).
Российские чиновники остаются единственными источниками публичной информации относительно перспектив создания авиабазы в нашей стране. Так, 11.08.2014 командующий ВВС этой страны Виктор Бондарев заявил, что после заключения межправительственного соглашения начнётся развёртывание авиабазы в Барановичах (источник). Если это произойдёт, то высока вероятность, что беларуские истребители, которые ныне там дислоцируются, будут перемещены на другой аэродром. Возможно, в Бобруйске, ближе к границе с Россией.
В августе стало известно, что российская Объединенная авиастроительная корпорация (далее по тексту ОАК) намеревается войти в число акционеров 558-го авиаремонтного завода (далее по тексту АРЗ) в Барановичах (предприятие занимается ремонтом и модернизацией большой линейки боевых самолетов советского производства) (источник). Это позволит удвоить выручку к 2025 году (до почти USD 300 млн). Приоритетом станет увеличение объёмов производства компонентов авиатехники. Однако, в абсолютных цифрах запланированные масштабы не впечатляют: лишь USD 28 млн и то через 10 лет.
Добиться почти двукратного роста объёмов производства в Барановичах ОАК предлагает, в первую очередь, за счёт ремонта учебно-тренировочных самолетов L-39 для ВВС России. Интересно отметить, что к 2025 году большинство этих машин перешагнут 40-летний рубеж. Количество L-39 в ВВС России не настолько велико, чтобы обеспечить выручку за счёт одного лишь их ремонта в размере USD 150 млн. Велика вероятность, что ОАК заинтересовалась 558-м АРЗ прежде всего как механизмом, который позволит обойти возможные санкции Запада и Украины в отношении российского авиастроения.
18.08.2014 А. Лукашенко принял госсекретаря Совета безопасности Беларуси Александра Межуева. Беларуский руководитель высказал неудовлетворённость уровнем дисциплины, особенно среди офицерского и даже генеральского корпуса в Министерстве обороны. Это заявление может пролить свет на причину освобождения 04.08.2014 от должности первого заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Беларуси генерал-майора Игоря Лавриненко (источник). Ранее, в течение текущего и прошлого годов генерал удостаивался правительственных наград, что косвенно свидетельствует о том, что причиной отставки мог стать проступок (источник).
Лукашенко также потребовал «новых форм и методов работы» от Комитета госбезопасности. И высказал претензии к качеству работы правительственной связи (источник), за которую отвечает КГБ. Претензии такого рода прозвучали впервые. Хотя неожиданными их назвать нельзя. Беларусь располагает достаточно ограниченным технологическим заделом для создания полностью национальной системы правительственной связи с одной стороны. С другой стороны, использование исключительно иностранных технологий в этой сфере не даёт гарантии, что такая связь останется защищённой.
Отдельно обсуждалась ситуация на беларуско-украинской границе. Лукашенко потребовал от беларуских пограничников «чтобы никаких обоснованных претензий со стороны Украины… не было». По словам беларуского руководителя имеется договорённость с Президентом Украины П. Порошенко о том, что все силовые ведомства двух стран «должны постоянно контактировать». Цель: избежать непонимания действий соседней страны. А.Лукашенко получил заверения, что взаимодействие между всеми силовыми ведомствами Беларуси и Украины налажено, обмен информацией идёт постоянно (источник). В тот же день в ходе пресс-конференции посол Беларуси в Украине Валентин Величко заявил, что наше государство не допустит агрессии третьих стран против Украины со своей территории. Беларусь выступает за территориальную целостность Украины и против федерализации (источник).
Успокоительные заявления беларуских властей прозвучали как раз в день начала учения Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности (далее по тексту ОДКБ) «Взаимодействие-2014» в Казахстане. В целях отработки учебных задач были созданы условные государства «Карания», входящее в ОДКБ и «Иртышия», граничащее с «Каранией» и переживающее острый внутриполитический кризис, вызванный сепаратистским движением на фоне обострения межнациональных противоречий. При этом кризис в «Иртышии» возник при поддержке «некоторых ведущих государств Запада» (источник). «Карания» обратилась к ОДКБ с просьбой об оказании военной помощи, и по решению Совета коллективной безопасности государства-члены такую помощь оказали (источник). В ходе учений также отрабатывалось проведение киберопераций в Интернете и ведение психологической борьбы. Официально говорилось об угрозе дестабилизации обстановки в Афганистане и распространении нестабильности на соседние страны ОДКБ. Вот только отработка киберопераций позволяет предполагать, что реальным объектом являлось более развитое государство. Сценарий учений достаточно прозрачно намекает на события в Украине.
В августе состоялись боевые стрельбы из зенитного ракетного комплекса (далее по тексту ЗРК) С-300 воинских частей зенитных ракетных войск Вооруженных Сил Беларуси на полигоне Телемба (Россия). Среди прочих подразделений, в стрельбах участвовали расчёты 377-го зенитного ракетного полка, который в настоящее время вооружен ЗРК С-200. Этот полк является основным предполагаемым получателем ЗРК С-300, поставки которых из России обсуждаются последние несколько лет. Кроме поражения воздушных мишеней отрабатывались также и удары по наземным целям (источник).
Выводы. Говоря о встрече в Минске 26.08.2014 руководителей четырёх постсоветских стран (Беларуси, Казахстана, России и Украины) и представителей ЕС следует выделить два момента:
— складывается впечатление, что В. Путин был вынужден участвовать в мероприятии под давлением партнёров по евразийской интеграции;
— утверждение о том, что официальный Минск стремится использовать российско-украинскую войну для того, чтобы за счёт миротворческих инициатив поднять своё значение в глазах Запада, сильно притянуто. Украина и Россия – крупнейшие торговые партнёры Беларуси. Продолжение войны между ними грозит обрушить их экономики, а следом за ними и беларускую. Скорейшее урегулирование конфликта является в этих условиях критически важным для нашей страны.
Тем более, что роль Минска по признаю самих беларуских властей скорее техническая, нежели посредническая (источник). Разговоры о некоем прорыве в отношениях с ЕС преждевременны. Похвальные заявления еврочиновников в адрес Беларуси — не более чем акт вежливости в отношении хозяев. Рассматривать создание рабочей группы по прекращению войны в качестве признания авторитета официального Минска неуместно. Похожая миротворческая группа уже имеется: Минская группа ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта. Создана она была в 1992 году. Престижу и международному влиянию Беларуси этот факт никак не поспособствовал (источник).
Объединение оппозиции вокруг антикоррупционной тематики можно лишь приветствовать. Эта проблема уже много лет «просится» в первые строчки избирательных программ оппозиционных партий. Но есть два момента, которые заставляют усомниться в результативности начинания:
— большинство участников антикоррупционного соглашения являются политическими миражами и представляют собой лидера и узкий круг (несколько десятков человек) его сторонников;
— к сожалению, предыдущий опыт показывает, что оппозиционные политики (и лица, которые себя таковыми считают) не очень хорошо умеют работать сообща, большинство совместных проектов «умирает» быстро и бесследно. Чуть дольше подают признаки жизни те объединительные инициативы, которые подкреплены финансово. Но лишь пока они подкреплены финансово.
Проект закона «О борьбе с коррупцией» можно рассматривать как пункт избирательной программы А. Лукашенко. А равно в качестве попытки дисциплинировать госаппарат и повысить степень его управляемости. Следует отметить, что в Беларуси в принципе не принято публично обсуждать законопроекты. Проблема коррупции в нашей стране проистекает не из-за пробелов в законодательстве, а из-за непрозрачной системы государственного управления (включая управление государственными предприятиями). Сдерживающим фактором остаётся и отсутствие политической воли высшего руководства страны для борьбы с коррупцией.
Перемещение истребительной авиабазы беларуских ВВС из Баранович грозит негативно сказаться на состоянии кадров отечественной авиации: большой вопрос, смогут ли власти обеспечить авиаторов на новом месте службы жильем, а членов их семей – работой и местами учебы. В итоге, часть военнослужащих может отказаться переезжать на новое место службы и бросать уже налаженный быт.
Говоря о перспективах участия ОАК в капитале 558-го АРЗ, отметим, что в имеющихся условиях следует приветствовать любого инвестора. Особенно, если у него есть технологии. У ОАК они есть. При этом, сомнительно, чтобы беларуские власти продали контрольный пакет акций. Во-первых, существует реальная угроза расширения западных санкций и на российское авиастроение, что может поставить под удар беларуское производство. Во-вторых, Беларусь заинтересована в приходе в страну технологий, а не в их выводе, который может случиться при передаче контроля над высокотехнологичным производством иностранному инвестору.
Активная проукраинская риторика беларуских властей в августе могла быть реакцией на информацию о том, что Россия готовится к некоей масштабной операции по принуждению к миру. При этом Москва в кратчайшие сроки сможет сконцентрировать силы, способные решать не только (и не столько) гуманитарные, но и боевые задачи. Говоря проще — речь идёт об интервенции. Такой сценарий отрабатывался в ходе учений ОДКБ «Нерушимое братство-2014» и «Взаимодействие-2014». Маневрам предшествовала переброска российских сил на большие расстояния со своим штатным вооружением. Учения сопровождались применением артиллерии, бронетехники, авиации и массированной высадкой воздушного десанта (источник). Фактически, речь идет не о миротворческой операции, а о крупномасштабных боевых действиях, в ходе которых гуманитарные задачи носят вспомогательный характер.
Стоит отметить, что миротворческие силы ОДКБ могут применяться только при консенсусе Совета коллективной безопасности организации, состоящего из глав государств-членов (источник). И для их использования вне территории блока должен быть получен мандат Совета безопасности ООН, что практически нереально.