Важнейшие события месяца. Наиболее важным событием февраля стали массовые протесты против Декрета №3, которым в Беларуси фактически была возрождена феодальная подушная подать на постоянных жителей страны вне зависимости от того, имеют они личный доход или нет.
Массовость и активность протестов, охвативших считавшиеся аполитичными регионы, стала неожиданностью как для властей, так и для оппозиции. Напомним, что за две недели до протестов лидеры политических партий, признавая рост недовольства, тем не менее, не ожидали массовости выступлений (источник).
Динамика развития положения за месяц. Начало февраля отмечено обнародованием решения о создании Россией пограничной зоны на границе с Беларусью (источник). В Минске это решение восприняли насторожено. Беларуские чиновники отметили, что решение российской стороной принималось без уведомления беларуских властей и вопреки существующей договорной базе в части обеспечения пограничной безопасности.
В течение февраля беларуские власти подверглись нескольким информационно-психологическим атакам за которыми прямо или косвенно стоит Россия. Сначала появились ложные сообщения российских СМИ (в том числе и либеральных) о выходе Минска из Организации Договора о коллективной безопасности (далее по тексту ОДКБ) и Евразийского экономического союза (далее по тексту ЕАЭС). В обеих организациях информацию оперативно опровергли. Реакция беларуских властей была крайне нервной: Посол Беларуси в России лично поехал давать разъяснения на российское телевидение.
Затем из Беларуси по требованию Азербайджана за незаконное посещение Нагорного Карабаха был экстрадирован российский блогер Александр Лапшин. При этом в Минске до последнего момента рассчитывали на публичное вмешательство России, что позволило бы передать А. Лапшина российским компетентным органам и перевести проблему в формат азербайджанско-российских отношений. Однако Москва ситуацию проигнорировала. И с учетом особого характера беларуско-азербайджанских отношений у Беларуси не осталось иного выбора, кроме как передать А. Лапшина Баку. В ответ последовали жесткие высказывания армянских политиков, в том числе и представляющих правящую партию: речь вновь зашла об исключении Беларуси из ОДКБ. На этот раз руководство организации предпочло сохранить молчание. Что может быть далеко не самым лучшим знаком для официального Минска.
Беларуские чиновники делали весьма размытые заявления по проблемным моментам беларуско-российских и беларуско-армянских отношений (источник). А государственные СМИ, оказались способны только на цитирование беларуских чиновников: на ответный информационный «залп» госпропаганда оказалась не способна.
Далее, 15.02.2017 группа граждан России, имевших при себе удостоверения журналистов российских СМИ, попытались сорвать пресс-конференцию Специального представителя действующего Председателя ОБСЕ в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на востоке Украины Посла Мартина Сайдика (источник). Очевидно, что речь идет о целенаправленной провокации, с целью дискредитации так называемой Минской переговорной площадки по Украине, одного из немногих внешнеполитических активов беларуских властей. Хотя лица, пытавшиеся сорвать пресс-конференцию, представляют политическую организацию, формально не связанную с российским властями и даже на определенном этапе находившуюся в оппозиции к Кремлю, в Минске бытует мнение о том, что провокации как минимум содействовали российские официальные структуры (получение журналистских удостоверений от прокремлевских СМИ, информация о месте и времени проведения мероприятия).
В течение февраля в Беларуси проводилась комплексная проверка боевой готовности армии. Мероприятие уже традиционное, тем не менее в этом году имеет ряд особенностей.
Во-первых, значительная часть активности осуществлялась в темное время суток. Десантники впервые совершили прыжки с самолёта Ил‑76 в условиях темноты (источник). Оборудовались понтонные переправы в ночное время (источник).
Во-вторых, основной задачей проверки стала отработка мобилизационных мероприятий, развертывание новых подразделений за счет призванных из запаса военнообязанных, укомплектование их младшими командирами. Так, впервые было сформировано главное управление подготовки резервов (источник).
Стоит обратить внимание на темпы призыва военнообязанных запаса: около 600 человек 06.02.2017 и около 900 человек – 07.02.2017. При этом большое внимание уделялось скорости проведения мероприятия. В некоторых случаях от момента уведомления до прибытия военнообязанных на сборные пункты проходило менее 2-х часов. Ситуация усложнялась фактором трудовой миграции, в результате чего многие из подлежащих призыву находились за пределами страны. На военные сборы было призвано порядка 3000 человек – наибольшее число за как минимум 7 последних лет.
Помимо призыва из запаса для участия в мероприятиях проверки боеготовности отрабатывалось формирование резервов из числа специалистов, чьи познания могли быть востребованы армией.
Базой для развертывания новых подразделений стали структуры 72-го Объединенного учебного центра. Которые после доукомплектования военнообязанными, призванными из запаса, были переданы в подчинение Западного оперативного командования (источник). В качестве командиров отделений и заместителей командиров учебных мотострелковых (танковых) взводов привлекались курсанты второго курса Военной академии (источник).
Вновь сформированным подразделениям выдавалась бронетехника из числа хранящейся в 969‑й базе резерва танков. Стоит обратить внимание, что впервые за много лет снимались с хранения старые советские БТР‑70. Очевидно, что одной из задач было приведение данной техники в порядок (источник).
Традиционно для последних лет беларуские военные противостояли условным незаконным вооруженным формированиям, проникшим на территорию Беларуси и имевшим на вооружении значительное число бронетехники (источник).
Проверке подверглись дежурные силы по ПВО. Прошла передислокация подразделений зенитных ракетных войск, отработаны меры по охране их позиций и борьбе с диверсантами. В ходе проверки прошло увеличение группировки войск, задействованной в выполнении задач боевого дежурства по ПВО. Было проведено наращивание радиолокационного поля. Авиация рассредоточивалась на оперативных аэродромах (источник). В качестве контрольных для зенитчиков целей выступало более 10 летательных аппаратов, действовавших на различных высотах — от средних до предельно малых (источник).
В Смолевичском районе Минской области проведён сбор с военнообязанными запаса, которые входят в состав штаба территориальной обороны и отдельного стрелкового батальона территориальных войск. Цель сбора — совершенствование навыков в исполнении должностных обязанностей, повышение боевой и мобилизационной готовности (источник).
14-15 февраля прошел второй сбор по вопросам военной безопасности и обороны государства с председателями областных и столичного исполнительных комитетов, их заместителями, военными комиссарами областей (источник). Стоит напомнить, что в ходе аналогичного мероприятия год назад, на котором председательствовал Александр Лукашенко, было сделано ряд заявлений доктринального характера по вопросам территориальной обороны (источник). В этот раз громких заявлений не прозвучало.
20.02.2017 состоялся телефонный разговор между А. Лукашенко и Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым (источник). Одной из главных тем стали отношения в ЕАЭС. Стороны выразили взаимную обеспокоенность в связи с существующими проблемами. Значительное место было отведено обсуждению противоречий в беларуско-российских отношениях. Также обсуждались сложности казахстанско-кыргызстанских отношений.
23.03.2017 Министр обороны Беларуси Андрей Равков сообщил, о том, что прорабатывается вопрос закупки самолетов Су-30СМ, а также планируется приобретение 120-миллиметровых минометов «Нона-М1», БПЛА различного назначения. Кроме того, в войска будут поставлены модернизированные БТР-70МБ1 и танки Т-72БМ1 (источник).
Выводы. Февральские протесты поставили беларуские власти перед дилеммой: сохранить контроль над ситуацией в стране и не сорваться при этом в масштабные репрессии. Которые чреваты жесткой реакцией Запада. Что в свою очередь вызовет неудовольствие Китая, поставившего на нормализацию как минимум беларуско-европейских отношений. А воспользоваться ситуацией может Москва, отношения с которой ухудшаются. Пока очевидно, что режим будет придерживаться тактики, основными элементами которой являются:
— агрессивная пропаганда с целью дискредитации лидеров протеста и запугивания населения возможной дестабилизацией ситуации в Беларуси по примеру Украины после Майдана;
— по возможности воздержание от шагов в социально-экономической сфере, которые могут вызвать дополнительное раздражение населения;
— точечное давление на активистов и лидеров протеста, особенно в регионах Беларуси, их временная изоляция, с целью «обезглавить» протестующих.
Потребуется корректировка недавних изменений пенсионного законодательства. В результате которых сотни тысяч людей лишились трудового стажа, необходимого для получения права на трудовую пенсию. Пока население еще не прочувствовало характер новаций. Однако ситуация чревата социальным взрывом.
У официального Минска сложилось впечатление, что Евросоюз, озабоченный вопросами безопасности и стабильности на своих границах, закроет глаза на репрессивные шаги со стороны властей в отношении недовольных, если они не будут носить массового и жестокого характера.
Рост протестных настроений в обществе может оказать влияние на анонсированное сокращение численности МВД Беларуси. Вероятно перераспределение ресурсов внутри ведомства в пользу Внутренних войск МВД.
Протесты против Декрета №3 выявили качественное изменение ситуации на информационном поле Беларуси: новые технологии распространения информации стали действенным инструментом не только для независимых профессиональных СМИ, но и для не профессиональных распространителей/производителей новостей. Достаточно сказать, что видеорепортажи четырех основных независимых СМИ Беларуси с февральского марша протеста в Минске просмотрело в совокупности свыше 1,19 млн человек. А за счет репортажей через социальные сети это число может быть вдвое большим. Двухмиллионная аудитория одного общественно-значимого события – это абсолютно недостижимый охват для беларуской госпропаганды. В том виде, в котором существуют государственные СМИ, они не способны выполнять задачу по модерированию информационного поля Беларуси. И это новая реальность, которая влияет не только на условия деятельности масс-медиа, но и на политические процессы и вопросы обеспечения психологической безопасности страны.
Москва намерена установить полноценный пограничный контроль с Беларусью. По нашей информации Федеральная пограничная служба России приступила к развертыванию своих структур непосредственно вдоль беларуско-российской границы. При этом публичная мотивировка действий российских властей – некая угроза, которая якобы исходит для России с территории нашей страны (нелегальная миграция, контрабанда, терроризм). Фактически, мы можем наблюдать начало демонтажа одного из главных идеологических и практических достижений А. Лукашенко – эксклюзивного характера беларуско-российского сотрудничества. А вместе с этим – и окончание статуса Беларуси как основного получателя российских финансово-экономических преференций. Теперь Минск может рассчитывать лишь на статус одного из партнеров Москвы. Причем, далеко не перворядного. И это в лучшем случае. Заявления о возможности выхода/исключения Беларуси из ОДКБ и ЕАЭС можно рассматривать как намек беларуским властям о том, что их участие в данных структурах не является критичным. И Москва вполне готова к полному интеграционному «разводу». Естественно, ответственность за это будет возложена на официальный Минск.
Отметим, что 03.02.2017 в ходе более чем 7-ми часового выступления, А. Лукашенко признал кризис беларуско-российских отношений и не смог представить перспективы их нормализации.
Инсинуации вокруг выхода/исключения Беларуси из ОДКБ и ЕАЭС (равно как и февральские акции протеста) продемонстрировали беспомощность беларуской госпропаганды. Что может спровоцировать Кремль на проведение масштабной операции по психологическому воздействию на население Беларуси и давлению на власти. У официального Минска может остаться единственное средство защиты – техническое ограничение распространения информации. В том числе и в Интернете.
Сама по себе попытка сорвать 15.02.2017 пресс-конференцию Посла М. Сайдика не способна оказать какого-либо влияния на переговорный процесс по Донбассу. Однако, был нанесен болезненный удар по репутации беларуских властей, гордящихся порядком и высоким уровнем безопасности в Беларуси. Было публично продемонстрировано, что способность беларуских властей контролировать ситуацию в стране – сомнительна. Особенно символично, что место проведения пресс-конференции (Президент-отель) расположено через дорогу от резиденции президента Беларуси. Хотя формально акция и не направлена против беларуских властей, тем не менее основной целью были именно они, а не зарубежный дипломат. Это является очередным свидетельством, что беларуско-российские политические отношения не просто плохи, они стремительно ухудшаются.
Говоря об отработке мобилизации в ходе проверки боеготовности армии отметим, что официальных данных о том, сколько военнообязанных от общего числа призванных явилось для участия в военных сборах, нет. Однако по предыдущим мероприятиям средняя явка составляла порядка 50%. Причины неявки могут быть связаны как с трудовой миграцией, так и с выездом для проживания в иную местность без регистрации по новому месту жительства. А также асоциальным образом жизни военнообязанных.
Обратим внимание, что колесная бронетехника используется в настоящее время десантными бригадами и бригадой РХБЗ. Механизированные части укомплектованы БМП-2, которых порядка 900 единиц боевой и учебно-боевой групп эксплуатации. Боевая ценность БТР-70 в условиях современного общевойскового боя приближается к нулевой, машина безнадежно устарела. Единственным её преимуществом является скорость перемещения. Причиной снятия с хранения БТР-70 в ходе проверки боеготовности может быть:
— формирование резерва колесной бронетехники для укомплектования Внутренних войск МВД;
— формирование подразделений на БТР, предназначенных для охраны тыла в военное время;
— планируемое увеличение численности подразделений армии, оснащенных колесной бронетехникой (например, увеличение числа батальонов в десантных бригадах или формирование батальонов на БТР, возможно кадрированных, в механизированных бригадах).
Ближайшее время покажет, является ли февральский телефонный разговор между А. Лукашенко и Н. Назарбаевым признаком формирования двух фракций внутри ЕАЭС: беларуско-казахстанской и российско-кыргызско-армянской. Напомним, что и у Беларуси, и у Казахстана есть проблемы во взаимоотношениях с Арменией. По факту Минск и Астана заблокировали назначение армянского представителя Генсеком ОДКБ.
Заметно снижение уверенности военного руководства Беларуси в перспективах закупки Су-30СМ: не так давно, командующий ВВС говорил о приобретении новых самолётов как о практически решенном вопросе (источник). Осторожность Министра обороны может быть связана с финансовым фактором: экономическое положение в Беларуси остается сложным и его улучшение пока не просматривается.