Положение в области национальной безопасности и обороны (февраль 2016 года).

2148

Загрузить документ в PDF.

Важнейшие события месяца. Озвучены планы относительно поставок вооружений и техники на 2016 год. Так, запланированы закупки: одной батареи зенитно-ракетных комплексов (далее по тексту ЗРК) «Тор-М2»; радиолокационной станции «Противника» российского производства и отечественных «Роса» и «Восток»; транспортно-боевых вертолетов Ми-8МТВ-5; бронетехники, включая модернизированные танки Т-72 (источник).

Планируется, что дивизион реактивных систем залпового огня (далее по тексту РСЗО) «Полонез» к сентябрю 2016 года будет передан в состав 336-й реактивной артиллеристской бригады (источник).

Кроме того совместно с ОАО «МЗКТ», УП «Минотор-Сервис» проводится работа по созданию в интересах Минобороны легкобронированных автомобилей отечественного производства, которые могут быть востребованы и на международном рынке. В интересах Вооруженных Сил ОАО «140 ремонтный завод» организовало модернизацию БТР‑70 и разработку бронемашины «Кайман». При этом «…переоснащение войск на вышеперечисленные образцы планируется осуществить в ближайшей перспективе» (источник).

Проводятся работы по продлению сроков службы зенитных управляемых ракет, противотанковых управляемых ракет, реактивных снарядов к РСЗО «Град». Для «Градов» созданы и испытаны модернизированные снаряды увеличенной дальности поражения, которые в 2016 году планируется принять на вооружение.

15.02.2016 Александр Лукашенко принял с докладом Председателя Государственного военно-промышленного комитета (далее по тексту ГВПК) Сергея Гурулева (источник). Обсуждались перспективы эксплуатации спутника «Белинтерсат-1», который 01.04.2016 поступит в управление беларуских специалистов. А. Лукашенко также было доложено о выполнении его поручений по развитию ракетостроения в Беларуси. В течение ближайших двух лет будет создана и поставлена в войска новая ракетная система дальностью до 300 километров. Это, якобы «… максимальная цифра, которую позволяет Договор об обычных вооружённых силах в Европе» (источник).

Закупка самолетов Су-30 для беларуских ВВС планируется к концу 2020 года. При этом их будет меньше, чем ныне имеется на вооружении МиГ-29 (источник).

Динамика развития положения за месяц. Судя по всему, принято политическое решение о привлечении к уголовной ответственности граждан Беларуси, участвовавших в войне в Украине. Во всяком случае этот вывод можно сделать исходя из начавшейся в госСМИ информационной кампании (источник). В условиях социально-экономического кризиса власти обеспокоены появлением в стране людей, имеющих боевой опыт и зачастую идеологически мотивированных. Причем далеко не в пользу существующего режима.

08.02.2016 А. Лукашенко принял с докладом Председателя Комитета государственной безопасности Валерия Вакульчика (источник). Была дана позитивная оценка деятельности КГБ «…в борьбе с коррупцией, а также по обеспечению соблюдения интересов страны в сфере экономики и финансов». Лукашенко положительно воспринял то, что спецслужба сделала упор на вопросы экономической безопасности и борьбу с правонарушениями в этой сфере: «Другие силовые структуры значительно отстают в этом плане от КГБ». В. Вакульчик в докладе отметил, что по итогам работы за 2015 год спецслужба выявила системные проблемы деятельности различных сфер экономики, определила резервы для повышения эффективности работы экономики.

Беларуский руководитель заявил, что хотя сегодня государственности и безопасности страны ничто не угрожает, приоритетными сферами деятельности КГБ должны оставаться разведка и контрразведка, защита конституционного строя.

09.02.2016 командующий ВВС и войсками ПВО генерал-майор Олег Двигалев сообщил, что 4-й дивизион ЗРК С-300 из числа переданных Россией прибудет в Беларусь в марте 2016 года. Два дивизиона уже в Полоцке — идет их размещение на позициях. Третий дивизион на момент заявления находился в стадии приемки (источник).

10.02.2016 состоялось совещание руководителей (начальников штабов) национальных антитеррористических центров государств СНГ (источник). В качестве основных направлений сотрудничества в сфере противодействия терроризму и экстремизму были определены выявление и ликвидация «спящих ячеек» террористов; перекрытие каналов нелегальной миграции, финансирования и ресурсного обеспечения террористов; укрепление режима пограничного контроля; проведение совместных мероприятий по межгосударственному розыску лиц, совершивших преступления террористического и экстремистского характера, а также лиц, выехавших за пределы государств Содружества для участия в боевых действиях, которые могут возвращаться в страны происхождения, в том числе по каналам миграции.

10.02.2016 Посол России в Беларуси Александр Суриков назвал пока неактуальным вопрос создания российской военной базы в нашей стране. По мнению российского дипломата, эта идея в настоящее время обсуждается (источник). И итог результат обсуждения может быть как положительным, так и отрицательным.

11.02.2016 А. Лукашенко, выступая на расширенном заседании коллегии Следственного комитета (далее по тексту СК), сделал ряд заявлений (источник). Следователи должны при наличии состава преступления незамедлительно возбуждать уголовное дело и приступать к его расследованию, а не ждать от оперативных служб «…готового уголовного дела, чтобы его красиво подписать, подшить или отправить прокурору».

Одним из основных направлений как СК, так и правоохранительного блока в целом должно быть обеспечение сохранности финансовых и материальных ресурсов. А. Лукашенко де-факто дал поручение сосредоточить основные усилия на выявлении и пресечении преступлений в сфере экономики, максимальном возмещении причиненного вреда.

В числе приоритетов остается борьба с коррупцией.

А. Лукашенко поручил оптимизировать штат СК, сократив его финансовые, тыловые структуры.

17.02.2016 прошел сбор по территориальной обороне Беларуси, в котором приняли участие руководители областей и Минска. Мы посвятили этому событию отдельный материал (источник). Особо следует выделить слова А. Лукашенко о том, что «…будет оружие и боеприпасы на местах у подразделений территориальных войск — они будут в состоянии воевать и защищать свой дом. В этом сила территориальных войск» (источник).

22.02.2016 выступая на торжественном собрании, посвященном Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Министр обороны Беларуси Андрей Равков заявил, что обеспечение национальной безопасности сейчас осуществляется в принципиально новых геополитических, политических и экономических условиях, в условиях активизации военной деятельности в мире и на европейском континенте. При этом имеет место применение «геополитическими субъектами» посягательств на территориальную целостность государств путем провоцирования внутренних вооруженных конфликтов «… и мы должны быть готовы и способны реагировать на эти вызовы и угрозы». Это отражено в новой Военной доктрине. Министр заявил, что Беларусь будет отстаивать национальные интересы с использованием всех имеющихся у нее средств (источник). Наравне с союзом с Россией и участием в Организации Договора о коллективной безопасности (далее по тексту ОДКБ) Министр обороны отметил сотрудничество с КНР как фактор обеспечения национальной обороны. И указал на стремление Минска развивать конструктивный диалог с НАТО «…с целью укрепления международной и региональной безопасности» (источник).

С 25 по 27 февраля 2016 по приглашению Председателя ГВПК С. Гурулева впервые состоялся визит в Беларусь делегации из Таиланда во главе с Вице-премьер-министром – Министром обороны королевства генералом Правит Вонгсувоном.

26.02.2016 принимая П. Вонгсувана А. Лукашенко заявил, что Беларусь готова развивать все направления сотрудничества, которые интересны Таиланду (источник). В свою очередь азиатская страна заинтересована во взаимодействии в сфере ВПК.

В тот же день прошла встреча в военном ведомстве (источник). Обсуждались вопросы развития сотрудничества в военной и военно-технической сферах.

Тайская делегация посетила ряд предприятий ВПК, где ознакомилась с возможностями по разработке и производству продукции военного назначения. Для урегулирования отношений в этой сфере было подписано межправительственное оглашение о военно-техническом сотрудничестве (источник).

25.02.2016 состоялось заседание Высшего государственного совета Союза Беларуси и России (источник). Беларускую сторону интересовало главным образом получение российской финансовой помощи. Москву среди прочего — развитие промышленной кооперации, импортозамещение иностранной промышленной продукции, прежде всего в чувствительных отраслях, от которых напрямую зависит безопасность обеих стран. Также были определены конкретные шаги по противодействию «незаконному обороту промышленной продукции» (источник). Говоря прямо: ввозу через территорию Беларуси тех промышленных товаров, в отношении которых Россией введены санкции.

Выводы. В настоящее время на вооружении 336-й реактивной артиллеристской бригады находятся РСЗО «Смерч» советского производства. В этой связи можно ожидать изменения организационно-штатной структуры соединения: создание там 4-го дивизиона или же перевооружение одного из существующих с распределением РСЗО «Смерч» по двум другим дивизионам. Передача «Смерчей» в другие соединения артиллерии потребует создания там инфраструктуры обслуживания машин, переподготовки или перемещения кадров. Подобные усилия имеют смысл только в том случае, если планируется перевооружение всей 336-й бригады на РСЗО «Полонез» с передачей «Смерчей» по мере поступления нового вооружения в другое соединение. Например, в один из реактивно-артиллерийских полков, имеющих на вооружении морально устаревшие РСЗО «Ураган».

Заслуживает внимания проект модернизации в интересах армии БТР-70. Машина устарела, её боевые качества и целесообразность модернизации вызывают вопросы. Ранее Минобороны планировало закупку батальона российских БТР-82А. Однако позднее А. Лукашенко потребовал сосредоточиться на закупке продукции отечественного ВПК и модернизации того, что есть. Беларуские оборонщики заявляют о готовности предложить военным новую легкую колесную бронетехнику. Которую еще предстоит испытать. В этой связи представляется, что вопрос модернизации БТР-70 мог возникнуть только в случае потребности в дополнительных бронемашинах в сжатые сроки. Что может быть вызвано формированием новых подразделений (не обязательно в составе Вооруженных Сил), оснащенных колесной бронетехникой.

Утверждения о том, что Договор об обычных вооружённых силах в Европе устанавливает ограничения для ракетного вооружения по дальности в 300 км, не соответствуют действительности. На самом деле такие ограничения установлены Режимом контроля за ракетными технологиями. Подобная оговорка (о максимально разрешенной дальности новых ракет в 300 км) означает, что:

-важные компоненты ракет или/и техническая документация будут импортированы в Беларусь;

-соответствующее соглашение уже заключено;

-продавец не рискует выходить за ограничения, установленные Режимом контроля за ракетными технологиями.

Пока наиболее вероятным представляется сотрудничество с Турцией (J-600T Yıldırım-2 имеет дальность как раз 300 км) и КНР (ракеты для РСЗО с дальностью 400 и более км, которые официально именуются реактивными высокоточными снарядами). Китай напрямую не участвует в Режиме, однако принял на себя соответствующие политические обязательства перед США. И может просто не рискнуть поставлять некоторые образцы вооружений в Европу, опасаясь негативной реакции государств континента. Таким образом, несмотря на значительные и очевидные достижения, национальная ракетная программа критически зависит от иностранной технологической поддержки и поставки важнейших узлов и комплектующих.

Из сообщения о докладе председателя КГБ В. Вакульчика 08.02.2016 могло сложиться впечатление, что спецслужба по собственной инициативе озаботилась состоянием национальной экономики и борьбой с преступностью в этой сфере. Что не соответствует действительности: силовые ведомства Беларуси не являются субъектами принятия значимых решений. Они участвуют в разработке и выступают в качестве механизма реализации таких решений. А принимает их лично А. Лукашенко. При этом опирается он на информацию, поступающую из двух и более не взаимосвязанных между собой источников. Всем силовым структурам было дано указание усилить работу по защите экономических интересов государства, повышению исполнительской дисциплины в системе государственного управления (в том числе и экономикой). И КГБ смог преподнести результат работы, за что удостоился похвалы.

В этой связи говорить о росте влияния силового блока на экономику не корректно. Речь идет о стратегии консолидации государственных финансовых ресурсов в период кризиса. Для такой консолидации необходимо обуздать воровство (в различных формах) государственного имущества. При этом стоит помнить, что ряд компаний в нашей стране, считаясь частными де-юре, являются государственными де-факто.

Поставка из России четырех дивизионов С-300 публично обсуждается с 2011 года. Очевидно, что это часть соглашения о создании Единой региональной системы ПВО двух стран. Контракт на передачу комплексов был подписан еще летом 2014 года. До конца которого они должны были быть поставлены беларуской стороне. Но в итоге передача началась с опозданием на год. Передаются комплексы, которые не используются российской армией и нуждаются в ремонте. Очевидно, речь идет о ЗРК С-300ПС ранних серий (1989-1995 годы). Ремонт которых проводят российские предприятия за счет Беларуси. Россия передает технику, которая для неё избыточная. И загружает заказами собственные предприятия, занятые ремонтом такой техники. Москва регулярно передает вооружение партнерам по СНГ и не только им. Рассматривать передачу ЗРК Беларуси как признак исключительного характера отношений между двумя странами не следует.

В требовании А. Лукашенко к СК не ждать от оперативных служб готовых уголовных дел усматривается проявление давнего конфликта следственного ведомства с МВД относительно качества подготовки материалов доследственной проверки. Хотя острота этого вопроса сейчас снизилась, тем не менее, проблема до конца не решена.

Говоря о сборе по территориальной обороне, прошедшей под председательством А. Лукашенко 17.02.2016, отметим следующее. Не ясно является ли его пассаж о наличии вооружения для территориальных войск (далее по тексту ТерВ) на местах оговоркой или все же беларуские власти рассматривают возможность рассредоточить вооружение и снаряжение, предназначенное для ТерВ, по регионам. В настоящее время они хранятся в воинских частях Минобороны.

Интересно, что говоря о необходимости учитывать экономические и демографические возможности территорий при определении численности ТерВ, А. Лукашенко зачитывал текст с бумаги (источник). Принято считать, что тезисы выступлений беларуского руководителя к мероприятиям по вопросам национальной безопасности готовятся секретариатом Совбеза. В совокупности это можно рассматривать как свидетельство того, что ранее заявленная численность территориальных войск в 120 тыс. человек наконец-то признана нереалистичной. И будет значительно сокращена. Вероятнее всего новая численность ТерВ будет до 70 тыс. человек.

Визит делегации Королевства Таиланд по существу является продолжением стратегии официального Минска на выстраивание партнерских связей с крупнейшими государствами Азии. То, что основной тематикой встреч в Минске было развитие двустороннего военно-технического сотрудничества предполагает наличие существенного интереса и в политической области. Одно не возможно без другого.

География азиатской политики официального Минска имеет пока и несколько «пробелов»: Малайзия, Филиппины, входящие в Большой Запад Южная Корея и Япония, охваченный перманентной войной Ирак.

Очевидно, что беларуские власти не рассматривают Брюссель и Вашингтон в качестве партнеров по политическому диалогу. Если конечно понимать диалог как процесс, ведущий к некоторому позитивному результату, а не как процесс ради процесса. Причина в отсутствии взаимного доверия и неприятии западных ценностей лично А. Лукашенко.

Стоит отметить, что импортозамещение с привлечением предприятий стран ОДКБ остается на повестке дня российских чиновников в течение длительного времени. Технологические и производственные возможности российской промышленности не позволяют полностью заместить продукцию, ранее поставлявшуюся из западных стран. Проблема в том, что и прочие страны ОДКБ сложно отнести к числу индустриальных и технологических лидеров. Судя по всему, Москве выбирать не приходится. В этой связи интересно отметить, что ранее российское руководство планировало заместить западную промышленную продукцию за счет поставок аналогов из КНР. Однако в последние месяцы разговоры на этот счет сошли на нет. Причины не ясны, это в равной степени может быть и неспособность Китая заместить всю необходимую номенклатуру продукции, и его нежелание это делать, т.е. де-факто присоединение к западным санкциям. Которые национальны по своей форме, но глобальны по сути. Возможно и то, что Россия сама стремится избежать излишней зависимости от КНР, задействовав промышленный потенциал стран ОДКБ. Вернее, его остатки, преимущественно унаследованные от СССР.

Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ