Важнейшие события месяца. 17.10.2014 Александр Лукашенко дал традиционную пресс-конференцию для российских СМИ. Мероприятие оказалось рекордным как по продолжительности, так и по числу значимых заявлений беларуского руководителя.
Так, он констатировал провал попыток создать государственную идеологию (источник). Идейный базис у современного беларуского государства отсутствует. Те, кому было поручено его сформировать, с задачей не справились. Но при этом продолжают занимать свои должности и находиться на содержании беларуских налогоплательщиков.
Калининград — это зона ответственности Беларуси, что бы по этому поводу не думали в Москве (источник). Изначально эти территории должны были быть присоединены к Беларуси, однако в результате интриг в Москве Сталин принял иное решение и регион был включен в состав России. Беларусь — единственная страна-победитель во Второй мировой войне, утратившая по её итогу часть своей территории. И этот факт не забыт. При этом беларуский руководитель дал понять, что наша страна придерживается принципа нерушимости границ в Европе. Отказ от соблюдения которого может ударить в первую очередь по самой России.
Заявлено о недостаточном уровне военно-технической поддержки со стороны России. Русские не оказывают помощи в создании Беларусью собственного вооружения и неохотно предоставляют российское. Интересно, что в создании собственных систем вооружения Минск опирается на поддержку третьих стран взамен за «…услуги, которые мы им оказываем в других сферах» (источник). В качестве эталона отношений названы США и Израиль. Америка, по мнению Лукашенко, содержит и вооружает армию Израиля. Беларуский руководитель дал понять, что это именно этот формат (особенно, его масштабы), неплохо было бы реализовать и в рамках двусторонних отношений Минска и Москвы.
Также Россия была обвинена в имперских амбициях, попытках унизить беларуское руководство, что вызывает закономерную обиду (источник).
Несмотря на союзнические отношения, Россия должна уважать мнение Беларуси, которое может отличаться от российского (источник).
Мирный план Беларуси по Украине отверг и Запад, и Россия. Следовательно «…эта бойня кому-то нужна» (источник). Террористы, действующие на юго-востоке Украины, опираются на поддержку России (источник). Политика Кремля в отношении Киева диктуется в том числе и субъективными причинами. Война в Украине выгодна «определенным игрокам на международной арене» (источник).
Также А. Лукашенко заявил, что ему нужны российские самолеты, а не российские летчики (источник).
Беларуско-российский военный союз нужен, по мнению А. Лукашенко, для защиты в первую очередь российских интересов. При этом Беларусь должна купить в России оружие, чтобы защитить Россию же. Такой подход для официального Минска неприемлем. Более того, А. Лукашенко подчеркнул, что Беларуси необходима своя сильная армия, а не расчёт исключительно на российскую помощь (источник).
Динамика развития положения за месяц. Тематика беларуско-российского оборонного сотрудничества оставалась актуальной в течение всего октября. 15.10.2014 главком ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев заявил о планах создания российской авиабазы в 2016 году в Бобруйске (источник). Таким образом, это уже третье предполагаемое место базирования российских авиаторов в нашей стране. И очередной сдвиг по срокам. Скорее всего, не последний.
А 29.10.2014 Министр обороны России Сергей Шойгу встречаясь с беларуским коллегой, заявил, что уже в 2015 году в Бобруйске разместятся двенадцать боевых самолетов Су-27 и два учебно-боевых Су-27, а также четыре вертолета Ми-8. До конца текущего года Россия завершит передачу Вооруженным Силам Беларуси четырех дивизионных комплектов зенитно-ракетных комплексов С-300 (источник). Поставка этого вооружения обещается Россией самое позднее с весны 2011 года и может рассматриваться как своеобразная компенсация за использование беларуского аэродрома. Компенсация, скажем прямо, абсолютно недостаточная с учётом возникающих для Беларуси рисков военного, политического и финансового характеров.
Также Министры обороны Беларуси и России обсудили проблемы международной и региональной безопасности. Российская сторона предсказуемо особое внимание уделила Украине. При этом комментарии относительно событий в этой стране сопровождались антизападной риторикой в стиле позднего СССР. Со слов С. Шойгу в Украине формируется рубеж давления на Беларусь и Россию, в том числе посредством «цветных революций». Традиционно за этим стоят ЕС и США.
Беларуская сторона уклонилась от дачи политических оценок событиям в регионе, ограничившись дежурным удовлетворением от уровня двустороннего военно-технического сотрудничества и указав на более 50-ти заключенных контрактов в этой области, ещё десятки договоров находятся в стадии проработки. Более интересной была бы информация о финансовых объёмах этих многочисленных сделок. Сомнительно, чтобы они впечатлили.
События в Украине неблагоприятно отразились на обеспечении функционирования региональной группировки войск Беларуси и России. Были прекращены мероприятия по учебно-боевым задачам. При этом Беларусь профинансировала лишь 24% запланированных расходов. Средства будут перераспределены на другие нужды. Обеспечение пограничной безопасности профинансировано на 68% (в России — 71,8%, в Беларуси — 62,5%) (источник).
03.10.2014 Государственный военно-промышленный комитет одобрил в целом проекты концепции военно-технической политики Беларуси до 2025 года и плана мероприятий по её реализации (источник). В качестве перспективных предлагаются средства вооруженной борьбы, основанные на новых физических принципах, оружие нелетального воздействия, роботизированная и беспилотная наземная и гибридная техника, объединённая в сеть боевых и обеспечивающих платформ, развитие легкобронированных боевых автомобилей и средств подвижности вооружения, их интеграция с индивидуальными и групповыми боевыми системами военнослужащих и ряд других направлений.
08.10.2014 по итогам заседания Координационного комитета начальников связи Вооруженных Сил государств — участников СНГ констатировано, что практически разрешены все вопросы по совместимости средств связи, техника связи развивается в едином направлении.
Беларусь в свою очередь завершает создание национальной системы спутниковой связи («Белинтерсат»), которая заменит российские спутники (источник). Возможности «Белинтерсата» в будущем могут использоваться и в интересах дружественных стран. Партнёром в создании системы выступает Китай (источник). Кроме того, подразделения Вооруженных Сил Беларуси до конца года будут оснащены переносными радиостанциями последнего поколения, выполняются работы по оборудованию межгарнизонной автоматической сети засекреченной связи (источник).
15.10.2014 командующий Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Беларуси генерал-майор Олег Двигалев поделился перспективами развития национальных ВВС на будущий год. Так, запланировано получение из России четырех учебно-боевых самолетов Як-130 и станций радиотехнической разведки (источник).
Пограничные ведомства стран СНГ запустили электронную систему обмена информацией об обстановке на границах. Пока в проекте участвуют только страны, входящие в Организацию Договора о коллективной безопасности (далее по тексту ОДКБ) (источник). Решается вопрос о подключении Узбекистана. Очевидно, что система обмена информацией направлена прежде всего на повышение эффективности контроля на внешних границах СНГ в Центральной Азии. Экспертная группа Совета командующих погранвойсками СНГ в Бишкеке на основании получаемых данных проводит мониторинг и анализ ситуации на границах стран Центрально-Азиатского региона.
16.10.2014 А. Лукашенко встретился с руководством украинской корпорации «Мотор Сич». Беларуские власти неудовлетворены итогами деятельности принадлежащего украинским инвесторам ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» (специализируется на обслуживании вертолетной техники). При этом, предприятие с приходом «Мотор Сич» стало работать лучше, однако не настолько, как хотелось бы (источник).
Суть претензий не оглашалась. С высокой долей вероятности можно предположить три причины неудовольствия властей. Во-первых, уровень трансфера технологий оказался не таким, как на это рассчитывали в Минске. Во-вторых, очевидно, что Беларусь хотела бы создать в Орше единственную производственную и сервисную площадку «Мотор Сич» для российского рынка, а возможно и всего СНГ. Это следует из заявления А. Лукашенко о том, что «…надо через Беларусь работать с Россией». В-третьих, можно предположить, что украинская корпорация из-за войны имеет ограниченные возможности по исполнению инвестиционных обязательств перед Беларусью.
России не удаётся превратить ОДКБ в аналог Варшавского договора: страны-участницы будут самостоятельно решать вопросы военно-технического сотрудничества с Украиной (источник). Одновременно будет расширяться кооперация предприятий ВПК государств ОДКБ. Уже имеются конкретные планы в этой части, в том числе и касательно импортозамещения, ремонта и модернизации техники (источник).
Выводы. Представляется, что пресс-конференция А. Лукашенко российским СМИ имела целью дать знак в первую очередь Западу. Смысл его в том, что:
— официальный Минск не является вассалом Москвы в настоящем и не будет им в будущем;
— несмотря на тесные двусторонние отношения, Беларусь не намерена полагаться исключительно на Россию;
— в беларуско-российских отношениях имеется ряд проблемных моментов;
— содействие Беларуси в области национальной безопасности будет воспринято в Минске с благодарностью.
Последнее (сотрудничество в области безопасности) можно рассматривать как одно из направлений нормализации отношений с Западом.
Очевидно, что Кремль пытается сыграть на возможных страхах официального Минска перед западным вмешательствам во внутриполитические процессы в Беларуси и втянуть нашу страну в противостояние с Западом. Указанные страхи безосновательны, США в настоящее время мало интересуются Беларусью. Задача Вашингтона — удержать беларуский режим в неких приемлемых рамках поведения внутри страны и на международной арене. Беларусь — малозначительное государство, вкладывать миллиарды долларов в смену режима и установление в стране прозападного правительства пока ни Вашингтон, ни Брюссель намерений не имеют. Перед ними стоят гораздо более важные задачи, чем политические будущее А. Лукашенко.
Однако, союз Минска с Брюсселем или Вашингтоном представляется маловероятным. А. Лукашенко не понимает Запад, не воспринимает его ценности и не доверяет западным политикам. Это обрекает Беларусь на состояние стратегического одиночества.
Говоря о перспективах создания российской авиабазы в Беларуси, следует указать на ряд факторов, препятствующих этому:
— беларуские власти не желают втягиваться в противостояние России с Западом и Украиной;
— разрушив региональную безопасность агрессивными действиями против ещё недавно дружественной Украины, российское руководство утратило доверие партнёров по СНГ;
— неопределённость перспектив развития кризиса заставляет беларуские власти затягивать решение вопроса по созданию российской авиабазы, рассчитывая на то, что чем далее, тем менее этот вопрос будет актуален для самой России в связи с вызовами в иных географических регионах.
Нерешённость вопроса по авиабазе может рассматриваться в Минске как гарантия получения российской финансовой поддержки.
Также отметим, что говоря о перспективах использования российскими ВВС аэродрома в Бобруйске, С. Шойгу отметил, что «…вопросы совместного использования объектов военной инфраструктуры в интересах обеспечения региональной группировки войск переведены в практическую плоскость» (источник). В этой связи сохраняются сомнения, что официальный Минск пойдёт на создание полноценной российской авиабазы в Беларуси на основании отдельного двустороннего договора. Высока вероятность, что российская авиация будет базироваться в нашей стране на основании уже имеющейся договорной базы. Т.е. никакого специального статуса иностранной военной базы не предусматривается, российская авиация будет находиться «в гостях» и ровно до того момента, пока это устраивает официальный Минск. При этом в официальном сообщении Минобороны Беларуси были опущены заявления С. Шойгу в отношении Украины, обвинения в адрес стран Запада и сама информация относительно перспектив размещения российской авиатехники на аэродроме в Бобруйске (источник). Похоже, беларуские власти не считают торг оконченным.
Касаясь планов развития отечественных ВВС в наступающем году отметим, что вопрос возвращения в строй истребителей Су-27, несмотря на соответствующие заявления А. Лукашенко, пока не поднимается и военными не комментируется.
Нет оснований утверждать о наличии конфликта между беларускими властями и «Мотор Сич». Слова А. Лукашенко о возможной национализации проданных инвестору производств в случае невыполнения им инвестиционных обязательств не следует воспринимать буквально. Вероятно, стороны скорректируют прежние договоренности. В любом случае, Беларусь заинтересована в развитии собственного авиастроения. А без внешнего партнёра сделать это невозможно. Об уровне интереса беларуского руководства может свидетельствовать то, что на состоявшейся в сентябре 2013 года в Минске презентации модернизированных вертолетов Ми-8МСБ и МСБ-2 присутствовал глава Администрации президента Андрей Кобяков. Летательные аппараты прошли модернизацию и ремоторизацию на ОАО «Оршанский авиаремонтный завод». Крупнейшим отечественным оператором вертолетов Ми-8 является Министерство обороны, которое уже третий десяток лет страдает от хронического недофинансирования. Сомнительно, чтобы военное ведомство Беларуси в обозримой перспективе стало крупным заказчиком вертолетов Ми-8МСБ. Основные надежды связаны с внешними рынками. Судя по всему, перспективы просматривались, так как в Беларуси оперативно была завершена процедура сертификации вертолетов Ми-8МСБ.
Октябрь свидетельствует о дистанцировании государств ОДКБ от российско-украинской войны. Москве не удалось обеспечить блокаду Киева со стороны постсоветских стран в области ВПК. С другой стороны, через развитие сотрудничества между странами ОДКБ (исключая Россию) и Украиной Москва сможет получить доступ к продукции украинских оборонщиков до момента практической реализации планов по замещению их продукции российской.