Положение в области национальной безопасности и обороны (сентябрь 2016 года)

3371

Загрузить документ в PDF.

Важнейшие события месяца. Сентябрь стал для Беларуси месяцем Азербайджана. 20-23 сентября по инициативе азербайджанской стороны в Баку находился Госсекретарь Совета Безопасности Беларуси Станислав Зась. 22.09.2016 состоялась встреча С. Зася и Министра обороны Азербайджана Закира Гасанова. Обсуждались перспективы развития связей в военной области между двумя странами, особенно в военно-технической сфере и в части военного образования (источник).

23.09.2016 беларуская делегация была принята Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. В ходе встречи обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества в правоохранительной сфере и вопросах обороны (источник).

На проходившей 27-30 сентября в Баку международной оборонной выставке ADEX-2016 была широко представлена продукция отечественного ВПК (источник). В том числе и тяжелые реактивные системы залпового огня (далее по тексту РСЗО) «Полонез». Впервые было заявлено о поступлении на вооружение ракет для РСЗО «Полонез» с максимальной дальностью применения в 300 км (источник).

В рамках выставки состоялся визит в Азербайджан беларуской военной делегации во главе с Министром обороны Беларуси Андреем Равковым. 28.09.2016 между оборонными ведомствами Беларуси и Азербайджана был подписан план сотрудничества на 2017 год. При этом Министр обороны Азербайджана З. Гасанов выразил благодарность официальному Минску за поддержку на международных площадках позиции Баку по нагорно-карабахскому конфликту. А. Равков в свою очередь отметил дружеский характер отношений между Беларусью и Азербайджаном и важность двустороннего партнерства в военной, военно-технической областях и в сфере военного образования (источник). Стоит отметить, что беларуские информационные источники, освещая визит Министра обороны в Азербайджан, предпочли карабахскую тематику «забыть» (источник).

Беларуская военная делегация была принята Президентом И. Алиевым. Азербайджанский руководитель констатировал, что военное сотрудничество между нашими странами развивается успешно, азербайджанские специалисты довольны высоким качеством и надежностью беларуской техники. Также И. Алиев заявил, что демонстрация беларуской техники на выставке ADEX-2016 позволит азербайджанской стороне определиться с возможными направлениями двустороннего сотрудничества (источник).

Динамика развития положения за месяц. Подтверждается наше толкование факта принятия на вооружение беларуской армии российской трёхкоординатной радиолокационной станции (далее по тексту РЛС) дальнего обнаружения «Противник» как начального этапа создания системы противоракетной обороны (источник). Беларуские военачальники признали, что после оснащения всех радиотехнических батальонов этой РЛС будет создана система разведки нестратегической противоракетной обороны страны (источник).

В сентябре стало известно, что Национальная академия наук Беларуси разрабатывает ударный беспилотный летательный аппарат (далее по тексту БПЛА) на базе «Буревестник-МБ». Новый БПЛА будет иметь на вооружении два малых беспилотника-«камикадзе», способных вести разведку и наблюдение, а при обнаружении цели – поразить её. Вооруженная версия БПЛА «Буревестник-МБ» получит также неуправляемые ракеты (источник).

В минувшем месяце в Гомельской области состоялся учебный сбор по территориальной обороне с целью совершенствования навыков управления подразделениями территориальных войск (источник).

06.09.2016 состоялось заседание Совета Министров внутренних дел стран СНГ. Приняты решения по созданию единого механизма розыска похищенного автотранспорта на территориях стран Содружества, обеспечению безопасности при проведении международных массовых мероприятий. Одобрен алгоритм сотрудничества по противодействию обороту новых психоактивных, психотропных веществ и наркотических средств, а также сходных с ними по воздействию на организм человека потенциально опасных химических веществ (источник). Одной из тем заседания стал вопрос реагирования на угрозы экстремистского характера и противодействие вовлечению граждан государств СНГ в участие в вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке. На сегодняшний день странами Содружества разыскивается свыше 5 тысяч человек, связанных с террористической деятельностью (источник).

14.09.2016 в ходе интервью российскому информагентству Александр Лукашенко заявил, что в настоящее время численность беларуской армии составляет 75 тысяч человек. И планируется её сокращение до 55 тысяч (источник).

Наиболее масштабным событием месяца стало командно-штабное учение (далее по тексту КШУ), в котором были задействованы практически все силовые ведомства Беларуси. КШУ проходило на десятке полигонов по всей стране. Мы посвятили этому событию отдельный материал (источник). Тем не менее, некоторые особенности учения стоит рассмотреть подробнее.

Тема КШУ: «Управление группировкой Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в ходе специальной операции по стабилизации обстановки в отдельных кризисных районах государства». Подчеркивалось, что стабилизировать обстановку согласно замыслу учения планировалось за счет собственных сил, без обращения к союзникам. И отрабатывалось противодействие угрозам внутренним, а не внешним (источник).

Впервые столь массово применялись БПЛА: «Москит», «Беркут‑2», «Формула» и «Бусел» (источник).

На аэродроме Боровцы под Полоцком отрабатывался захват, удержание и освобождение объекта (источник). В роли «захватчиков» выступали военнослужащие Внутренних войск МВД (далее по тексту ВВ МВД). Заняв объект, они попытались его удержать, отработав вопросы охраны и обороны особо важных объектов. В свою очередь, военнослужащие Вооруженных Сил отрабатывали практические действия по блокированию условного противника и освобождению аэродрома.

Механизированные подразделения совместно с десантниками впервые отрабатывали освобождение населенного пункта. Для чего использовались средства радиоразведки. При этом противник (незаконное вооруженное формирование) использовал БПЛА (источник).

Отрабатывалось управление подразделениями армии и ВВ МВД в ходе проведения совместной операции по блокированию условного населенного пункта, занятого незаконными вооруженными формированиями, выводу оттуда гражданского населения и последующей зачистке (источник).

Подразделения армии и спецназа ВВ МВД совместно защищали важные объекты. Эта задача решалась на фоне протеста местного населения и содействия противнику со стороны сотрудников охраняемого объекта (источник).

Отрабатывались задачи по охране и обороне участка условной Государственной границы, организации контрольно-пропускных пунктов и блокпостов с целью недопущения проникновения сил противника (источник). Для охраны границы использовался БПЛА.

Особо выделим один из эпизодов КШУ, согласно которому некие радикальные экстремисты захватили в одной из воинских частей технику и вооружение, включая артиллерию. С использованием которой они и начали ведение боевых действий. Артиллерийские позиции экстремистов были уничтожены учебно-боевым самолетом Як‑130 (источник).

Наравне с незаконными вооружёнными формированиями, диверсионно-разведывательными группами беларуским военным противостояли также «…так называемые отряды самообороны». Отдельно стоит отметить отработку артиллерией огневых ударов по населенным пунктам с задачей нанесения наименьшего вреда инфраструктуре и мирному населению. Отмечается, что это и было главной особенностью работы артиллерии в ходе прошедшего КШУ (источник).

Инженерные войска вели инженерную разведку автомагистралей с целью недопущения диверсий на основных автомобильных артериях страны (источник).

Постоянно велась радиоэлектронная разведка ­радиосетей условного противника (источник). Для поиска и уничтожения подразделений противника применялись разнородные силы и средства (радиоэлектронная разведка, воздушная разведка с помощью БПЛА, наземные и вертолетно-поисковые штурмовые группы) (источник).

Хотя декларировалась подготовка к устранению внутренних угроз национальной безопасности, тем не менее, в ходе КШУ активно применялись средства ПВО (источник). А также отрабатывалось пресечение попыток нарушения Госграницы не только на суше, но и в воздушном пространстве (источник).

Показательным является удельный вес представителей различных родов войск в КШУ. Так от Сил специальных операций было задействовано около двух тысяч военнослужащих и более ста единиц техники (источник). Массово привлекались подразделения связи: свыше полутора тысяч военнослужащих и около 300 единиц техники. Это стало самым массовым задействованием связистов как по емкости развернутой системы связи, так и по площади охвата. В ходе КШУ испытывались новые средства связи, в том числе и национальная система спутниковой связи «Белинтерсат».

Наибольшее внимание СМИ привлекло формирование роты территориальных войск (далее по тексту ТерВ) в граничащем с Россией Горецком районе Могилевской области и отработка с её участием мероприятий по укреплению охраны границы.

Декларируется, что цели КШУ достигнуты. Особенно в части организации взаимодействия между всеми силовыми ведомствами. Хотя это не первое учение межведомственного характера (как раз межведомственность характерна для большинства масштабных учений после 2000 года), впервые командные пункты всех силовых ведомств работали в полях.

20.09.2016 в Нью-Йорке Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей обсудил с заместителем Помощника Министра обороны США Майклом Карпентером вопросы организации взаимодействия Беларуси с США в военной сфере, а также налаживание прямого диалога между военными ведомствами двух стран в условиях нарастания напряженности в восточноевропейском регионе (источник). Ситуация в регионе стала темой для обсуждения в ходе встречи В. Макея и помощника Государственного секретаря США Виктории Нуланд (источник).

Вскоре после КШУ с 27.09.2016 началась проверка 147-й зенитной ракетной бригады ВВС и войск ПВО, сопровождавшаяся призывом военнообязанных из запаса (источник).

28-30 сентября А. Лукашенко находился с государственным визитом в КНР. В ходе которого был подписан ряд двусторонних документов, в том числе соглашение (дорожная карта) между Государственным военно-промышленным комитетом Беларуси и Китайской корпорацией аэрокосмической науки и техники (CASC) о развитии сотрудничества (источник).

29.09.2016 состоялось 15-е заседание смешанной беларуско-вьетнамской комиссии по сотрудничеству в области ВПК. Обсуждались как уже достигнутые результаты, исполнение текущих проектов и перспективные направления взаимодействия (источник).

Выводы. Стоит обратить внимание на крайне скупое информирование о визите в Азербайджан Госсекретаря Совбеза Беларуси С. Зася. Очевидно, что стороны не могли обойти как недавнее обострение на армяно-азербайджанском фронте, так и перевооружение армии Армении на новые, в том числе ударные системы вооружения. Баку не скрывает намерения найти симметричный ответ на поставку Россией в Армению оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-Э». Одним из вариантов может стать закупка Азербайджаном в Беларуси РСЗО «Полонез», оснащенных новыми ракетами с дальностью пуска в 300 км.

Вполне вероятно, что возможности трансфера технологий из Китая в Беларусь в рамках создания РСЗО «Полонез» подходят к своему пределу. Связано это как с требования Режима контроля за ракетными технологиями, так и с политическими факторами. КНР избегает прямого присоединения к Режиму, но взяла на себя соответствующие обязательства в рамках политического диалога с США. И хотя масса полезной нагрузки ракет, используемых в РСЗО «Полонез», очевидно меньше 500 кг, определённых условиями Режима в качестве ограничителя, политические последствия передачи технологий и компонентов для боеприпасов с дальностью применения свыше 300 км могут оказаться чувствительными для Китая. При этом стоит помнить, что РСЗО «Полонез» — лишь одно из направлений национальной ракетной программы. А КНР — лишь один из потенциальных партнеров наравне с Украиной, Турцией и Пакистаном.

Факт приема И. Алиевым беларуской военной делегации не является лишь протокольным событием. В рамках выставки ADEX-2016 азербайджанский Президент лично принимал делегации только трех стран: Турции, Пакистана и Беларуси. Что свидетельствует о высоком уровне взаимодействия между Минском и Баку.

Поставленная в Беларусь РЛС «Противник» может сопровождать до 200 целей на высотах до 150 км и около 450 км по дальности (источник). Отметим, что до другой также официальной информации РЛС способна обнаружить цели на высотах до 125 км (источник). При этом сам производитель РЛС указывает максимальную высоту обнаружения цели в 200 км (источник). Разнобой в показателях может объясняться как разницей между заявленными производителем и фактически подтвержденными характеристиками изделия, так и тем, что в Беларусь поставлена РЛС в экспортном (усеченном) исполнении.

Разработка ударной версии БПЛА «Буревестник» вероятнее всего ведется в интересах одной из азиатских стран. Потенциальными заказчиками являются Туркменистан, Азербайджан и Вьетнам. Азербайджан имеет опыт применения беспилотников-«камикадзе» израильского производства в ходе последнего обострения противостояния в Нагорном Карабахе. Преимуществом беларуской продукции может стать более низкая стоимость изделий.

Относительно сентябрьских заявлений А. Лукашенко о численности национальной армии отметим, что на 01.03.2016 штатная численность беларуской армии составила 64 932 человека, в том числе 50 525 военнослужащих и 14 407 человек гражданского персонала. За период с февраля 2014 года численность армии выросла на 10% (источник). Таким образом, сокращение беларуской армии со слов А. Лукашенко до 55 тысяч вероятнее всего означает увеличение численности военнослужащих ещё на 10%.

Основными задачами, отрабатывавшимися в ходе КШУ, стали: развертывание центров управления практически всех силовых ведомств и координация Генеральным штабом их действий; формирование межведомственных группировок различных силовых ведомств; охрана центров военного управления и важных транспортных и экономических объектов; обеспечение устойчивости системы военной связи и войск в ходе ведения боевых действий; ведение непрерывной разведки местности и радиоэфира; защита от ударов с воздуха; специальные действия, в том числе в условиях городской застройки с применением артиллерии; организация перемещения значительных масс гражданского населения.

Исходя из известных фактов создается впечатление, что КШУ объединяло ряд сценариев. Которые с одной стороны могут рассматриваться и отдельно, но в то же время характерны для всякого масштабного вооружённого конфликта: захват и удержание населенных пунктов и важных объектов, перемещение масс населения, охрана границы, поддержание правопорядка, разрушение/повреждение опасных объектов. В ходе КШУ учитывался опыт конфликтов последних лет. Так что в эпизодах учения можно увидеть не только Крым и Донбасс, но и Алеппо, Мисурату, Косово, Ирак, Афганистан. Все зависит от уровня информированности и идеологических предпочтений наблюдателя.

На учениях отрабатываются алгоритмы реагирования на сценарии, которые, как правило, лишь опосредованно привязаны к той или иной местности. Посему, отработка задач в ходе прошедшего КШУ может соотноситься с любым направлением, не только с восточным.

Говоря о формировании подразделения ТерВ на Могилевщине стоит напомнить, что за последние годы учения территориальных войск с пограничниками прошли во всех приграничных областях страны за исключением Брестской и Могилевской. Так что ничего неожиданного не случилось: унифицированные планы подготовки по территориальной обороне требуют от местных властей во всех регионах страны одинаковой компетенции.

В ходе КШУ военные учились взаимодействовать с другими силовыми ведомствами при разрешении кризисных ситуаций, часть из которых для армии нетрадиционна. Одновременно заявлялось, что отрабатывается возникновение кризисных ситуаций именно внутри страны. Это фиксирует изменение положения Вооруженных Сил в свете вновь принятой Военной доктрины (источник). Теперь армия отвечает за гораздо более широкий круг задач, чем просто защита страны от внешней агрессии. Что не означает снижения доверия со стороны А. Лукашенко к другим силовым ведомствам. Опыт последних конфликтов, в том числе и российско-украинского, свидетельствует о необходимости четкого выделения органа, отвечающего за координацию и руководство всей системой национальной безопасности и обороны в кризисной ситуации.

Противоречие между заявлениями о том, что в ходе КШУ отрабатывалась нейтрализация внутренних угроз и активным использованием средств ПВО, а также отработкой мер по усилению охраны границы от проникновения извне, может иметь два объяснения:

— либо по политическим мотивам была задача «замаскировать» подготовку к парированию внешних угроз (беларуские военные регулярно тренируются противодействовать экстремистам, оснащенным бронетехникой, ударными и транспортными вертолетами и т.п.);

— либо же замысел учения предполагал в том числе и вооруженные бунты, сопровождающиеся переходом подразделений силовых структур на сторону восставших.

Сейчас невозможно определить, какое объяснение предпочтительнее: беларуские власти скептически настроены относительно перспектив национальной экономики на обозримую перспективу. В сентябре на одном из промышленных предприятий Минска прошла тренировка по подавлению милицией массовых беспорядков. Характерно, что «бунтовщики» скандировали «Работы! Работы!». А за действиями милиции наблюдали высокопоставленные гражданские чиновники, ответственные за экономические вопросы.

Беларуские власти стремятся вывести проблематику демократии и прав человека из беларуско-американского диалога, заместив её вопросами региональной безопасности. Экономический кризис в Беларуси, сжатие российской финансовой поддержки и необходимость получения дополнительного внешнего финансирования заставляют официальный Минск активизироваться на западном направлении. Дестабилизация ситуации в регионе тут выступает скорее фоном, нежели причиной. Тот факт, что МИД Беларуси обсуждает с Пентагоном вопросы военного сотрудничества, косвенно свидетельствует о получении беларускими дипломатами полномочий по части налаживания взаимодействия между Минском и странами НАТО. Можно ожидать возобновления практического сотрудничества по ограниченному кругу вопросов (миротворчество, языковая и медицинская подготовка, гуманитарное разминирование и т.п.) между военными Беларуси и Альянса. Однако говорить о развороте Беларуси на Запад нет никаких оснований. Скорее наблюдается постепенный дрейф от России, вызванный объективными причинами. И далеко не очевидно, что это дрейф в западном направлении.

Беларуское руководство пытается использовать текущий кризис региональной безопасности в качестве инструмента нормализации отношений с Западом. Что требует в том числе и демонстрации самостоятельности Беларуси в области обороны с целью дезавуировать утверждения о критической зависимости Минска от Кремля в данной сфере. Примечательно, что при освещении сентябрьского КШУ Министерством обороны Беларуси для представителей военно-дипломатического корпуса был организован брифинг, впервые проведенный по стандартам НАТО (источник).

CASC продолжительное время является партнером беларуского ВПК. Эта корпорация оказывала содействие в создании национальной системы спутниковой связи «Белинтерсат», которая стала основой цифровой системы связи военной организации государства. Кроме того CASC активна в области разработки и производства систем ПВО, РСЗО, различных высокоточных боеприпасов, в том числе и объемного взрыва, БПЛА (источник). Т.е. той продукции, которая представляет интерес и для отечественной оборонки. Стоит напомнить, что на повестке дня — вопрос наращивания системы «Белинтерсат» на 1-2 спутника.

Logo_руна