Важнейшие события месяца. Июль прошел под знаком так называемого «плюшевого десанта» и деклараций об углублении военно-технического сотрудничества с Китаем.
Нарушение воздушной границы Беларуси гражданами Швеции на легкомоторном самолете, имевшее место 04.07.2012, по нашему мнению не является настолько значительным, чтобы заслуживать внимания, которое это событие получило. Техническая неспособность беларуской системы ПВО обнаруживать маловысотные цели была известна давно и никакого секрета не представляет. Достаточно сказать, что выбирая способ проникновения в воздушное пространство нашей страны, шведские нарушители воспользовались открытыми источниками информации. Наилучшей реакцией на «плюшевый десант» стали бы меры по модернизации системы противовоздушной обороны.
Однако, беларуское руководство пошло по наихудшему пути. Вначале оно отрицало сам факт нарушения, несмотря на его очевидность. А впоследствии занялось поиском виновных. «Охота на ведьм» стоила должностей командующему ВВС и ПВО Беларуси генерал-майору Д. Пахмелкину и начальнику Государственного пограничного комитета генерал-майору И. Рачковскому. Отметим, что никакой вины военачальников нет, произошедшее стало следствием устаревания системы ПВО, на полноценную модернизацию которой власти просто не выделяют средств. Кроме того, по подозрению в пособничестве шведам задержано двое граждан Беларуси.
В течение всего месяца беларуские власти неоднократно публично заявляли о стратегическом характере военного сотрудничества с КНР. Во время парада 03.07.2012 было объявлено, что Китай будет оказывать Беларуси военно-техническую помощь. Далее, 11-14 июля нашу страну с визитом посетила китайская делегация во главе с членом Политбюро Центрального Комитета Коммунистической партии Китая, заместителем председателя Центрального Военного совета КНР генерал-полковником Сюй Цайхоу, которая была принята в Беларуси на высшем уровне (источник). Во время встреч беларуская сторона продолжила давать высокую оценку двустороннему военному сотрудничеству, при этом неоднократно упоминалась совместная тренировка беларуских и китайских военных в июле прошлого года «Стремительный орел-2011». Со своей стороны, командующий общевойсковой армией Народно-освободительной армии Китая генерал-майор Лю Сяоу выразил надежду на то, что «братская дружба» между нашими странами и их Армиями станет «вечной» (источник).
Динамика развития положения за месяц. 04.07.2012 под руководством Председателя Государственного военно-промышленного комитета (далее по тексту ГВПК) С. Гурулева прошло заседание коллегии ведомства (источник). Основное внимание было уделено итогам работы подчиненных организаций и хозяйственных обществ за текущий год, вопросам их развития и модернизации до 2015 года, стимулированию инновационного развития беларуского военно-промышленного комплекса (далее по тексту ВПК).
Руководство ведомства отметило, что в целом хозяйственные показатели по системе беларуского ВПК выполняются. Однако, в части создания и производства новой высокотехнологичной продукции значимых результатов достигнуто не было.
В этой связи руководство ГВПК планирует коренным образом пересмотреть структуру финансирования инновационных разработок: будет максимально сокращено количество действующих программ, а средства планируется вкладывать только в наиболее перспективные направления, по которым ожидается быстрая отдача. Ведомство планирует перейти к использованию механизма инвестиций в конкретные инновационные проекты со сроками реализации два-три года. Переход к новой системе финансирования будет осуществлен в течение текущего и следующего годов, все действующие научно-технические программы будут пересмотрены.
12.07.2012 стало известно о поставке в Беларусь из России 8 зенитно-ракетных комплексов (далее по тексту ЗРК) С-300ПМУ1. При этом, четыре комплекса уже находятся в Беларуси, оставшиеся будут переданы в ближайшее время (источник). Кроме того, объявлено о продолжении поставок ЗРК «Тор-М2». Применительно к последней системе вооружения неясно, идет ли речь о ранее заключенном соглашении о передаче Беларуси дивизиона «Тор-М2», либо же имеется дополнительная договорённость об увеличении количества этих ЗРК для беларуской Армии.
Интерес представляет, являются ли передаваемые комплексы С-300ПМУ1 новыми, либо же из запасов Войск воздушно-космической обороны России (источник). В настоящее время данная модификация ЗРК производится только на экспорт, у российских производителей имеется некоторое количество комплексов, которые изготовлены по заказу Ирана, однако в эту страну поставлены не были. Теоретически, они могли бы быть переданы Беларуси, однако, это маловероятно и скорее всего речь идет об С-300ПМУ1, состоявших на вооружении России. Так, решение о поставках комплексов С-300 в Беларусь было принято еще в апреле прошлого года (источник), то есть до отказа Ирану. Отметим, что договоренности о поставках обеих систем ПВО (С-300ПМУ1 и «Тор-М2») были достигнуты в период жесточайшего финансового кризиса в Беларуси. Нет информации о том, что наша страна данное вооружение оплачивает, следовательно, поставки производятся на безденежной основе. В этом случае более вероятным представляется передача комплексов С-300ПМУ1, предназначавшихся Ирану, российской Армии, а ранее использовавшихся однотипных ЗРК – беларуской. По нашему мнению, маловероятно, чтобы изначально для Беларуси планировалось поставить новые С-300ПМУ1, скорее всего передаче подлежали комплексы, снимаемые с вооружения российской Армии в связи с получением систем С-400.В любом случае, передаваемый Россией дивизион С-300ПМУ1 будет самым современным дивизионом дальней ПВО в составе национальной Армии.
До настоящего времени нет конкретной информации относительно того, по какому пути пойдет объявленная ранее реформа структуры МВД. Пока руководство Министерства ограничилось выдвижением инициатив, направленных на улучшения его восприятия обществом (создание Общественного совета) и морального состояния внутри самого ведомства (реанимация Кодекса чести). Отметим, что обе инициативы не приведут к желаемым результатам в силу того, что качество кадров органов милиции продолжает снижаться, а уровень культуры и профессиональной компетенции руководителей подразделений на местах зачастую не соответствует требованиям, предъявляемым к занимаемой должности. Кроме того, не секрет, что продвижение по служебной лестнице в органах внутренних дел не в последнюю очередь осуществляется благодаря родственным связям и землячеству, а не профессиональному уровню.
Выводы. Ситуация вокруг нарушения воздушного пространства Беларуси 04.07.2012, несмотря на отсутствие последствий для безопасности страны, продемонстрировала неспособность беларуских властей адекватно оценивать обстановку. В итоге режим потерпел очередное информационное поражение, сначала отрицая факт нарушения границы, а потом его признав. Кроме того, следует обратить внимание на тот факт, что А. Лукашенко отреагировал на событие с нехарактерной для него задержкой, что может свидетельствовать о его несвоевременном информировании. Более того, его заявление о своевременном обнаружении беларуской ПВО самолета нарушителей оставило впечатление того, что А. Лукашенко был проинформирован не только несвоевременно, но и, возможно, неадекватно.
Одновременно мы не разделяем конспирологическую версию о «плюшевом десанте» как провокации Кремля с целью добиться передачи беларуской системы ПВО в ведение Москвы под предлогом необходимости ее модернизации. Данная версия представляется слабо аргументированной: технический уровень российской и беларуской ПВО не сильно разнится. В условиях стремления руководства России развивать отношения с Западом, включая сотрудничество с НАТО, нет никакой насущной потребности вкладывать значительные средства в развитие системы противовоздушной обороны соседней страны. В ином случае вопрос о передаче беларуским ВВС 18 истребителей Су-30, ранее находившихся в эксплуатации индийских ВВС, был бы решен положительно.
Факт передачи Беларуси комплексов С-300ПМУ1 и «Тор-М2» следует рассматривать как проявление стратегии сохранения Беларуси в сфере российского военно-технического влияния и укрепление позиций Москвы в среде беларуского военного руководства. Тем более, что фактическая стоимость передаваемых вооружений относительно невелика и составит порядка USD 180-200 млн. в течение трех лет в случае поставок новых ЗРК.
Мы склонны считать отстранение Д. Пахмелкина и Д. Рачковского временным. У властей нет достаточного кадрового резерва для того, чтобы просто отказываться от специалистов их уровня. В худшем случае, генералы получат возможность заняться научной и преподавательской деятельностью, вероятнее же всего по прошествии нескольких месяцев займут новые посты в государственной системе. Применительно к И. Рачковскому следует указать, что наравне с Министром обороны Ю. Жадобиным, он относился к числу рукоподаваемых на Западе беларуских военных руководителей.
Заявленное изменение системы финансирования развития отечественного ВПК заключается не только в снижении общего количества программ, но и в уменьшении общего объема инвестиций, направляемых на эти цели. Интерес представляет причина подобного пересмотра. Наиболее вероятными представляется либо рационирование бюджетных средств с направлением их только в те проекты, которые гарантируют быструю отдачу, либо неспособность (имеющаяся в настоящее время или прогнозируемая в ближайшем будущем) осуществлять финансирование ВПК в прежних объемах, что вынуждает выделить наиболее перспективные направления.
