Важнейшие события месяца. В целом, в октябре наблюдалось продолжение вовлечения Беларуси в схемы возможного участия в операциях за рубежом в составе контингента войск Организации Договора о коллективной безопасности (далее по тексту ОДКБ) и в первую очередь – на афганском направлении. Судя по всему, страны СНГ испытывают определённую тревогу в связи с предстоящим выводом контингента ISAF из Афганистана: основания надеяться на то, что нынешнему режиму в Кабуле удастся удержаться без западных войск, весьма призрачные. Однако способность ОДКБ гарантировать безопасность южных границ своих членов в случае, если талибы решатся на «поход на Север», еще более сомнительна. Последнее не помешало заместителю Генерального секретаря ОДКБ генерал-полковнику В. Семерикову заявить о возможности введения на территорию Афганистана Коллективных миротворческих сил Организации. Отметим, что если бы речь шла о направлении подразделений Коллективных сил оперативного развертывания (далее по тексту КСОР), то это еще можно было бы понять: подразделения спецназа стран СНГ периодически принимали участие в выполнении специальных заданий на территории северных провинций Афганистана, достаточно вспомнить операцию российских подразделений по борьбе с наркобизнесом. Однако В. Семериков заявил о направлении миротворцев, которые предназначены для выполнения гуманитарно-жандармских задач. Это свидетельствует либо о несерьезности сделавшего заявление военного чиновника (в лучшем случае), либо о несерьезности ОДКБ как организации (в худшем).
Следует обратить внимание, что на XI совещании руководителей спецслужб органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств-партнеров ФСБ России, проходившей 3-4 октября в Москве, экс-председатель КГБ генерал-лейтенант В. Зайцев выразил обеспокоенность развитием обстановки в Афганистане, указав на эту страну в качестве потенциального источника нестабильности и миграционного потока.
Динамика развития положения за месяц. 8-17 октября в Казахстане состоялись военные учения по выполнению миротворческой миссии в рамках ОДКБ «Нерушимое братство-2012», на которых Беларусь была представлена миротворческим взводом. Согласно замыслу, в условном государстве, входящем в состав Организации, возникла кризисная ситуация, связанная с действиями международных экстремистских и террористических организаций, а также противоречиями между местными этническими группировками. Особенностью учений стала отработка взаимодействия полицейских подразделений государства, на территории которого проводится миротворческая операция, с контингентами сил государств-членов ОДКБ.
16.10.2012 А. Лукашенко освободил от занимаемой должности начальника Управления военной контрразведки КГБ генерал-майора А. Захарова. Это решение стало полной неожиданностью, видимых причин для отстранения генерала от должности нет. На его место назначен полковник А. Назаренко, имеющий богатый опыт оперативной и руководящей работы в системе МВД и КГБ. Оба, и А. Назаренко и А. Захаров известны своим профессионализмом и хорошими способностями в качестве руководителей. По нашему мнению, маловероятно, чтобы решение А. Лукашенко было связано с недостатками в деятельности военной контрразведки, которая относится к числу наиболее дееспособных в системе органов госбезопасности страны.
До настоящего времени нет конкретики относительно реформирования структуры МВД. Руководство ведомства ограничивается общими заявлениями и действиями, которые по сути ничего не меняют. Так, объявлено о возрождении традиции проведения офицерских собраний. Цель мероприятия неясна. Заявлено о том, что собрания будут способствовать «самоочищению, улучшению качества жизни, положения офицера» (источник). Однако каким образом это будет реализовано на практике — остается загадкой. Отметим, что офицерские собрания и суды офицерской чести ранее уже внедрялись в беларуские силовые ведомства. Первоначально они рассматривались как в некоторой степени форма офицерского самоуправления и самоорганизации, и должны были способствовать улучшению связи руководства силовых ведомств с низами. Однако очень скоро эта затея выродились в пустую формальность, так как, в силу загруженности служебными обязанностями, в большинстве подразделений просто не нашлось офицеров, готовых принять на себя ответственность за работу собраний и судов чести.
23.10.2012 в Минске состоялось заседание рабочей группы по сотрудничеству предприятий оборонно-промышленных комплексов Республики Беларусь и Российской Федерации с участием Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь В. Семашко и заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. Рогозина. Основной темой стали вопросы активизации сотрудничества на постоянной основе оборонно-промышленных комплексов (далее по тексту ОПК) двух стран. Беларуская сторона использовала мероприятие для того, чтобы добиться предоставления равных условий доступа предприятий нашего ОПК к государственным закупкам для нужд обороны и безопасности России. Итогом работы стало подписание Программы мероприятий по активизации сотрудничества предприятий ОПК Республики Беларусь и Российской Федерации на 2012-2015 годы, которая включает 6 разделов и отражает весь спектр задач, поставленных властями двух государств.
С 28 октября в нашей стране находилась делегация Министерства обороны Индии, которая приняла участие в пятом заседании совместной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Беларусь заинтересована в выходе на индийский рынок вооружений. Помимо услуг по модернизации и сервисному обслуживанию советского вооружения, состоящего на вооружении индийской Армии, определённые перспективы есть и в части поставки беларуских колесных шасси для транспортировки бронетанковой техники и ракетного вооружения. Интерес для индийской стороны могут представлять и беларуские системы радиоэлектронной борьбы, связи и автоматические системы управления.
30.10.2012 в Минске состоялось совместное заседание коллегий внешнеполитических ведомств России и Беларуси. По результатам коллегии было заявлено о готовности нашей страны принять участие в усилении российского потенциала противоракетной обороны на западном направлении. Однако следует учитывать, что об этом заявил российским СМИ Министр иностранных дел С. Лавров. Беларуская сторона от комментариев воздержалась (источник).
В октябре стало известно о том, что ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод» (г. Барановичи) получил от Министерства обороны Беларуси предварительный заказ на поставку комплексов беспилотной воздушной разведки и наблюдения с беспилотными авиационными комплексами (далее по тексту БАК) «Гриф-1». Планируется поставка нескольких десятков БАК, при этом первые шесть изделий должны быть переданы оборонному ведомству до конца 2013 года. За исключением двигателя, «Гриф-1» – полностью беларуская разработка (источник).
С 15 по 17 октября под руководством заместителя командующего войсками Северо-Западного оперативного командования генерал-майора А. Некрашевича прошло батальонное учение с боевой стрельбой с 355‑м отдельным танковым батальоном 120‑й гвардейской отдельной механизированной бригады. В ходе учения использовался создаваемый разведывательно-огневой комплекс в составе артиллерийского подразделения и тактического БАК (источник). Ранее, в октябре прошло комплексное контрольное занятие с ракетными войсками и артиллерией Северо-Западного оперативного командования по управлению ракетными ударами и огнем артиллерии. Занятие носило исследовательский характер в части работы по наращиванию возможностей применения разведывательно-ударных комплексов в составе ракетных воинских частей и БАК (источник).
Выводы. В настоящее время можно констатировать, что заявления о реформе МВД носят преимущественно формальный характер. Попытка реанимировать однажды провалившуюся затею (офицерские собрания) является прикрытием отсутствия внятных планов по реформированию ведомства: текущее положение дел требует жестких решений, однако, судя по всему, никто не готов взять на себя ответственность за их принятие и реализацию.
Заявления об усилении возможностей российской системы ПРО, по нашему мнению, носят спекулятивный характер. Следует отметить, что, в силу финансовых и технологических ограничений, данная тема является скорее инструментом внешнеполитического торга с Западом, нежели элементом реального оборонного планирования. Об этом в частности свидетельствует и тот факт, что вопрос был поднят российской стороной именно по линии внешнеполитического ведомства. До конца неясна схема возможного участия Беларуси в российской ПРО. На практике речь может вестись о расширении технических возможностей радиолокационной станции предупреждения о ракетном нападении «Волга» в г. Ганцевичи, Брестская область. Теоретически, нельзя исключать поставок в Беларусь зенитно-ракетных комплексов С-400 или передачи дополнительных комплектов С-300, что более вероятно. Однако ситуация вокруг перспектив передачи нашей стране 18 истребителей Су-30, ранее входивших в состав ВВС Индии, не дает поводов для особого оптимизма в части получения новых систем вооружения из России.
Беларуское руководство проводит последовательную политику по обеспечению национальной Армии БАК отечественного производства и их интеграции с наземными средствами огневого поражения. Следует отметить, что факт самостоятельной разработки БАК является косвенным свидетельством низкого уровня (или полного отсутствия) военно-технического сотрудничества Беларуси с Ираном. Последний добился значительного успеха в части разработки и производства беспилотных летательных аппаратов, включая изделия дальнего радиуса действия (до 2 000 км). Беларусь же только планирует к разработке БАК с радиусом действия в 300 км. Таким образом, в отсутствие свидетельств передачи технологий из Ирана в Беларусь по интересующей нашу страну тематике, нет оснований полагать, что Беларусь оказывает Ирану существенную военно-техническую поддержку. Между тем, ранее неоднократно поступала информация о поставках иранских БАК в Сирию и Венесуэлу.
