Много написано в последнее время о готовности западных демократий к информационной войне с российскими спецслужбами. Хотя дезинформация и активные мероприятия остаются коньком российских спецслужб, правда состоит и в том, что их целей, особенно в Германии, было бы труднее достичь, если бы противная сторона не проявляла себя столь непрофессионально и совершенно неуклюже. Это заставляет задуматься: а совпадение ли это?
Годы правления канцлера Герхарда Шредера были благословением для российских спецслужб. Эдвард Лукас (Edward Lucas) утверждает, что, хотя факты шпионажа и вскрывались, администрация Шредера прикрывала операции российской разведки на территории Германии.
Последние пять докладов Службы защиты Конституции, внутренней разведки Германии, фиксируют, что Россия значительно повысила уровень активности во всех областях.
Теперь известно, что за деятельностью Москвы в ФРГ внимательно следили и США. Контрразведка США (CI) имеет долгую историю изучения советской, а позже российской деятельности в Германии. Случай ареста Джоржа Трофимофф, самого высокопоставленного сотрудника американской военной разведки, который когда-либо был осужден за государственную измену, демонстрирует актуальность Германии в этом контексте. Трофимофф был завербован епископом Московского Патриархата Русской Православной Церкви в Баварии.
С учетом данных, собранных CI в годы каденции Шредера, стало очевидным, что российская разведка продолжит активно действовать и при правлении Ангелы Меркель. В битве за сердца и умы, Кремль лихорадочно искал потенциальных союзников в Германии в последнее десятилетие.
Российские спецслужбы продемонстрировали замечательные результаты в активизации бывших союзников КГБ и проникновении их в политически чувствительные сферы.
По рецептам старой школы.
Успехи России обеспечивались советскими наработками и обилием двусторонних инициатив, культурных обменов и конференций в качестве площадки (для вербовки). Что не стало неожиданностью для экспертов CI.
Целями российских вербовщиков явились нарциссические личности, в идеале с неудовлетворенными амбициями и неустойчивой лояльностью. И результаты в Германии были весьма значительными как в части сбора информации, так и в части приобретения агентов влияния. Вторжение в Украину четко показало, что агенты были тщательно отобраны не только чтобы защищать позицию Кремля, но и атаковать его врагов посредством организации и руководства публичными дискуссиями. Эта деятельность приняла институциональную форму.
Одни организации были созданы, другие кооптированы для эффективности присутствия России во всех ключевых областях немецкого гражданского общества. Эти органы могут затем выйти вперед, заставить замолчать своих критиков, создавать нужный Кремлю информационный фон. Конкретные информационные вбросы позже подхватываются прессой, создавая эффект повторения. Что и можно было наблюдать в ходе текущего вторжения России в Украину.
Ложные истории, такие как якобы погром русского меньшинства в Украине и «переворот» в отношении бывшего украинского президента Виктора Януковича были очень распространены. Но были и две особенно важных для немцев темы: заявления про «нацистов» на Майдане и гонениях евреев новыми властями. Синхронно с пресс-релизами МИДа России Маттиас Платцек (Matthias Platzeck), глава Германо-российского форума, открыто признал российскую оккупацию Крыма. Он был поддержан Габриэль Кроне-Шмальц (Gabriele Krone-Schmalz), известной тележурналисткой, бывшей московским корреспондентом, которая слово в слово повторяла рассказы Кремля, что крымский случай де-юре не является аннексией.
Очевидно, что вброс тем и повторение кремлевской позиции — не простое совпадение. Как эти механизмы функционируют объяснил Юрий Безменов, которые имел большой опыт вербовки агентов влияния прежде чем сбежал в Канаду в 1970 году. То, что эти методы применяются, было подтверждено другим перебежчиком Сергеем Третьяковым. Который также рассказал в своей книге « Товарищ Ж.», как группы молодых «активистов» отправляются в библиотеки по всей территории США, чтобы писать онлайн комментарии, благоприятные для Кремля.
Американские эксперты в области информационной войны и российской политики такие как Джон Ленчовский (John Lenczowski), Тодд Левенталь (Todd Leventhal) или Пол Гобл (Paul Goble) — сразу признать почерк России в дезинформации политиков, СМИ, бизнеса и академических кругов. Они единодушно отмечают, что реакция Запада на российскую информационную войну опасно слаба. Они также подчеркивают отсутствие адекватных контрмер в США и в Европе.
Хотя США по-прежнему потенциально имеют более чем достаточно опыта и ресурсов, чтобы противостоять агрессивной пропаганде Кремля, по непонятным причинам они в полной мере не используются. Германия, кажется, не имеет ни такого опыта, ни ресурсов.
Одна из причин, выдвинутых немецкими контрразведчиками — отсутствие ассигнований на науку. После окончания Холодной войны, актуальность российских и восточно-европейских исследований снизилось.
Тем не менее, это объяснение не может быть принято в случае Германии. Достаточное количество специалистов по России и Восточной Европе было обучено в последние пятнадцать лет; другое дело, что делалось это структурами, в которых правительство России активно участвует, прямо под носом у немецких властей. Александр Рар, бывший советник германского МИД, обвиненный в слишком тесных отношениях с Кремлем, имел особый интерес к «новому поколению» во время своего пребывания в Германском совете по иностранным делам (DGAP). Ещё недавно он был вовлечен в почти все значимые немецко-российские мероприятия, в том числе для молодых специалистов.
Хорошо вспаханное поле.
Агрессия против Украины упала на благодатную почву в плане информационной войны в Германии. Как мы увидели, Россия кооптировала немецкие политические элиты, академические круги, СМИ, бизнес и культуру на протяжении последних десяти лет с ошеломляющим успехом. Почти в каждой сфере сети поддержки российских интересов дали впечатляющие результаты.
Кремль может рассчитывать на устойчивую группу помощников, и это заметил его главный оппонент: тают ряды стойких сторонников подлинных трансатлантических связей, которые были в ужасе от разговоров о немецкой равноудаленности от России и США. Эти «последние из могикан» в ближайшее время будут заменены новым поколением, которое выводит Москва. Выводок самопровозглашенных горячих атлантистов в конечном итоге станет пешками на шахматной доске российских операций в Германии. Это не совпадение, что действующий под глубоким прикрытием агент России Андреас Аншлаг (Andreas Anschlag) сделал ставку на вовлечение атлантистских организаций.
Действительно новое поколение.
Старые советские методы сработали отлично. Повышение «стоимости» активов (т.е. агентов) имеет ключевое значение. После того как они были выделены (для разработки и вербовки), их нарциссизм был взращен. Их осыпали щедрыми приглашениями и лестью в беспрецедентном «летающим цирке» конференций с представителями Кремля во славу немецко-русского сотрудничества. Как отметил бывший офицер CI, список участников некоторых мероприятия, организованных при поддержке немецких предприятий, читается как «кто есть кто» для российских спецслужб. Даже были проведены полуофициальные политические переговоры между молодыми христианскими демократами (ХДС, партия Меркель) и молодежной организацией Путина «Наши». Этот класс «лидеров нового поколения», поставленный в положение «привилегированных собеседников» Кремля, рассматривается как менее «догматический», более способный строить мосты и «общую архитектуру безопасности от Лиссабона до Владивостока». В 2008, через три месяца после российского вторжения в Грузию, немецкие атлантисты организовали общее собрание в посольстве Российской Федерации в Берлине. Модератором мероприятия выступил ни кто иной, как Александр Рар. Невероятно, но в 2011 году, немецкое отделение молодежного НАТО провело часть своего ежегодного собрания в российском посольстве.
Это новое поколение хорошо справляется не только с обязанностями «сетивиков»-лоббистов, но и, умышленно или нет — что, возможно, даже более тревожно — пропагандистов. В дискуссии о Плане действий по членству Грузии в преддверии саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году, немецкий «атлантист» Ян Течау (Jan Techau), сотрудник колледжа обороны НАТО, открыто защищал позицию России, предостерегая от грузинского членства. После российской агрессии против Грузии в 2008 году, он изложил ту же позицию. Он же недавно подверг излюбленной критике Кремля страны Балтии за «нездоровую одержимость Россией».
Карло Масала (Carlo Masala) другой немецкий атлантист, бывший исследователь колледжа обороны НАТО, в настоящее время профессор в Университете Вооруженных Сил в Мюнхене. Масала является постоянным гостем немецких российских мероприятий, как не-российский специалист. Недавно он заявил, маневры НАТО в Украине были «абсурдном». Он также вопросил Обаму действительно ли тот хочет рисковать ядерным уничтожением Нью-Йорка, чтобы защитить Таллинн.
Деятели, ранее связанные с НАТО давали неуклюжие интервью немецким СМИ, производя впечатление, что новые члены Альянса — союзники второго сорта. Хотя особо очков это не принесло, российская пропаганда выставила такие случаи в качестве доказательства своей объективности. Печать респектабельности от любезных немецких атлантистов.
Новое поколение атлантистов выделяет полное отсутствие знаний о России и систематическое игнорирование политического контекста.
Рефлекс немецких атлантистов — прятаться за школу реализма как алиби своей позиции по России (или отсутствие таковой) весьма показателен. Они объяснят вам, что Украина не важна для Европы, не говоря уже о США. Они также никогда не устают подчеркивать ответственность Запада за реакцию России на события в Грузии и на Украине. Суть повествования заключается в болтовне о взаимозависимости Запада с Россией, принятии российской сферы влияния или, как в последнее время, в пропаганде «терпения» после того как российские танки вторглись в Украину.
Излишне говорить, что эти люди радуют оперативников Кремля и заслуживают всяческих гешефтов.
Кремль доволен.
Крупнейший пропагандистский трюк России, несомненно, атлантизм в исполнении Филиппа Мисфельдера (Philipp Missfelder), христианско-демократического депутата, в период его недолгого пребывания координатором трансатлантического сотрудничества германского правительства. Мисфельдер имеет долгую историю тревожной схожести взглядов с Кремлем. Странность его политических и географических вояжей давно игнорируется в Берлине, хотя это, возможно, было отмечено в другом месте. Это политик был восходящей звездой ХДС, пока им не занялись консервативные Frankfurter Allgemeine Zeitung в памятной статье под названием: «Мисфельдер, человек, который хочет пойти на Восток». В прошлом Мисфельдер не уставал, продвигая идеи, известные любому специалисту по кремлевской дипломатии: умиротворение, участие и защита взаимных интересов бизнеса. Участие Мисфельдера в праздновании 70-летия Герхарда Шредера в Санкт-Петербурге с Владимиром Путиным не прошло незамеченным.
Специалисты США по российской разведке считают, что Кремль может быть доволен. Российские спецслужбы добились высокого уровня проникновения в ключевые области принятия решений. Даже лучше: они создали новое поколение солдат прямо в тылу врага. Послание понятно: мы везде, следите за своей спиной.
Наиболее вопиющим эпизодом стала операция Э. Сноудена (скандал с прослушиванием американцами сетей связи немецкого правительства). Огромные разногласия, вызванные в американо-германских отношениях — шедевр.
Лишенные технических знаний или компетенции в области разведки, многие предполагаемые немецкие защитники сильных трансатлантических связей с США начали ныть о том, что были преданы и утверждать, что США зашли слишком далеко. Они приложили много энергии для дискредитации того, что по идее должны были защищать: взаимопонимания между союзниками по НАТО.
Они набросились на PRISM, критикуя программу и не вдаваясь в контекст ситуации. И сделали все для обострения ситуации. Поэтому, когда через год появилась новая информация, разоблачившая их как некомпетентных оппортунистов они молчат.
Это было полной победой для Кремля, на всех уровнях.
Натали Вогель, The Interpreter (печатается с сокращениями).