Промежуточный – не значит лишний

1078

Вы прочитаете этот материал за 7 минут

Расширение НАТО наряду с обозначившимся стремлением отдельных ее членов вести собственную игру привело к тому, что принятие Альянсом важных решений заметно усложнилось. Причем как раз тогда, когда спровоцированное агрессивной политикой России резкое усиление напряженности в Европе стало требовать от него все более своевременного и адекватного реагирования.

Поэтому на саммите в Уэльсе в сентябре 2014 года была поддержана так называемая «Рамочная концепция наций». В соответствии с ней Германия, Великобритания и Италия должны выступить в качестве ведущих стран для групп союзников, объединенных для работы на многонациональном уровне в целях совместного развития сил и средств, необходимых НАТО.

Возможно, это стало откликом на британскую концепцию Объединенного экспедиционного корпуса (JEF), которая двумя годами ранее была продекларирована ​​тогдашним начальником штаба обороны страны генералом Дэвидом Ричардсом. JEF был охарактеризован как «партнерство стран-единомышленников, обеспечивающее силы высокой готовности численностью более 10 000 человек для поддержания глобального и регионального мира, стабильности и безопасности самостоятельно или через многонациональные институты, такие как НАТО».

Суть JEF заключается в том, что он может быстро и без колебаний развернуть значительные экспедиционные силы вне рамок Альянса, но с возможным последующим его подключением. Эта цель достигается посредством подготовки гибкой и совместимой с Альянсом группировки вооруженных сил Великобритании, дополненной контингентами стран-партнеров.

В этом плане особенно обнадеживающим JEF выглядел для Швеции и Финляндии. До принятия ими решения вступить в НАТО в качестве полноправных членов они были уязвимы в большей степени, так как, не имея гарантий по статье 5, находились в своего рода «зоне неопределенности».

После российской аннексии Крыма создание корпуса перешло в практическую плоскость, ибо возникли опасения, что следующими жертвами могут оказаться страны Балтии, а уверенности, что НАТО в этом случае сможет действовать достаточно быстро, не было.

Основное формирование быстрого реагирования Альянса, Объединенная оперативная группа повышенной степени готовности (VJTF), может быть развернута только после решения полного состава Североатлантического совета, что может занять время. По образному выражению бригадного генерала Королевской морской пехоты Великобритании Мэтта Джексона, «JEF может действовать, пока НАТО думает».

В результате 30 ноября 2015 года Великобритания, Дания, Латвия, Литва, Нидерланды, Норвегия и Эстония заключили договор об основании JEF. В 2017 году к нему присоединились Швеция и Финляндия, а в апреле 2021 года – Исландия.

В целом JEF является британской военной структурой. Страны-участницы соглашаются подчинять любые направляемые в него вооруженные силы высокопоставленному британскому офицеру. Развертывание JEF также является суверенным британским решением, которое может быть быстро принято Премьер-министром или Кабинетом министров, хотя и после консультаций с партнерами. Однако принятие участия остается суверенным решением последних.

С учетом того, что Великобритания может проводить некоторые операции в одиночку, ее военный вклад в JEF является наибольшим. Корпус может включать в себя передовые группы коммандос, воздушно-десантные, бронетанковые, авиационные, воздушные и морские оперативные соединения с более высоким, чем ранее, уровнем интеграции, в том числе и во взаимодействии с вооруженными силами других стран.

При этом он не является постоянной структурой – силы высокой готовности каждой страны могут быть использованы и развернуты по мере необходимости. Для осуществления совместной операции два или более участников заключают соответствующее соглашение. Затем в каждом конкретном случае согласовываются требования, какие вооруженные силы будут предоставлены, и кто будет руководить различными элементами операции.

JEF также может интегрироваться в крупные международные акции, в частности, осуществлять под эгидой НАТО или ООН операции по эвакуации, оказанию помощи при стихийных бедствиях, гуманитарные миссии и другие задачи.

Структурой, которая будет использована для оперативного руководства JEF, является размещенная в Лондоне Постоянная штабная группа объединенных сил (SJFHQ). Она может быстро обеспечить командование и управление для операций по реагированию на кризис.

Корпус уже перешел от теории к практике. В 2019 году состоялась серия морских учений BALTIC PROTECTOR, в которых приняли участие 3000 военнослужащих и 20 военных кораблей из девяти стран. Во время первой фазы ВМС повышали оперативную совместимость, приобретали навыки современной высокоинтенсивной морской войны с боевыми стрельбами, а морские пехотинцы и солдаты имитировали боевые действия в городах и провели воздушное десантирование.

Вторая фаза прошла совместно со 2-м флотом США в рамках ежегодных учений последнего BALTOPS. У берегов Германии и Швеции силы JEF провели корабельные артиллерийские стрельбы, отработали операции по противоминной защите, разведку на берегу и поддержку с воздуха. На заключительном этапе были произведены совместные высадки на берег в странах Балтии нескольких десантов.

А первое оперативное развертывание JEF состоялось в марте 2021 года, когда два британских боевых корабля и танкер совместно с судами из Латвии, Литвы и Эстонии провели операцию по подготовке к обеспечению безопасности в южной части Балтийского моря. Она включала в себя тушение пожаров, медицинскую подготовку, борьбу с повреждениями, плавание кораблей в строю, дозаправку в море, артиллерийские стрельбы, противовоздушную оборону и интенсивные тренировки с вертолетами, а также адаптацию к минусовым температурам и метелям.

С учетом того, что, как ожидается, в ближайшем будущем в НАТО будут состоять все скандинавские и балтийские страны, может возникнуть вопрос, не станет ли JEF излишним. Однако пока никаких признаков того, что ему не хватает внутренней политической поддержки, нет. Напротив, все партнеры разделяют мнение, что за последние несколько лет мир стал намного менее безопасным и более непредсказуемым.

Особенно глубокое и долговременное негативное влияние оказала на них агрессивная политика России, поскольку пять стран-участниц имеют с ней общую сухопутную границу, а еще две являются государствами Балтийского моря. В случае необходимости они согласны объединиться, чтобы защищать безопасность Северной Европы и Арктического региона, простирающегося от Гренландии на западе до норвежско-российской границы в Баренцевом море на востоке.

После российского нападения на Украину Киеву была выражена безоговорочная поддержка и оказана масштабная помощь. 14 марта на встрече в Чекерсе лидеры стран-участниц договорились «координировать, поставлять и финансировать» дополнительные вооружения и другую технику, запрошенную Украиной. Они заявили, что с помощью учений и «передовой обороны» JEF будет стремиться сдерживать российскую агрессию, включая провокации за пределами Украины, которые могут угрожать НАТО.

Кстати, одновременно была осуждена организация официальным Минском миграционных потоков и другие гибридные угрозы, создаваемые в отношении соседних стран. Кроме того, прозвучало обещание «привлечь Беларусь к ответственности за соучастие»…

Таким образом, НАТО остается основой евроатлантической безопасности, но параллельное существование JEF и подобных ему институтов, как англо-французский комбинированный объединенный экспедиционный корпус (СJEF), Европейская интервенционная инициатива (Е12), Литовско-польско-украинская бригада (LITHPOLUKRBRIG), представляется вполне оправданным.

Эксперты называют такие объединения «промежуточными», поскольку они находятся в нишах между основными многосторонними форумами по безопасности и национальным уровнем. Они являются формой преодоления институциональных препятствий, так как обеспечивают необходимую гибкость, располагая средствами для развертывания европейских вооруженных сил вне главных структур.

Судя по всему, они сохранятся и в дальнейшем, хотя, не исключено, с несколько видоизмененными функциями. Скажем, если Альянс все же не рискнет сразу предоставить Украине обещанное членство, то ее присоединение к JEF может стать подготовительным этапом, позволяющим ускорить процесс достижения требуемого уровня совместимости посредством постоянных тренировок с высококвалифицированными партнерами.

Logo_руна