Вы прочитаете этот материал за 8 минут
Состоялась очередная рабочая поездка на восток Могилевской области для ознакомления с обстановкой в административных районах, граничащих с Россией. В сравнении с предыдущим периодом приходится констатировать сохранение всех негативных трендов и отсутствие в обозримой перспективе предпосылок для заметного улучшения ситуации в регионе.
Проблемы коррупции. В целом отмечается развитость коррупции в системе образования (взятки за устройство ребенка в престижные учреждения образования) и в системе ЖКХ (откаты, необоснованные завышения стоимости товаров/услуг). Нельзя сказать, что власти ничего не предпринимают для борьбы с этими явлениями. Однако в силу того факта, что схемы действуют годами, а многие их непосредственные участники ограничиваются потерей доходных мест, а не свободы, среди местного населения распространено мнение, что локальная коррупция крышуется высоким начальством в Минске и Могилеве.
Экономическая деградация региона. Деиндустриализация региона продолжается. Происходит сокращение занятости на государственных предприятиях. При этом частный сектор испытывает нехватку квалифицированных рабочих рук. И все это на фоне низких заработков: вне бюджетного сектора в основном это 350- 400 BYN.
Большой проблемой для региона стало банкротство Климовичского ликероводочного завода, который является крупным работодателем и налогоплательщиком региона. Распространено мнение, что причиной этого стало включение предприятия в состав холдинга под управлением минского «Кристалла». В рамках холдинга наиболее выгодные сегменты алкогольного рынка были перераспределены в пользу столичного предприятия в ущерб региональным производителям. Данное мнение может иметь под собой основание, т.к. банкротом стал и Мозырский спиртоводочный завод, который до создания холдинга работал относительно успешно.
Из-за низких зарплат идет отток рабочей силы из региона. Всё больше гастербайтеров выбирают Польшу в качестве страны трудоустройства (наиболее распространенные заработки в пределах EUR 500-800 на руки). Новым направлением для работников из региона является Украина. Несмотря на страшилки в стиле «Хотите как в Украине?». Пока такие случаи не приобрели заметного масштаба. Но тот факт, что люди находят приемлемые для себя варианты заработка в воющей стране и не находят его в собственном государстве, яркое свидетельство тупиковости многолетней экономической политики властей.
Российский фактор в регионе. Стоит обратить внимание на гибкость российской стороны в продвижении своего влияния. Традиционно обращается внимание на политическую и медийную составляющую. Что воспринимается негативно. Между тем, с использованием механизмов ООН Россия инвестирует средства в создание сети бизнес-инкубаторов в приграничных регионах Беларуси. Подобная деятельность воспринимается позитивно и местным населением, и властями, и предпринимательским сообществом.
Новое явление – формирование православных клубов, зачастую на базе местных учреждений культуры. Клубы заняты организацией религиозного просвещения и служат площадками для общения воцерковленной публики. И в целом продвигают позицию РПЦ по актуальным, в том числе и политическим, вопросам. Таким, как томос для украинской церкви.
В текущем году наблюдается общее снижение интенсивности делегационного обмена с регионами России. Но не понятна причина: является ли это следствием политических неурядиц в двусторонних отношениях или связано с ограниченными финансовыми возможностями местных властей.
Сохраняется привлекательность поездок за покупками в Смоленскую область. Стоимость российской бакалеи гораздо ниже, чем беларуской. Хотя качество российской продукции хуже, из-за бедности люди делают выбор в пользу более дешевой, а не более качественной продукции. Всплеск поездок за покупками приходится на август месяц, когда надо собирать детей в школу. Что для многих семей серьезный финансовый вызов.
Стоит отметить, что беларуский мелкий бизнес поставлен в условия, гораздо более худшие, чем их российские коллеги. Формально суровость требований в двух странах одинакова. Но по факту, необязательность исполнения требований в России дает преимущества российскому бизнесу.
Лавочники выбирают Путина. В продемократической части беларуского общества бытует мнение о мелких предпринимателях как о национальной буржуазии, которая априори патриотична. Хотя бы в силу того, что не желает пускать на свою территорию иностранцев, а потому заинтересована в сохранении национальной государственности. Однако, реальная ситуация не настолько однозначна. В силу более комфортных условий для ведения мелкого бизнеса в России среди предпринимателей региона весьма распространены пророссийские взгляды. В своё время Александр Лукашенко высказывал намерение пожать руку последнему предпринимателю в Беларуси. Сегодня тысячи беларуских предпринимателей готовы пожать руку на прощанье и самому Лукашенко и созданному им государству. Как за счет переноса деловой активности в Россию, так и одобряя идею объединения двух стран под путинским руководством.
Политическая активность. Как таковая организационная политическая активность в регионе отсутствует. Прогосударственные политические структуры заняты вялой имитацией политики. Российского политического дискурса по-прежнему нет. Продемократические силы по факту представлены отдельными активистами или их небольшими группами. При этом стоит напомнить, что любой неподконтрольный государству политический активизм в регионах может дорого обойтись. Несмотря на это, интерес к политике есть и он значителен. Но имеет свою специфику. Первое: основной интерес – к локальной ситуации, проблемам своего города и района. Интерес к общенациональной политической повестке крайне мал, а международная проблематика практически никому не интересна. Второе: новые люди готовы заняться общественно-политической деятельностью при условии, что это не приведет к репрессиям со стороны властей.
Медийная сфера. В целом уровень доверия государственным СМИ невысок. Но и тут не все однозначно. Районные газеты, несмотря на низкое качество, имеют свой круг постоянных читателей. А вот уже тиражность областных и республиканских изданий поддерживается преимущественно за счет ведомственной и принудительной подписки.
Есть запрос на альтернативные источники информации, в первую очередь с локальной тематикой. Но таких источников практически нет: в Могилевской области остались лишь два региональных независимых общественно-политических СМИ. В этих условиях потребность в информации удовлетворяется за счет российских информационных ресурсов, которые воспринимаются некритично. Что способствует сохранению региона в зоне высокой уязвимости перед информационными манипуляциями.
Местная власть. Местные власти в целом не пользуются авторитетом населения. При том, что отдельные чиновники персонально могут быть и уважаемыми, и авторитетными в глазах местных жителей в силу личных и профессиональных качеств.
Зачастую местные власти объясняют невозможность разрешения острых для локальных сообществ вопросов необходимостью получить согласие в Могилеве и в Минске. Или тем, что непопулярные решения принимаются вышестоящим начальством и местные чиновники на него повлиять не могут. Что, по сути, подрывает представление о местных органах госуправления именно как о государственной власти. При этом сложно уверенно сказать, насколько подобные объяснения обоснованы: являются ли они следствием недостаточности полномочий местных властей или способом переложить ответственность за непопулярные шаги на вышестоящее органы госуправления. Во всяком случае, демонстративная беспомощность местных чиновников крайне негативно влияет на авторитет государственной власти в целом.
Инфраструктура. Центральные улицы районных центров и общественные здания поддерживаются в опрятном состоянии. Но в силу ограниченности финансов это дается для местных властей не просто.
Проблемой становится состояние мостов в регионе. Все большее их число нуждается в ремонте или реконструкции. Однако, возможности местных властей в этой части гораздо ниже потребностей. Поэтому ремонт идет лишь на ограниченном числе объектов. На большинстве других вводятся ограничения по массе автотранспорта.
Стоит особо отметить, что жилищная политика в регионах вызывает сомнения в адекватности. С одной стороны, на вторичном рынке жилья предложение превышает платежеспособный спрос. С другой, идет строительство жилья с господдержкой, и часть такого жилья пустует. Это связано с тем, что до местных властей доводятся показатели жилищного строительства, а не содействия удовлетворения потребностей нуждающихся. Вопрос нуждается в дополнительной проработке, но вполне возможно, что более рациональным и экономически оправданным для бюджета стала бы программа выкупа и реконструкции пустующего жилья, а не строительство нового.
Тем более, что новое жилье с целью экономии «сажается» на имеющуюся инженерную инфраструктуру. Т.е. практикуется печально известное уплотнение жилой застройки. В итоге создаются причины недовольства для местного населения.
Выводы. Никакого позитивного изменения в региональной политике беларуских властей не происходит. По существу и самой этой политики как таковой нет, всё ограничивается болтовней минских чиновников.
Население регионов не чувствует внимания к своим потребностям со стороны столичного начальства. Центр не предлагает регионам внятного видения будущего. Но внятной стратегии развития регионов нет и у оппонентов властей, которые больше оперируют штампами, не вникая в детали ситуации на местах. Между тем, даже на уровне соседних административных районов могут быть значительные отличия.
В итоге Беларусь представляет собой карлика с большой головой. Где роль головы играет Минск. И при этом игнорируется тот факт, что голова мало чего стоит без рук и ног регионов.