Рабочая поездка: Витебск и окрестности.

1758

Вы прочитаете этот материал за 5 минут.

Беларусь уже давно воспринимается как страна одного города – Минска. Откуда реалии беларуских регионов практически не видны. Между тем, ситуация даже внутри одной области может весьма отличаться. Влияние на это оказывает ряд субъективных и объективных факторов. К числу последних относится пограничный статус.

Belarus Security Blog продолжает практику изучения ситуации в административных районах Беларуси, прилегающих к границе с Россией. В это раз – Витебск и окрестности.

Демографическая ситуация. Сельские районы (Витебский, Городокский, Шумилинский) страдают от депопуляции. Ситуация «унаследована» с советских времен. Основными миграционными направлениями в тот период были среди прочих Петербург (Ленинград) и Мурманск. Ряд выходцев из региона добились в России высокого статуса.

Стоит отметить, что депопуляция прилегающих районов России также весьма значительна. Некоторые административные районы Псковской области по факту потеряли за последние 25 лет от трети до половины населения.

Граница и локальная экономика. Достаточно активной является покупка гражданами России недвижимости в регионе. В основном речь идет о домах в сельской местности. Покупателей можно разделить на две категории: приобретающие жилье для сезонного проживания и уроженцы региона-граждане России, которые возвращаются на Родину. Как правило это пенсионеры. Часть недвижимости они получают по наследству. Найм местных жителей для строительных и ремонтных работ является важным фактором занятости населения в сельской местности.

Распространена практика приобретения местным населением автомашин в России без их регистрации в Беларуси. Это позволяет избежать уплаты налогов и иных обязательных платежей в беларуский бюджет.

Как и в приграничных регионах Могилёвщины развита условная индустрия шоп-туров в Смоленск, где цены значительно ниже, чем в Беларуси. Однако в последнее время обнищание беларусов уменьшило поток покупателей.

Развита малая трансграничная торговля: в Россию везут мясные и молочные продукты, в обратном направлении бакалею и алкоголь. Также распространен ввоз ГСМ из России для личного потребления.

Зарплата в 4 млн рублей (старых) считается вполне достойной. Фактическая безработица высока, что заставляет людей держаться даже за низко оплачиваемые рабочие места.

В российских приграничных районах активно развивается свиноводство. Вблизи беларуско-российской границы на юге Псковщины развернуто строительство комплексов на 2 млн голов. Приближение производителя к Беларуси связано с планами привлекать беларускую рабочую силу. Свиноводство в таких масштабах несет потенциальную угрозу для экологии всего приграничного региона. И в то же время это важный источник заработка для местного населения.

В регионе пересекаются транспортные коридоры Север-Юг и Запад-Восток.

Имеется значительный потенциал для исторического и экологического туризма. Правда, ориентироваться он должен на внутреннего беларуского потребителя.

Правопорядок. Граждане России на криминогенную ситуацию в регионе заметного влияния не оказывают. Чаще они становятся жертвами преступлений: распространены кражи из принадлежащей им недвижимости, используемой для сезонного проживания.

Алкоголизм стал бичом сельских районов. В беларуских деревнях российская контрафактная водка нелегально продается практически круглосуточно. Разница в цене с заводской беларуской 5-10 тыс. старых рублей за бутылку. Ситуация не является секретом для местных правоохранителей. Которые откровенно бездействуют.

Периодически беларуским правоохранительными и контролирующими органами проводятся операции на границе. Однако их постоянного присутствия нет.

Между тем из-за депопуляции освобождается некоторое число административных строений, которые могут быть использованы для размещения подразделений охраны границы.

Пророссийская активность. Вопреки ожиданиям пророссийская активность заметна только в Витебске и то в своеобразной форме. Во-первых, очень активна православная церковь по части строительства культовых сооружений. Причем, такой строительный бум никак не связан с наплывом верующих. Церковное строительство финансово поддерживается из России. Не представляется возможности сделать вывод о том, насколько эта поддержка систематична и целенаправлена. Однако создается впечатление попытки «застолбить» Витебск посредством того, что принято называть монументальной пропагандой. Это относится и к памятнику Александру Невскому.

Если говорить о настроениях в силовых структурах, то скорее пророссийски настроена витебская милиция, а не витебские десантники. Во всяком случае, подобные настроения не носят глубинного характера и являются результатом пропаганды через российские электронные СМИ.

Пророссийские активисты в Витебске немногочисленны, однако ведут себя шумно, провокационно и неадекватно. Целями их нападок все чаще становятся местные чиновники. Обвинения в их адрес традиционно клинические: литвинизм, русофобия и т.п.

Что касается казаческих организаций, то нет оснований сомневаться в том, что их деятельность и настроения абсолютно прозрачны для беларуских спецслужб.

Демократические структуры. Демократические организации ожидаемо немногочисленны. Однако активны. В том числе и на информационном поле. Имеется ряд популярных интернет-ресурсов и несколько печатных бюллетеней. В Витебске заметную роль играет национально-ориентированная интеллигенция.

Вывод. С учетом высокой зависимости региона от трансграничной, в том числе нелегальной торговли, заработков в Псковской области России жесткое перекрытие границы может быть крайне болезненным, усугубив и без того непростую социальную ситуацию в регионе. Любая деятельность по усилению пограничной охраны должна сопровождаться мерами по развитию региона. Исключение составляет ситуация прямой внешней угрозы.

Очевидно, правоохранительный блок должен активизировать деятельность по борьбе с контрабандой и нелегальной торговлей алкоголем. Проблемой может стать причастность самих местных правоохранителей к алкогольному бизнесу.

Неадекватное поведение ряда местных пророссийских активистов очевидно имеет целью спровоцировать жесткую реакцию беларуских властей. Цели могут быть различными: привлечение к себе внимания, попытка осложнить беларуско-российские отношения, получение дополнительного финансирования из России.

Необходим целостный подход для работы с выходцами из региона, проживающими за рубежом. Многие из которых являются крупными предпринимателями и могут содействовать экономическому развитию региона.

Logo_руна