Ресурсы армии Беларуси для ведения информационно-психологического противоборства (часть 2)

Несмотря на отсутствие опыта ведения вооруженных конфликтов и миротворческих операций с полноценным участием, информационное противоборство относится к приоритетам строительства и развития армии Беларуси. Для этого активно развивается концептуальная и правовая база, налажена подготовка кадров и техническое обеспечение информационного противоборства.

2952

Вы прочитаете этот материал за 9 минут

2. Взгляды Вооруженных Сил на информационное противоборство

На недостаточность развития законодательства Республики Беларусь в сфере информационного противоборства указывают некоторые беларуские офицеры ‒ авторы статей на соответствующую тематику. Многие авторы также не проводят разделения (за исключением нескольких работ) терминов информационно-психологические и информационно-технические операции (противоборство, война), используя единый термин информационное противоборство, что в определенной степени оправдано в силу развития технических средств психологических операций и комплексного воздействия на противника.

С начала 2000-х годов статьи по вопросам информационного противоборства в открытой печати публикуют офицеры следующих структур Вооруженных Сил:

— Главное управление идеологической работы Министерства обороны;

— Главное оперативное управление Генерального штаба;

— Научно-исследовательский институт Вооруженных Сил;

— Военная академия Республики Беларусь и, в частности, общевойсковой и военно-дипломатический факультеты;

— Центр психологических и социологических исследований Министерства обороны;

— Главный центр обеспечения безопасности информационных систем Вооруженных Сил.

Преимущественно эти статьи опубликованы в следующих научных журналах военного профиля: «Наука и военная безопасность», «Идеологические аспекты военной безопасности», «Вестник Военной академии Республики Беларусь», «Военно-психологический вестник» и другие издания Республики Беларусь, а также (но очень мало) в российских изданиях, например, в «Вестнике Академии военных наук».

Несмотря на то, что ряд авторов считает необходимым выделить ИПб в отдельный самостоятельный вид действий ВС, в большинстве своем ИПб авторами рассматривается в контексте следующих категорий:

— цветные революции;

— обеспечение боевых операций видов, объединений и частей ВС;

— сетецентрическая война;

— ассиметричные действия;

— идеологическое противостояние Запад-Восток.

Также на страницах периодической печати проводятся обзоры информационно-психологических операций иностранных армий в ходе конфликтов последних лет. Большинство работ носят концептуальный и методологический характер и не содержат (за исключением обзоров ИПб иностранных армий) проработки конкретных форм и методов ведения ИПб.

Подавляющее большинство работ беларуских офицеров базируется на исследованиях российских авторов, в т.ч. тенденциозных и политизированных, лишь в некоторых есть ссылки на американские доктрины и директивы по ИПб в не переведенном варианте. И практически отсутствуют ссылки на оригинальные западные работы, что плохо и с научно-методологической стороны работ и с точки зрения развития в Беларуси собственной школы ИПб. Кстати, некоторые авторы справедливо отмечают, что в России и Украине есть собственные школы исследований ИПб, а в Беларуси таковая отсутствует. Это приводит к тому, что ряд работ, посвященных ИПб в рамках идеологического противостояния Запад-Восток, базируются на явно пророссийских концепциях не только с точки зрения методологических, но и идейных основ. Этот подход приводит к тому, что доходит даже до призывов к отказу от прописанного в Конституции Республики Беларусь стремления к нейтралитету и переходу «под крыло» России. Причем таких статей достаточно много (например, упомянутый в ссылке автор только в Вестнике Военной академии опубликовал не менее 5 статей на подобную тему). Конечно, такое понимание ИПб не способствует развитию не только собственной научной школы ИПб, но и формированию объективно мыслящих кадров в Вооруженных Силах.

Тем не менее, появляется пока еще слабая, но тенденция к пониманию необходимости проведения собственной пробеларуской линии ИПб. Например, есть такое мнение на обеспечение информационной безопасности Беларуси: «Нашим ответом на появляющиеся угрозы, вызовы, риски собственной безопасности может стать комплексное укрепление этнической, религиозно-конфессиональной, цивилизационной составляющих своей идентичности с акцентом на концепцию эквифункциональности, подчеркивание специфики беларуской самости, исторической значимости собственного опыта, стимулирование занятости и вариативности самореализации граждан, диверсификации и интенсификации культурной, воспитательной, системной идеологической работы. Причем акцент здесь следует сделать на решении задачи укрепления гражданской составляющей национальной идентичности».

Наряду со статьями, посвященными общей теме ИПб либо отдельным вопросам, в Вооруженных Силах опубликован ряд пособий для подготовки военных специалистов и командного состава. Так, еще в 2008 году Центром психологических и социологических исследований была подготовлена 40-страничная работа «Основы теории и практики психологической борьбы» и в Военной академии вышло учебное пособие «Основы информационного противоборства». В 2009 г. для слушателей (на то время) командно-штабного факультета издано краткое учебно-методическое пособие «Информационное противоборство», в 2010 году при Главном оперативном управлении ГШ разработаны (краткие) «Методические рекомендации по организации работы средств массовой информации в условиях военного времени в интересах информационного противоборства», в 2014 году в издательстве Военной академии вышло достаточно обстоятельное пособие «Информационное противоборство по взглядам зарубежных специалистов» и другие.

3. Подразделения и техническое оснащение для ведения ИПб

Как минимум с 2008 года в оперативных командованиях Вооруженных Сил Беларуси предусмотрены группы информационного противоборства, деятельность которых регулируется указанными в разделе 1 приказами и постановлениями МО и ГШ. Работа групп направлена в первую очередь на анализ информационной обстановки, оценку угроз для объединения в сфере ИПб, составление плана информационных действий и выработку предложений для командующего, другие задачи, и сопряжена с информационным обеспечением боевых действий оперативных командований.

Наблюдается тенденция перевода некоторых аспектов проведения ИПб (в части защиты собственных подразделений и населения от воздействия противника) на уровень бригад. В бригадах появились подвижные информационные центры. Один из таких центров, относящийся к 11-й отдельной гвардейской механизированной бригаде, действовал на учениях Запад-2017. Подвижные информационные центры (ПИЦ) разработаны в ОАО «Минский научно-исследовательский приборостроительный институт», первый вариант изготовлен в 2006 году. ПИЦ предназначен для сбора, обработки и распространения различных видов информации в интересах информационного обеспечения действий войск. Важно отметить, что ПИЦ обладает техническими возможностями, которые являются стандартными для взводов ИПсО вооруженных сил ряда государств. В состав ПИЦ входит: комплект оборудования для мониторинга информационного пространства как в сети Интернет, так и в системе спутникового теле- и радиовещания; комплект оборудования для оперативного производства и распространения полиграфической продукции; оборудование фото- и видеосъемки, монтажа, записи и воспроизведения звуковых программ; средства спутниковой связи для оперативного обмена информацией; оборудование показа материалов в формате дневного и вечернего кинотеатров; необходимое программное обеспечение. В ПИЦ предусмотрены места для работы 2-3 операторов. Также в армию поступил подвижный радиотелевизионный центр, который отличается увеличенным потенциалом в области телевидения (ведение прямой трансляции, вещание в эфире и кабельных сетях), что важно для оперативной работы с местным населением.

На данный момент ПИЦ в большей степени используется для информирования военнослужащих посредством печати в полевых условиях газеты «Во славу Родины» и показа новостей. Однако, ПИЦ имеет большой потенциал для ведения ИПб, поскольку позволяет вести информационную работу непосредственно в зоне конфликта и оперативно предоставлять информацию, включая фото- и видео, как для командования, так и для населения и СМИ. В техническом оснащении весьма положительным также является создание портативного информационного комплекса ПИК-2015, который предназначен для технического обеспечения информационной деятельности воинских формирований (батальон, рота) в полевых условиях. Среди возможностей комплекса можно выделить оперативный сбор, обработку и распространение информации в сети Интернет, обеспечение записи, хранения, обработки аудио, фото и видеоинформации, осуществление фото- и видео съемок с последующим монтажом материала. Т.е. комплекс позволяет вести репортажи «из окопов». Повышение оперативности имеет иногда критически важное значение для ведения ИПб, поскольку сторона, первой разметившая информацию, практически всегда находится в более выгодном положении в сравнении с противником, особенно если противник не имеет доступа к месту конфликта.

Для (до)оснащения подразделений и частей средствами идеологической работы в Вооруженных Силах есть 3078-й Склад технических средств идеологической работы и полиграфического оборудования. В нем хранятся, в частности, радиотрансляционная, звукоусилительная, аудио- и видеозаписывающая (воспроизводящая), светотехническая аппаратура, передвижные телевизионные комплексы, походные автотипографии, подвижные пункты приема информации.

Следует отметить, что продолжительное время идет развитие систем анализа информации в целях ИПб. Так, в 2012 году при Главном управлении идеологической работы создана информационно-аналитическая система, позволяющая в оперативном режиме автоматически осуществлять мониторинг информационных ресурсов и реагировать на их изменения.

Исходя из необходимости обеспечения информационной безопасности не только в ходе ведения боевых действий, но и в мирное время, можно предположить, что в Вооруженных Силах есть специализированные подразделения, предназначенные для ведения информационного противоборства (операций) по внешним направлениям как обособленного вида действий. Учитывая, что ведение ИПб в оперативных соединениях регламентировано закрытыми приказами, то и такое подразделение и/или его деятельность также могут быть закрыты.

Одним из таких подразделений, направленных на ведение ИПб в мирное время не только для обеспечения безопасности своих войск и населения, но и воздействия на руководство, структуры, СМИ и население других государств, может являться Центр зарубежной военной информации и коммуникаций (кроме непрофильных его отделов). Данный центр входит в ГРУ ГШ ВС. Образован, вероятно, в 2002 году. С 2005 по 2010 гг. начальником ЦЗВИК был полковник Зезюлин С.Н., который в 2010 году стал военным атташе Республики Беларусь в Литве. В 2015 году центр упоминается как управление. Сделать предположение о характере деятельности данного центра можно в связи с наличием центра с аналогичным названием при Главном управлении ГШ ВС России, который является наследником подразделений спецпропаганды ВС СССР и в чьи задачи входит проведение информационно-психологических операций, также при российском центре еще с 1990-х годов издается журнал «Актуальные проблемы информационно-психологического воздействия». Оценить деятельность беларуского центра в рамках ведения ИПб за рубежом достаточно затруднительно в силу закрытого характера его деятельности. Но важно отметить, что как и разведывательные подразделения Беларуси, указанный центр может обмениваться информацией, взаимодействовать и проводить совместные операции с российскими коллегами в рамках указанных в разделе 1 соглашений ОДКБ и СГ. Более того, еще с 1993 года между ГРУ Беларуси и России был подписан ряд двухсторонних документов, в частности Протокол о порядке взаимодействия Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и Разведывательного управления Главного штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь от 26 мая 1994 г., вероятно, что в дальнейшем такие документы нашли свое развитие.

Продолжение следует

Егор Лебедок, специально для Belarus Srcurity Blog

Другие материалы по теме:

Перспективные угрозы проведения информационно-психологических операций против Беларуси

Ресурсы армии Беларуси для ведения информационно-психологического противоборства (часть 1)

Ресурсы армии Беларуси для ведения информационно-психологического противоборства (часть 3)

Logo_руна