Вы прочитаете этот материал за 6 минут
Недавно назначенный руководитель Госкомвоенпрома Роман Головченко дал развернутое интервью гостелевидению. Ряд моментов которого стоит выделить особо.
Об Оршанском авиаремонтном заводе. После возвращения предприятия в собственность государства, рассматривался вопрос его присоединения к другой компании. Но в итоге власти решили сохранить завод в качестве самостоятельного юридического лица. Р. Головченко сообщил о получении заказов на ремонт вертолетов Ми-8/17 и Ми-24. Это позволило улучшить финансовое положение предприятия и уже в октябре завод сработал с положительным результатом. Однако, есть несколько «но»:
— во-первых, А. Лукашенко дал поручение улучшить финансовое положение Оршанского АРЗ в сжатые сроки и октябрь как раз был последним месяцем перед отчетом о проделанной в этом направлении работе;
— во-вторых, заявлено, что предприятие получило заказы в том числе и от иностранных клиентов. Может статься, что улучшения состояния дел на заводе удалось добиться преимущественно (или исключительно) благодаря размещению заказа на ремонт вертолетной техники от государственного ведомства. Скорее всего так и есть: ведь только в октябре руководство Госкомвоенпрома определилось с организационными вопросами функционирования и развития предприятия. В таком случае говорить о коренном улучшении ситуации не приходится: потребности государственных операторов вертолетной техники невелики, а точка безубыточной работы предприятия как ранее неоднократно заявлялось – ремонт с глубокой модернизацией 20 вертолетов в год. Т.е. пакет заказов должен быть на уровне порядка USD 80 млн в год. Это позволит заводу просто существовать дальше.
Р. Головченко сообщил, что в перспективе Оршанский АРЗ планирует освоить производство беспилотной авиатехники. И это напрямую может быть связано с поручением А. Лукашенко разработать отечественный БПЛА, способный нести полезную нагрузку в 1 тонну и более. Зарубежный опыт показывает, что БПЛА подобной грузоподъемности по своим габаритным характеристикам сравнимы с советским дальним бомбардировщиком Ту-22. А именно на ремонте таких машин специализировался Оршанский АРЗ на излете СССР. От тех времен предприятие унаследовало необходимую инфраструктуру. Другое дело, что отечественный БПЛА подобного класса еще предстоит разработать, а жить предприятию надо сейчас.
Так что эпопея многострадального Оршанского АРЗ ещё далека от завершения, несмотря на некоторый оптимизм.
О производстве боеприпасов и стрелкового оружия. Так «случайно» получилось, что недалеко от Орши создается отечественное производство боеприпасов для стрелкового оружия и самого стрелкового оружия. Если по боеприпасам вопросов нет – они нужны постоянно и собственная продукция будет востребована, с производством стрелкового оружия есть сомнения, связанные с овладением необходимыми технологиями и экономической целесообразностью затеи. Р. Головченко сообщил, что в настоящее время в Беларуси осуществляется сборка огнестрельного гражданского и служебного оружия из импортных комплектующих. И параллельно создается инженерная школа по разработке боевого стрелкового вооружения. Которое должно быть конкурентоспособно в первую очередь на внешнем рынке. Смогут ли отечественные разработки заинтересовать иностранных военных – вопрос будущего, причем не скорого. С учётом консервативности рынка вооружения и высокой конкуренции на нем, есть вопрос в экономической обоснованности идеи производства собственного боевого оружия с полной локализацией.
О научном потенциале отечественного ВПК. Во время интервью было заявлено, что в сфере разработок и исследований в системе отечественного ВПК занято порядка 5000 человек, из которых менее 100 имеют звание кандидатов и докторов наук. Таким образом, практически четверть всех работников отечественной оборонки заняты инновационной деятельностью. Что делает ВПК пожалуй самым технологичным сектором национальной индустрии. То, что только 2% из них имеют научные степени – свидетельство сохраняющегося низкого престижа академической науки, а не отсутствия достойных кандидатов на ученую степень.
В целом подбор и подготовка высококачественных кадров – один из приоритетов деятельности Госкомвоенпрома. Оканчивается период, когда основным двигателем развития ВПК были отставные специалисты-практики, которые были способны, опираясь на свой профессиональный опыт, развивать производство военной техники. В первую очередь по части модернизации имеющихся образцов или использования заложенных в них технологических решений при разработке новых изделий. Сейчас требуется создание абсолютно новых образцов оборонной продукции с нуля. А для этого нужны кадры совсем другого свойства.
Беларусь космическая. Треть спутников дистанционного зондирования земли оснащаются беларуским оборудованием. И это реально огромное достижение и предмет для гордости.
Перспективы экспорта. Р. Головченко высказался довольно осторожно относительно перспектив экспорта в текущем году. Да он растет, и скорее всего по итогам года превысит USD 1 млрд. Но в сравнении с началом года рост основных показателей отечественного ВПК затухает. Очевидно, что невозможно каждый год прирастать на 20-30% бесконечно долго без радикальной смены/расширения номенклатуры продукции.
О национальной ракетной программе. Она носит комплексный межотраслевой характер и активно развивается. В том числе совершенствуется и ракетный комплекс «Полонез». Однако новости по этой части новый глава Госкомвоенпрома намерен сообщать только по мере получения конкретных результатов. Очевидно, он не хочет повторить опыт бывшего руководителя ведомства генерала Сергея Гурулева, который до конца 2017 года обещал продемонстрировать образец отечественного ЗРК. Но заканчивается 2018 год, а пока публике мало что известно о результатах разработки беларуского зенитно-ракетного комплекса средней дальности.
О кибероружии. Дано понять, что Беларусь планирует войти в относительно короткий перечень стран, обладающих собственным кибероружием (включая производство вредоносного программного обеспечения). И это один из приоритетов ВПК страны на следующий период развития.
Техника РЭБ. Отечественная оборонка производит технику радиоэлектронной борьбы, которая находится на уровне лучших мировых образцов. И эта техника использовалась в боевых условиях, где подтвердила свои высокие характеристики. Можно предположить, что речь идет о поставках в Азербайджан и/или ОАЭ. В последней стране Р. Головченко в течение последних пяти лет был послом. В первом случае беларуская техника использовалась бы азербайджанской стороной против формального союзника Беларуси Армении. А во втором случае речь могла бы идти о Йемене, где коалиция аравийских монархий противостоит союзникам Ирана.
Поставки беларуской техники РЭБ в адрес одной из сторон, воющих в Сирии или на Донбассе выглядят крайне маловероятными, т.к. для Беларуси это войны, в которых между собой столкнулись важнейшие для Минска партнеры.