Вы прочитает этот материал за 6 минут.
Амбиции беларуского руководства превосходят технические возможности РСЗО «Полонез». А это означает, что ракетная программа в обозримой перспективе останется в числе приоритетов высшего военно-политического руководства страны.
03.11.2015 Александр Лукашенко посетил республиканское производственное унитарное предприятие «Завод точной электромеханики» в Дзержинском районе (источник). В ходе мероприятия была озвучена информация, позволяющая сделать определенные выводы относительно перспектив развития отечественной ракетной программы.
«Полонез+». Официально признан «китайский след» «Полонеза». Исходным техрешением проекта стала бикалиберная (300 и 370 мм) РСЗО AR3 производства компании «NORINCO». Открытым остается вопрос максимальной дальности «Полонеза» и AR3. Так, одни источники утверждают, что таковая составляет для 370-мм управляемого снаряда 290 км, другие — 280 км (источник, источник). Впрочем, эти 10 км не принципиальны. В качестве промежуточного итога на данный момент Беларусь располагает бикалиберной РСЗО, способной поражать цели высокоточными боеприпасами китайского (пока) производства на дальностях 20-280 км. Вес одного боеприпаса составляет порядка 1-1,1 т, т.е. общая «боевая нагрузка» пусковой установки может быть принята за 10 и более тонн.
Отрытым текстом ответственные военные чиновники заявляют, что в дальнейшем возможности «Полонеза» будут наращиваться за счет применения более мощных и дальнобойных боеприпасов. Как вариант — аналогичных применяемым на китайских РСЗО семейства «WS-2» («Weishi»-«Защитник»). Особый интерес представляет модификация РСЗО «WS-2D» калибром 425-мм с дальностью стрельбы 400 км, что позволяет заполнить нишу ракет малой дальности. РСЗО «WS-2D» оснащается управляемым реактивным снарядом, может снаряжаться боевой частью различных типов, включая кассетную нового типа, которая несёт три специальных самонаводящихся боеприпаса. Во всяком случае, массогабаритные параметры пусковой установки позволяют использовать боеприпасы «WS-2D». Другое дело, что на боевой машине разместится не более 6 таких ракет.
Вечно «модные» ОТРК. Оперативно-тактический ракетный комплекс (далее по тексту ОТРК) 9К79-1 «Точка-У» — единственный, имеющийся у национальной армии, принят на вооружение в 1989 году. В настоящее время ракеты выслужили гарантийные сроки эксплуатации и уже в течение нескольких лет находятся на вынужденном продлении сроков послегарантийного использования (источник). Вопрос замены данных комплексов назрел и «перезрел». С учетом того, что армия традиционно бедна как церковная мышь, есть вероятность, что заменой «Точкам» станут РСЗО «Полонез». Однако, судя по прозвучавшим 03.11.2015 заявлениям, амбиции руководства страны значительно превосходят возможности «Полонеза». В это связи представляется логичным, что опираясь на особый характер отношений с Пекином, Беларусь получит и ОТРК. Тем более, что КНР предлагает такую продукцию на экспорт:
— одноступенчатые ОТРК М-11 (DF-11) с дальностью пуска до 350 км и БЧ массой до 800 кг и её модификация DF-11A массой 4,2 т, с увеличенной до 500 км дальностью, но меньшей массой БЧ (500 кг) (источник);
— DF-15 (экспортный вариант М-9), массой в 6,2 т и дальность в 600 км и БЧ массой 500 кг (моноблочная, химическая, термобарическая и кассетная). DF-15A за счёт снижения БЧ до 320 кг имеет дальность действия до 800 км, а новая система наведения позволила повысить её точность до 30–45 м (источник);
— М-18 с моноблочной БЧ (400–500 кг) с дальностью действия до 1000 км, которая представляет собой двухступенчатую модификацию ракеты М-9.
Однако, на КНР свет клином не сошелся. В развитии отечественной ракетной программы использован не только китайский опыт, но и Сербии, Турции. Последняя располагает ОТРК J-600T Yıldırım нескольких модификаций. В настоящее время разрабатывается ракета с дальностью пуска в 900 км. Стоит отметить, что в свое время турецкая ракетная программа также начала развиваться на китайской технологической базе.
Крылатые ракеты. В данном случае в силу особого характера отношений Минска с Киевом и Исламабадом интерес представляет проект пакистанских крылатых ракет «Babur» («Хатф-7») массой порядка 1,5 т. За основу взяты американские «Tomahawk Вlock 3». Ракета оснащается турбореактивным двигателем МС-400 (Р95-300) производства украинской компании «Мотор-Сич». Подтверждённая дальность – 700 км с достаточно высокими показателями точности. Воздушный вариант наземного «Baburа» получил название «Raad ALCM» и имеет дальность действия в 350 км. Носителями выступают легкие истребители ВВС Пакистана JF-17, Mirage III и Mirage V. Это позволяет рассчитывать на возможность интеграции «Raad» в комплекс вооружения МиГ-29.
В сухом остатке. Подводя итог сказанному можно выделить следующие направления развития проекта «Полонез»:
— тяжелая РСЗО с дальностью действия ракет в 400 км и 4-6 боеприпасами на пусковой установке;
— ОТРК с 1-2 ракетами на пусковой установке;
— крылатые ракеты наземного базирования с 4-6 боеприпасами на пусковой установке.
Помимо технических и организационных сложностей в развитии программы, проблема лежит и в области международных обязательств нашей страны. Беларусь является участником американо-советского Договора «О ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности» по которому нашей стране запрещено иметь на вооружении ракеты наземного базирования с дальностью свыше 500 км. С учетом обстановки в регионе, положения Договора в настоящее время носят дискриминационный характер. И по-хорошему, его уже давно следовало бы денонсировать. Но односторонний выход Минска из соглашения однозначно повлечет негативную реакцию и России, и США, и ЕС. С учетом того, что беларуские власти в принципе не склонны к резким движениям на международной арене, Договор и далее будет фактором-ограничителем для развития ракетных технологий в Беларуси.
Вторым ограничителем является Режим контроля за ракетными технологиями, который требует от стран-участниц воздерживаться (но не запрещает полностью) от экспорта ракетных систем вооружения с дальностью пуска свыше 300 км и массой боевой части более 500 кг. А вот совместная разработка не запрещена. С учётом того, что потенциальные ОТРК и КР в любом случае придётся адаптировать под требования вышеуказанного советско-американского договора.
Официальный Минск последовательно стремится дистанцироваться от противостояния России и Запада. Это в свою очередь требует повысить уровень самостоятельности в вопросах обороны. Которые в настоящее время преимущественно «завязаны» на Москву. Одним из инструментов гарантирования такой самостоятельности следует рассматривать национальную программу создания ракетного вооружения различного класса. Однако эта программа никак не связана с текущим противостоянием в регионе, так как реализуется с той или иной степенью интенсивности в течение последних 8 лет. По странному стечению обстоятельств, 2007 год отмечен первой (и самой жесткой) «газовой войной» между Беларусью и Россией.