«Русская колонна» в Беларуси? Уже не получится

2336

Вы прочитаете этот материал за 14 минут

Всё более очевидно, что Беларусь втягивается, а говоря точнее, втягивают в орбиту интересов так называемого «русского мира». Визиты Владимира Путина в Могилёв и патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Минск красноречиво свидетельствуют о внимании, которое Россия придает Беларуси в своей внешней политике. И дело тут вовсе не в развитии союзнических отношений или переходе на новый уровень сотрудничества двух стран. Судя по всему, адепты и идеологи «русского мира» откровенно рассматривают Беларусь в качества возможной площадки для реванша своих идей и целевых установок. Подогревают такие настроения, кроме всего прочего, необдуманные заявления Александра Лукашенко, вздумавшего уверять Владимира Путина, что Могилёв больше русский, чем беларуский город. А вдруг российский Президент, услышав такие откровения, поинтересовался бы в ответ, почему он всё чаще слышит настойчивые призывы защитить русских в Беларуси?

Русские в Беларуси «почти как в гетто»

В далёком уже 2003 году российский политолог Андрей Суздальцев в интервью «Беларуской газете» выразился о положении русских в Беларуси более чем категорично. Он сказал, что «российская община чувствует здесь себя почти как в гетто». По его мнению, «эта община постоянно испытывает на себе различное давление». Во-первых, «давление со стороны власти, которая считает, что русских в Беларуси — нет. Ни русской диаспоры, ни общины. Есть татары, есть поляки, русских — нет». Не остаются в стороне и оппоненты власти, «есть давление национально-демократической оппозиции». По словам Суздальцева: «Представьте, каково русскому человеку читать оппозиционную печать! Это — страшная вещь. Все эти письма с мест, антироссийские статьи в некоторых газетах».

О том, что русские, живущие в Беларуси, нуждаются в защите своих прав, говорится и заявляется уже который год подряд. Периодически эти утверждения затихают, но потом вновь возобновляются, подпитавшись тем или иным информационным поводом. В основном всё сводится к тому, что русские вынуждены существовать в чуждой для них беларуской национальной среде. К примеру, утверждается, что у них отсутствуют возможности для самовыражения, так как в Беларуси нет СМИ, отстаивающих интересы русской общины. Или, скажем, на полном серьёзе заявляется о том, что здесь нет ни одной русской школы, а есть только школы с русским языком обучения. Также в адрес беларуских властей нередко звучат обвинения в том, что они допускают деятельность в стране прозападных, но отнюдь не пророссийских партий.

Дополнительные аргументы у сторонников таких взглядов появились после переписи населения в 2009 году. Согласно обнародованным статистическим данным, с 1999 г. по 2009 г. численность русских в Беларуси уменьшилась на 31%. Также сократилась и их доля в общей численности населения страны. У учёных-демографов, конечно, был ответ на этот вопрос, но общественное мнение уже отвлеклось на грозно-трагические события в Украине. Митинги и петиции за права этнических русских неожиданно быстро переродились в новоявленный крестовый поход в защиту русскоязычных вообще. Наступление «русского мира» проходило под аккомпанемент «градов» и артиллерийских залпов, оставив на теле Украины кровоточащую рану Донбасса.

Стоит напомнить, что и у нас в Беларуси ряд общественных организаций обратились в связи с этим к Путину. Общественные объединения «Русский дом», «Русь», «Русь молодая» и другие попросили его защитить население юго-востока Украины от «киевской бандеровско-фашистской хунты». «Просим Вас как главу Российского государства и лидера Русского мира не оставить в страшной беде борющихся за справедливость и человеческое достоинство русских людей и принять самые решительные меры по их защите от преступных посягательств фашисткой хунты», — говорилось в обращении.

Если данные общественные организации обеспокоились положением «русских людей» в Украине, то можно достаточно уверенно предположить, что они вполне могут обратиться с аналогичной просьбой к Путину по поводу русских в Беларуси. Во всяком случае, уже озвучены предложения об институте двойного гражданства, то есть возможности иметь российский паспорт, сохраняя беларуский. Как вариант, предлагается введение в Беларуси «карты русского» по аналогии с «картой поляка».

Что же может последовать дальше? Очень не хочется однажды узнать из российских СМИ, что русская община, преследуемая беларускими националистами, превращается в «русское гетто» и находится под угрозой исчезновения. Мы собираемся доказать, что это полный вздор и бессмыслица. Более того, по нашему мнению, русские в Беларуси находятся в более выгодном положении, чем беларусы в России. И на это есть свои причины.

Первая причина — семантическая

Начнём, как полагается, с определения, то есть с установления  смыслового значения слова «гетто». В общепринятом смысле под гетто понимается часть городской территории, специально отведенная для принудительного поселения людей, дискриминируемых по национальному, расовому или религиозному признакам. Думается, нет нужды объяснять, что в этом значении термин «гетто» никоим образом не может быть использован для характеристики положения жителей Беларуси русской национальности. Об их принудительном поселении либо какой-нибудь иной дискриминации не может быть и речи!

Единственным допущением с очень большой натяжкой можно назвать лишь то, что русские на территории нашей страны живут преимущественно в городах. Например, в 1999 г. 85% русских, живших в Беларуси, проживали в городах. Показательно, что на тот момент каждый четвёртый горожанин-русский являлся жителем Минска. По данным переписи-2009, почти 85% русских по-прежнему проживали в городах. Наиболее высокая доля русских была отмечена в Новополоцке (15,5%), Полоцке (14,8%), Бобруйске (13,2%), Гродно (12,2%), Минске и Бресте (10%). А в Могилёве, который для Лукашенко больше русский, чем беларуский город — 7,1% (население города 358 тыс. человек, из них русские — 25 тыс.).

Отметая обвинения в ущемлении русских, назовём и такой факт. Хотя количество русских в Беларуси устойчиво сокращается,  это всё равно самое многочисленное этническое меньшинство в стране. В 2009 г. доля русских в стране составила 8,26%, каждый 12-й житель Беларуси. Несмотря на постоянное сокращение, русские уже несколько десятилетий продолжают удерживать второе место по численности населения в Беларуси. Для сравнения, в 2002 году, согласно материалам Всероссийской переписи, беларусы находились на 9-м месте среди проживающих в России национальностей. Следующая перепись установила, что в 2010 г. беларусы занимали уже 16-е место. Так что положение русских в Беларуси внушает меньшие опасения, чем беларусов в России.

Вторая причина — историческая

В истории Беларуси и историческом прошлом беларуского народа русские, разумеется, занимают особое место. Но на протяжении веков и даже 100-150 лет назад их на беларуских землях в качестве жителей было относительно немного. Проведённая в 1897 г. первая всероссийская перепись населения Российской империи выявила, что в пяти беларуских губерниях жило 492 тыс. русских, или 5,8% от всего населения на этой территории. А в Могилёвской губернии русских насчитали лишь 58 тыс. человек, или 3,4%, что было наименьшим показателем среди всех беларуских губерний.

Ещё более поразительно, что в первые десятилетия советской власти численность русских в Беларуси не росла, а сокращалась. Согласно данным переписи 1926 года, в границах тогдашней БССР проживало 334 тыс. русских (7,7%). В период с 1926-го по 1937 г. их численность в БССР уменьшилась в 1,5 раза и составила 248 тыс. человек (4,8%). К 1939 г. численность русских увеличилась (337 тыс. человек, или 6,6%), но в процентном отношении не превысила уровень начала 20-х годов.

Ситуация заметно изменилась в послевоенное время. Первая послевоенная перепись 1959 г. показывает значительный рост русского населения (659 тыс. человек, или 8,2%). Именно тогда русские стали занимать в Беларуси по численности населения второе место после беларусов. Восстановление разрушенного народного хозяйства БССР, создание новых отраслей промышленности сопровождалось притоком в республику русских.

За период с 1959 г. по 1989 г. численность русских в БССР удвоилась. В национальной структуре населения Беларуси их доля в общей численности населения страны всё время росла —  в 1959 г. — 8,2%, а 1970 г. — 10,4%, в 1979 г. — 11,9%, в 1989 г. — 13,2%. По результатам последней советской переписи 1989 г., в БССР проживали 1 млн. 342 тыс. русских (из них 776 тыс. родились за пределами Беларуси). По сути, в послевоенный период происходил больше искусственный, чем естественный прирост русских в Беларуси, так что неудивительно, что с распадом СССР их доля в общей численности населения стала с каждым десятилетием уменьшаться.

Кстати, не применим заметить, что в советское время удельный вес беларусов в национальной структуре своей республики имел устойчивую тенденцию к уменьшению. В 1959 г. беларусы составляли 81,1% от всего населения БССР, в 1970 г. – 81,0%, в 1979 г. – 79,4%, в 1989 г. – 77,9%. Эта тенденция изменилась лишь тогда, когда беларуский народ получил государственный суверенитет (в 1999 г. – 81,2%, в 2009 г. – 83,7%).

Третья причина — демографическая

Анализ статистических данных показывает, что в независимой Республике Беларусь численность русских стала неуклонно снижаться. В период с 1989 г. по 1999 гг. их численность уменьшилась на 15%, в 1999 г. насчитывалось 1 млн. 141 тыс. русских. С 1999 г. по 2009 г. численность русских в Беларуси уменьшилась ещё на 31%. В 2009 г. численность русских составила 785 тыс. человек, уменьшившись по сравнению с 1999 г. на 356 тыс. человек. Также сократилась их доля в общей численности населения (с 11,4% в 1999 г. до 8,3% в 2009 г.). Нет оснований думать, что за последнее десятилетие эти процессы приостановились.

Как же можно объяснить интенсивное уменьшение численности русских в Беларуси? Например, это обусловлено миграционными процессами, выездом русских за пределы Беларуси в связи с чернобыльской катастрофой, переселением их назад в Россию и т. п. причинами. В значительной мере на сокращение количества русских в нашей стране влияет естественное старение населения, то есть демографические причины. Представляя результаты переписи-2009, заместитель начальника управления Национального статистического комитета РБ Елена Кондратенко сообщила БЕЛТА: «Уменьшение численности представителей русской национальности, как и жителей страны в целом, связано, прежде всего, со старением населения и, как следствие, его естественной убылью». С 1999 по 2009 г. удельный вес людей старше трудоспособного возраста в общей численности русских увеличился на 11,4% и приблизился к 33%. При этом доля детей и подростков в возрасте до 16 лет среди респондентов, которые при переписи отнесли себя к русским, существенно снизилась — с 15,2% до 7,4%.

Так что уменьшение численности русских в Беларуси имеет объективные причины. Уместно отметить, что негативные демографические процессы отразились на уменьшении численности представителей всех наиболее многочисленных национальностей нашей страны (евреев, украинцев, поляков, цыган и др.), а не только русских. К примеру, с 1989 г. по 2009 гг. произошло уменьшение удельного веса поляков – с 4,1% до 3,1% и украинцев – с 2,9% до 1,7%.

И, кстати, количество живущих в России беларусов тоже подвержено значительному сокращению. Согласно результатам переписи населения в 1989 г. в России насчитали 1 млн. 206 тыс. беларусов, в 2002 г. уже 807 тыс., а в 2010 г. — 521 тыс.

Четвёртая причина — внутриполитическая

Пока нас пытаются уверить в том, что русская община находится в Беларуси на положении гетто, со стороны беларусов раздаются не менее эмоциональные суждения. Трудно поверить, но предлагалось даже создать для беларускоязычного населения специальные резервации?! Один из активных деятелей беларуского национального Возрождения (не указываем его фамилию, чтобы не позорить) предлагал в начале 2000-х следующее: «Не выключаецца і такого, што не толькі дзеля надзейнага захавання, але і ўстойлівага развіцця беларускамоўнай меншыні, давядзецца заняцца і вырашэннем яе тэрытарыяльнага пытання, каб прадстаўнікам гэтай часткі карэннага насельніцтва краіны забяспечыць кампактнае пражыванне, так як гэта, да прыкладу, зроблена праз стварэнне спецыяльных рэзервацый (калоній) для абарыгенаў ЗША». При этом была высказана надежд, что эта абсурдная идея будет надлежащим образом воспринята и реализована: «Можна спадзявацца, што ідэя стварэння рэзервацыі для беларускамоўнай меншыні знойдзе шырокі рэзананс у грамадстве і давядзецца заснаваць не адну, а некалькі такіх рэзервацый».

Подобные проекты не плод воспаленного воображения, а результат проводимого в стране внутриполитического курса, приведшего к раздвоению национального самосознания значительного числа беларусов. Они живут в Беларуси, считают себя беларусами, но отвергают беларуский язык, а родным языком называют русский. Причина в том, что поколение постсоветских беларусов вот уже более двадцати лет находится в условиях, препятствующих их национальной самоидентификации.

В настоящее время русский язык практически вытеснил беларуский в основных сферах общественной жизни. Совершенно нереально получить полноценное высшее образование на беларуском языке, его почти не слышно в парламенте и судах, на армейском плацу и в кабинетах номенклатуры. Конечно, это можно объяснить тем, что в Советском Союзе БССР была самой русифицированной республикой, но будем объективны — за период правления Александра Лукашенко процессы русификации обрели второе дыхание и усилились. Поэтому «русское гетто» чувствует себя здесь гораздо более уверенно, чем «беларуская резервация».

Пятая причина — внешнеполитическая

Можно много говорить о положении русских в Беларуси и характеризовать его тем или иным образом, но в любом случае очевидно одно. По сравнению со всеми остальными национальностями статус русских в беларуском обществе определяется и подкрепляется особыми союзническими отношениями двух государств — Беларуси и России. Именно поэтому любые заявления о принижении прав и интересов русских в нашей стране, звучащие достаточно долго и регулярно, не воспринимаются ни российской, ни беларуской общественностью.

По этой же причине периодически возникающие между Россией и Беларусью нефтяные и продуктовые войны имеют последствия лишь на государственном уровне. В Кремле прекрасно понимают, что личностные особенности главы Беларуси позволяют обвинить его во многом, но только не в предвзятом отношении к русским, к которым он, как нам кажется, более снисходителен, чем к самим беларусам.

Примечательно, что ещё в 1997 г., то есть в самом начале правления Александра Лукашенко, директор Российского института стратегических исследований Евгений Кожокин вынес вердикт: «Лукашенко выгоден России». По его мнению, опубликованном, кстати, в «Советской Белоруссии», «многие российско-беларуские конфликты — на самом деле российско-лукашенковские». За прошедшее с тех пор время произошло множество всяческих российско-беларуских конфликтов, но российско-беларуские межгосударственные отношения и тем более отношения между русскими и беларусами существенно не изменились.

К тому же Александр Лукашенко не устаёт напоминать, что русские для него являются самыми близкими людьми, в его выступлениях полным-полно подобных утверждений. Что же касается российской стороны, то официально не высказывается никаких сомнений на этот счёт. В связи с этим сошлёмся на показательный пример. В 2010 г. состоялась презентация изданной в Минске книги «Русские в Беларуси». Издание вышло при непосредственном участии и поддержке Посольства Российской Федерации в Беларуси. Как отмечает в обращении к читателям книги Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ Александр Суриков: «Особенность Республики Беларусь заключается в том, что русские, проживающие здесь, наряду с беларусами представляют часть государствообразующей нации. Русский язык, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, является вторым государственным языком, что обеспечивает всем нашим соотечественникам получение образования и профессии, доступ к занятию государственных должностей, информации на родном языке. Престиж русского языка и русской культуры в Беларуси достаточно высок, а отношение к русскому народу самое тёплое».

Кажется, кто-то уверял, что «часть государствообразующей нации» чувствует себя в Беларуси «почти как в гетто»? Окститесь, господа.

Logo_руна