Вспышка лихорадки Эбола в Западной Африке является худшей в истории, с почти 900 летальными исходами (цифры на момент написания материала). Никакие исследования не могут спасти тех, кто уже погиб, но наша способность учиться на примере таких трагедий — ключевой фактор сохранения глобальной устойчивости перед лицом эпидемий. Исходя из этого посыла можно сделать шесть выводов из произошедшей вспышки лихорадки Эбола.
Заболевание является глобальным.
Перед вспышкой лихорадки Эбола, были вспышки MERS, SARS, H1N1, H5N1, кори и полиомиелита. Сегодня ни одна часть мира не является недоступной, люди пересекают границы в беспрецедентных количествах и с беспрецедентной скоростью. Современный транспорт повышает удобство и способствует коммерции, но он также способствует и быстрому распространению микробов из самых отдаленных уголков планеты. Это подчеркивает глобальный характер угрозы существующих инфекционных заболеваний.
Эбола уникальна.
Эбола — относительно новая болезнь, не имеющая вакцины или лечения. Вирус передается через выделения.
Эбола — «горячая» болезнь, которая быстро распространяется, но может «перегореть», как только люди получают предупреждение об опасности. Это особенно верно для стран с сильной инфраструктурой здравоохранения, имеющей практику по борьбе с инфекциями и способной отслеживать пути распространения заболевания.
Страх и непонимание являются факторами.
Смертельное заболевание, от которого нет вакцины или лечения, является пугающим. Еще более страшное то, с какой скоростью Эбола разрушает организм изнутри. Вероятность ужасной смерти подогревает общественный страх, поэтому важно, чтобы власти предпринимали меры по сдерживанию и паники, и болезни.
Недоверие к власти может быть проблемой. В Африке, например, некоторые из заболевших отказываются от лечения, угрожают работникам здравоохранения.
Культура также является фактором. Например, полиция в Гвинее вынуждена была применить слезоточивый газ против толпы, которая стремилась забрать зараженные трупы из морга для проведения погребального обряда.
То же самое касается невежества. Эбола передается через выделения и требует тесного контакта с инфицированным человеком. Тем не менее, этот момент может не учитываться обывателями, которые могут полагать, что простое пребывание рядом с инфицированным человеком является угрозой.
Сохранение баланса личных и коллективных интересов.
Карантин ограничивает права человека и представляет баланс индивидуальных и коллективных интересов. Эта извечная правовая и политическая проблема для общественного здравоохранения. Сьерра-Леоне, где наибольшее число заболевших, приняла строгие правила карантина, а Либерия лишь рассматривает подобные меры.
Следует учитывать и предрассудки, связанные с инфекцией. Вспышки заболевания могут генерировать массовое давление общественности с требованием изоляции пострадавших регионов. Реакция властей может довести общество до предела. В районах, где правительство не в состоянии обуздать заболевание, цивилизованность взаимоотношений подвергнется серьезным испытаниям.
Эбола в Америке маловероятна.
Сильная система здравоохранения и инфекционного контроля в США делает угрозу крупной вспышки лихорадки Эбола незначительной. Если зараженный человек приехал в Америку, здравоохранение может диагностировать болезнь, обеспечить лечение и проследить местонахождение всех лиц, которые имели контакт с пациентом. Латентный риск от этих «третьих лиц» может быть решен путем изоляции, если они больны, или карантином, если симптомов пока нет. Если вспышка произойдет, то она с высокой вероятностью будет быстро локализована и быстро ликвидирована.
Так как нет возможности предотвратить перемещение зараженного Эболой человека, мы должны быть готовы к единичным случаям и небольшим вспышкам в местах за пределами Гвинеи, Либерии и Сьерра-Леоне. Тем не менее, выявление возможных вирусоносителей из числа авиапассажиров необходимо чтобы предотвратить дальнейшее заражение. То же касается карантинных пунктов.
Есть повод для оптимизма в борьбе с лихорадкой Эбола.
Хотя это вряд ли уже будет иметь большое влияние на текущую вспышку, есть обнадеживающие признаки прогресса в разработке средств для будущих битв против лихорадки Эбола.
Ученые также разработали вакцину против Эбола, которая будет проходить испытания на людях. В то время как есть много практических проблем, которые все еще необходимо преодолеть, если все пойдет хорошо, вакцина может быть создана в середине-конце 2015 года, дав важное средство для сдерживания будущих вспышек.
Джейн С. Рингел, Питер Челк, Rand Corp.
