Вы прочитаете этот материал за 5 минут
Частная военная компания (от английского рrivate military company) — это прежде всего коммерческое предприятие, которое специализируется на предоставлении разного рода услуг в сфере безопасности и использования вооруженной силы.
В 1990-е годы по окончании Холодной войны в странах НАТО и бывшего Варшавского блока оказалось довольно большое количество профессиональных военных и сотрудников специальных служб, которые уже были не так нужны своим правительствам. В то же время возник или продолжался целый ряд локальных военных конфликтов, в которых они могли найти себе применение на службе той или иной страны Балканского полуострова, бывшего СССР, Африки, Латинской Америки и Азии.
Возрастание нестабильности и терроризма в регионах, где работали многие западные сырьевые корпорации, также способствовал расширению спроса на услуги частных военных специалистов. Взрывной же рост популярности сектор околовоенных коммерческих услуг пришелся на американскую войну против террора — сначала на территории США, а потом в Афганистане и Ираке.
В классическом виде ЧВК существуют в странах Запада — это настоящие коммерческие организации, которые исполняют официальные контракты правительств, международных организаций и корпораций. Они используются там, где обычные Вооруженные Силы или спецслужбы не имеют достаточных людских, временных или иных ресурсов для выполнения необходимых функций, не заинтересованы в расширении штата (например, в связи с кратковременностью задачи) или не могут действовать вообще — например, на территории иностранного государства для защиты объектов коммерческой фирмы.
Сотрудники таких ЧВК не используются для полномасштабных боевых действий, а осуществляют аналитические, охранные, образовательные (подготовка личного состава) или вспомогательные (например, придаются в качестве переводчиков военным) задачи
Негативный опыт России
В России были созданы псевдо-ЧВК (например, печально известная «ЧВК Вагнера») — фактически существующие на государственные деньги, но, возможно, финансируемые через подконтрольные Вооруженным Силам, спецслужбам или тем или иным чиновникам и близким к власти бизнесменам структуры-прокладки, нелегальные вооруженные формирования для совершения операций в интересах государства. Собственно, в России создали тот самый вид «ЧВК», существование которых приписывали Западу — пушечное мясо, которое должно выполнять за официальные Вооруженные Силы любую грязную работу.
По сути «ЧВК» российского образца — средство с той или иной скоростью коррумпировать свои силовые структуры. При этом властям РФ не получается оставить свои руки «чистыми», а использование таких псевдо-ЧВК только приводит к новым скандалам.
Действовать же самостоятельно в полной мере такие структуры все равно не способны даже при получении танков и легкой бронетехники в связи со своей относительной малочисленностью. И в Украине, и в Сирии российские псевдо-ЧВК решали лишь локальные боевые задачи под прикрытием более широких операций Вооруженных Сил и спецслужб РФ.
Какая ЧВК могла бы пригодиться Беларуси?
Настоящие же ЧВК — полезный инструмент политики государства, когда они существуют и действуют в понятном и прозрачном правовом поле.
Частная (или, скорее, государственная по форме собственности) беларуская коммерческая военная компания (БКВК), которая действует абсолютно легально, могла бы исполнять для Беларуси сразу несколько важных военных, политических и даже социальных функций.
Первое, в ходе выполнения заказов для иностранных государств, такая КВК, действующая по согласованию с МИД Беларуси, давала бы беларуской дипломатии ценный канал для расширения международных политических и экономических контактов и улучшала бы имидж нашей страны за рубежом. Исполнение БКВК функций в интересах защиты гуманитарных организаций, мирного населения могло бы стать серьезной составляющей «мягкой силы» беларуского государства.
Второе, можно было бы рассмотреть возможность регулярной стажировки беларуских офицеров и прапорщиков армии и спецслужб в такой КВК для расширения их кругозора, повышения уровня образования, перенятия иностранного военного опыта. В конце концов, при правильной организации, это стало бы частью системы повышения авторитета профессиональной военной службы в ВС РБ.
Третье, БКВК стала бы местом, куда могли бы стремиться беларуские солдаты и офицеры-отставники после ухода со службы, что повышало бы их лояльность беларускому государству и сокращало бы их участие в конфликтах, в которых Беларусь не заинтересована. Перспектива трудоустройства в БКВК также могла бы стать стимулом для солдат срочной службы.
Четвертое, естественно, что контрактники БКВК впоследствии могли бы переходить на работу в иностранные ЧВК, однако это лишь усиливало бы позиции беларускай дипломатии и спецслужб в мире.
Пятое, БКВК при условии правильной организации — четкий правовой статус, прозрачность, гарантии для раненых и семей погибших — стала бы местом трудоустройства тысяч здоровых, физически развитых и имеющих образование мужчин и женщин, не только препятствуя их трудовой миграции за границу, но и пополняя государственный бюджет за счет прямых и косвенных налогов, а также пенсионных отчислений. Кроме того, компания сама по себе привлекала бы в Беларусь миллионы, а потенциально и миллиарды долларов.
Александр Гелогаев, специально для Belarus Security Blog
