Сказки и предания про МВД: Внутренних войск слишком много и они ничего не делают.

7666

Ни одно силовое ведомство, даже КГБ РБ, не вызывает в Беларуси столько противоречивых чувств и суждений, как наша рабоче-крестьянская милиция. При этом, за последние полтора десятка лет в отношении МВД РБ сформировалось несколько устойчивых мифов. В данной серии материалов мы попытаемся разобраться с некоторыми из них. И начнем с Внутренних войск МВД. Напомним, что в первом материале серии мы говорили о необходимости и целях внутренних войск.

Миф №2: Внутренних войск слишком много и они ничего не делают.

В 90-х годах неофициально утверждалось, что численность Внутренних войск МВД РБ (далее по тексту ВВ) составляет 50-80 тыс. человек, то сейчас из открытых источников можно вывести их численность в 11-13 тыс. Много это или мало?

Давайте сравним численность формирований, аналогичных нашим ВВ, и их удельный вес в численности населения:

Страна

Население, млн.

Численность личного состава, тыс. человек

Приходится на 1000 человек населения

Португалия

10

26

2,60

Нидерланды

17

5,6

0,33

Франция

63

103

1,63

Испания

46

73

1,59

Италия

61

249

4,08

Румыния

21

57

2,71

Кувейт

3

7,1

2,36

Ливан

4

20

5

Малайзия

30

18

0,6

Парагвай

6

15

2,5

Польша

38

7,3

0,19

Саудовская Аравия

29

100

3,45

Сербия (без Косово)

8

4

0,5

США

315

460

1,46

Турция

75

150

2

Тунис

11

12

1,09

Чили

18

38

2,11

Беларусь

9,5

11-13

1,16-1,37

Таблица охватывает лишь случайно выбранные государства. Но её достаточно, чтобы понять: милитаризированность нашего МВД не более чем миф. Беларусь, даже в сравнении со странами ЕС, имеет средние показатели численности военизированных правоохранительных органов на душу населения. Лидерство принадлежит Италии. И как там у них с демократией и правами человека? Вроде, неплохо. Хотя негры и арабы бунтуют регулярно. Вообще стоит отметить такую особенность: в Европе наиболее высокие показатели численности военизированных структур демонстрируют именно романские страны (Италия, Испания, Португалия, Франция и Румыния). Сложно сказать, с чем это связано.

Но, на самом деле, показатели численности, её соотношение к населению — это, в общем-то, только видимая и далеко не самая важная часть. Главное — функции, которые возлагаются на органы, аналогичные нашим ВВ в других странах.

Две базовых функции остаются неизменными: охрана важных объектов/грузов и подавление внутренних беспорядков. А далее следуют дополнительные, которые в разных странах отличаются. Национальная гвардия США, например, активно участвовала в боевых действиях за пределами своей страны. Национальная республиканская гвардия Португалии выполняет функции пограничной охраны (правда, непонятна какой границы – страна на суше граничит только с ЕС и входит в шенгенскую зону). Национальная гвардия Саудовской Аравии занята охраной нефтепромыслов. Французская жандармерия отвечает за территориальную оборону (что правильно и рационально).

Интересно отметить, что в США, Испании, Франции, Португалии, Италии, Румынии, Чили, Саудовской Аравии силы внутренней безопасности по численности сопоставимы или даже превосходят численность Сухопутных войск, подчиненных местным Минобороны. И, в отличие от беларуских ВВ, имеют в большинстве случаев собственную авиацию и тяжелое вооружение. Казалось бы, зачем итальянским карабинерам боевые вертолеты и танки? Однако, имеются, и в немалых количествах.  Хотя, конечно, до Национальной гвардии США им далеко.     

Возвращаясь к функциям, следует отметить, что есть особенности и у наших ВВ: на них возложена охрана тюрем и колоний, а также конвоирование осужденных и арестованных. В большинстве других стран все вопросы исполнения наказаний отнесены к компетенции органов юстиции или вообще отдельного специального правительственного ведомства. По открытым данным, ежесуточно для выполнения функций конвоирования и охраны исправительных учреждений привлекаются свыше 400 бойцов ВВ. С учетом нарядов сутки через трое и поправкой на заболевших и находящихся в отпусках, получается, что этими задачами занято не менее 2000 военнослужащих. Ежегодно ВВ конвоируют свыше 230 тыс. осужденных и заключенных под стражу лиц. Под охраной в местах лишения свободы находится около 35 тыс. осужденных. 

Кроме того, в составе беларуских ВВ работают подразделения разминирования (саперно-пиротехнические группы), которые, с учетом истории нашей страны, без дела не сидят: среднегодовое количество выездов для разминирования приближается к 4 000.

Ежедневно более 1 000 бойцов ВВ несут патрульную службу на улицах всех областных и семи крупнейших районных центров страны. Кроме того, подразделения ВВ периодически привлекаются к выявлению, предупреждению и пресечению противоправных действий на Государственной границе в интересах Государственного пограничного комитета Республики Беларусь.

Специалисты-кинологи ВВ привлекаются для участия мероприятиях по борьбе с оборотом наркотиков и торговлей людьми.

Помимо охраны общественного порядка, важных объектов, обеспечения судебных процессов и конвоированию лиц, находящихся под стражей, на ВВ возложены задачи ликвидации последствий аварий природного и техногенного характера, демеркуризации ртути.

Кроме того, у беларуских ВВ имеются еще две функции, в исполнении которых пока, слава богу, необходимости нет:

— несение режимно-комендантской службы по обеспечению режима чрезвычайного и военного положения в местностях, где вводятся такие режимы;

— несение режимно-карантинной службы  по обеспечению изоляционно-ограничительных мероприятий, охране общественного порядка и общественной безопасности в зоне чрезвычайной ситуации при ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий.

Казалось бы, круг обязанностей у ВВ МВД Беларуси широк. Но только рядовой обыватель о них не знает и не слышал. Для абсолютного большинства беларусов Внутренние войска ассоциируются исключительно с тюрьмами и маханием дубинками на площадях.

Предыдущий материал по теме:

Сказки и предания про МВД: Внутренние войска нужны лишь диктаторским режимам.

Logo_руна