Ни одно силовое ведомство, даже КГБ, не вызывает в Беларуси столько противоречивых чувств и суждений, как наша рабоче-крестьянская милиция. При этом, за последние полтора десятка лет в отношении МВД РБ сформировалось несколько устойчивых мифов. В данной серии материалов мы попытаемся разобраться с некоторыми из них. И начнем с Внутренних войск МВД.
Миф №1: Внутренние войска нужны лишь диктаторским режимам.
За последний год в нашей стране негосударственными субъектами разработано и предложено несколько вариантов реформирования МВД РБ. Каждый из них весьма отличается от другого. Но есть один момент, который их объединяет: предложение ликвидировать Внутренние войска МВД (далее по тексту ВВ). Предлог состоит в оптимизации структуры, экономии бюджетных средств и европейском опыте, где «никаких Внутренних войск нет». Последнее является откровенной подтасовкой фактов. Далеко не во всех странах есть военизированные структуры, с названием «Внутренние войска», но во многих странах есть структуры, которые в целом предназначены для выполнения задач, сходных с задачами наших ВВ. Кстати, в тех странах, в которых нет специализированной военизированной организации для поддержания правопорядка, предусмотрена возможность привлечения для подавления внутренних беспорядков армейских частей. Говоря проще, например, немцы или датчане не видят ничего антидемократичного в том, что существует гипотетическая возможность давить танками собственных сограждан. Главное, чтобы это было урегулировано законом.
Не понятно, почему танки на улицах некоторым видятся более демократичными, нежели грузовики с солдатами ВВ.
Страны ЕС демонстрируют двойственность подхода к вопросам обеспечения охраны внутренней безопасности государства военными средствами. Это либо соответствующие структуры, подчиненные МВД, либо закрепленная законом возможность привлекать для ликвидации гражданских беспорядков армейские части. А, например, в Италии, военизированных структур целых три: карабинеры, финансовая гвардия и охрана общественной безопасности. В мирное время у них двойное подчинение: в части правоохранительной деятельности они подчиняются МВД или Минфину (для финансовой гвардии); в части вооружения, комплектования и подготовки — Министерству обороны. В военное время все эти структуры автоматически переходят в подчинение военного ведомства. Такая «милитаризация» не мешает Италии быть демократической республикой с парламентской формой правления. Но инициаторы роспуска ВВ в Беларуси этот факт почему-то игнорируют.
Италия лишь один пример. Но когда начинаешь смотреть на обеспечение безопасности в различных странах по всему миру, то приходишь к выводу, что нет никакой связи между военной организацией государства, численностью его силовых структур и уровнем демократии в стране. Никакой!
Для подтверждения этой мысли приведем произвольно составленный перечень стран, имеющих военизированные правоохранительные органы с функциями, сходными с функциями беларуских ВВ:
— Португалия (Национальная республиканская гвардия);
— Нидерланды (военная жандармерия);
— Франция (жандармерия);
— Испания (Гражданская гвардия);
— Италия (Войска карабинеров, Финансовая гвардия, Охрана общественной безопасности);
— Румыния (жандармерия);
— Молдова (Войска карабинеров);
— Кипр (военная полиция);
— Кувейт (Национальная гвардия);
— Ливан (Войска внутренней безопасности);
— Малайзия (полевая полиция);
— Марокко (жандармерия, вспомогательные силы);
— Монголия (Внутренние войска);
— Оман (гвардия);
— Пакистан (Национальная гвардия, легкая пехота);
— Парагвай (Специальная полиция);
— Польша (какой курьёз, но тоже Внутренние войска);
— Саудовская Аравия (Национальная гвардия);
— Сербия (Специальные полицейские части);
— США (Национальная гвардия);
-Турция (жандармерия);
— Тунис (Национальная гвардия);
— Бангладеш (Ансары);
— Бахрейн (Национальная гвардия);
— Болгария (Полиция безопасности);
— Замбия (военизированная полиция);
— Шри-Ланка (Национальная гвардия, военная полиция);
— Великобритания (Оперативные силы Территориальной Армии);
— Чили (Гвардия внутренней безопасности (карабинеры)).
А есть еще Россия, Украина, Казахстан, Таджикистан, Йемен, Непал, Алжир, Египет, Иран, Бразилия, Таиланд, Камбоджа и многие другие. Страны тропической Африки радуют взгляд любого милитариста наличием в рамках одного государства сразу армии, жандармерии и какой-нибудь гвардии (национальной, республиканской или президентской).
Политические режимы – на любой вкус. От ультралиберальной Голландии до сталинистской Северной Кореи. Форма правления, территориального устройства, уровень экономического развития и прочие характеристики государств также отличаются.
Во многих странах, где нет аналога наших ВВ, часть их функций возлагается на парамилитарные структуры (Земесардзе в Латвии, Кайтселийт в Эстонии, Хемверн в странах Скандинавии).
Вывод напрашивается очевидный: то, что большое количество настолько разных государств считают необходимым иметь военизированные органы, выполняющие правоохранительные функции, свидетельствует о наличии в этом смысла и необходимости. Каких? Наверное, у каждой страны они свои, им там, на местах, виднее.
