Способен ли бюджет «потянуть» все пожелания военных? Начало

1102

Вы прочитаете этот материал за 4 минуты

В ходе проходившего с 23 по 29 августа 2020 г. Международного военно-технического форума «Армия-2020» делегацией Беларуси во главе с заместителем Министра обороны Сергеем Симоненко были заключены контракты на поставку в 2021-2025 гг. систем ПВО производства ОАО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», двух батальонных комплектов БТР-82А производства ПАО «Арзамасский машиностроительный завод» (АМЗ) и первой партии из четырех вертолетов Ми-35.

Затем, 23.11.2020 Министр обороны Беларуси Виктор Хренин заявил, что в 2021 г. планируется приобрести у России по четыре истребителя Су-30СМ и четыре вертолета Ми-35.

14.01.2021 командующий ВВС и войсками ПВО генерал-майор Игорь Голуб заявил, что Беларусь готовит к заключению с Россией еще и контракты на поставку систем ПВО дальнего действия С-400 «Триумф» и комплексов ПВО ближнего действия «Панцирь-С», однако количество установок комплексов названо не было.

Не была названа и стоимость контракта. Но, учитывая, что стоимость поставки Турции четырех дивизионных комплектов С-400 с ракетами составила USD 2,5 млрд, то стоимость одного дивизиона (4-12 пусковых установок (ПУ), в штате войск ПВО ВКС России – 8 ПУ) составляет 625 млн долл, что сопоставимо с годовым оборонным бюджетом Беларуси.

Примечание. Оборонный бюджет Казахстана, который приобретает аналогичную военную технику у России, но по внутренним ценам России, на 2020-2022 гг., составляет 961 млрд тенге или USD 2,55 млрд, т.е. годовой – примерно USD 850 млн..

И это стоимость только одного дивизиона ЗРК С-400, кроме того, как было заявлено, готовится и контракт на поставку ЗРПК «Панцирь-С», количество которых также не известно. Вполне возможно, что эти ЗРК предназначены для организации объектовой системы ПВО одной из собственных авиабаз или той авиабазы, на которой будут осуществлять базирование российские самолеты. В этой связи, весьма вероятно, что система ПВО будет организована по образцу той, которая защищает российскую базу «Хмеймим» в Сирии.

Согласно данных открытых источников, уже к ноябрю 2015 г. здесь была развернута объединенная система ПВО, основой которой является ЗРК С-400 «Триумф», способные поразить цель на дальности до 400 км и высоте до 30 км со скоростью полета 4800 м/с. Кроме них в состав объединенной российско-сирийской ПВО вошли ЗРК большой дальности С-200ВЭ «Вега», ЗРК средней дальности «Бук-М2Э», С-125 «Печора-2М», ЗРК малой дальности «Оса-АКМ» и ЗРПК ближнего действия «Панцирь-С1», который является средством непосредственного прикрытия авиабазы и ЗРК С-400 «Триумф».

В ноябре 2015 г. в состав объединенной системы ПВО были включены ЗРК С-300ФМ «Форт-М», которыми оснащены ракетные крейсеры «Москва» и «Варяг». Кроме того, для защиты авиабазы от воздушной и космической разведки были развернуты комплексы РЭБ/РЭП «Красуха-4» и «Репеллент».

В настоящее время на базе развернут комплекс РЭБ «Дивноморье», а на ближних подступах ее воздушное пространство защищают ЗРК «Тор-М2» и ЗРПК «Панцирь-С1/М», качественно дополняющие один одного в соотношении 1:2.

РЛС типа ФАР ЗРПК «Панцирь-С1» видят цели на дальности в 80 км. Батарея (до шести установок) «Панцирь-С1» может посредством цифровой сети связи в различных режимах, создавать эффект щита, ее ракеты имеют дальность поражения цели до 20 км и высоту до 15 км, а спаренные зенитные 30-мм автоматы – дистанцию до 4 км. Управляемые ракеты 9М338 (по 16 в каждом) ЗРК «Тор-М2» имеют дальность поражения цели до 16 км и высоту до 10 км.

Система ПВО базы «Хмеймим» на инфографике испанского военного блога «Análisis Militares»

Таким образом, исходя из системы объединенной ПВО базы «Хмеймим», для прикрытия  дивизиона (8 ПУ) ЗРК С-400 требуется, по меньшей мере, дивизион  ЗРК «Тор-М2» и два дивизиона ЗРПК «Панцирь-С».

Способен ли беларуский «Боливар», т.е. бюджет, вынести эту ношу? Или эти системы ПВО будут переданы в счет российского кредита или же в обмен на какие-то реальные «плюшки», например, право пребывания российской авиации на беларуской авиабазе «Барановичи» или «Мачулищи»?

А ведь кроме систем ПВО законтрактованы еще четыре истребителя Су-30СМ, два батальонных комплекта БТР-82А и четыре вертолета Ми-35М.

Экспортная стоимость Су-30СМ около 50 млн долл. Именно по такой стоимости Россия изначально предлагала свои истребители и Беларуси. Однако в 2015 г. Россией был заключен контракт с Казахстаном, согласно которому стоимость одного Су-30СМ составила 21,4 млн. долл, как и для российских ВКС. В этой связи возможно, что и Беларуси в 2019 г. четыре Су-30СМ были поставлены по внутренним российским ценам (к тому же в счет российского кредита), но с учетом их инфляционного роста, т.е. примерно 30-35 млн. долл за единицу. Весьма вероятно, что и очередная партия Су-30СМ, стоимостью минимум 120 млн. долл. будет также передана в счет кредита или все же в обмен на какие-то «плюшки».

Конечно же, поступление в состав ВВС Беларуси даже четырех Су-30СМ стало большим приростом возможностей ее ПВО. Тем не менее, даже одной авиаэскадрильи в составе 12 истребителей будет явно недостаточно для контроля воздушного пространства даже в мирное время.

Продолжение следует.

Леонид Спаткай, специально для Belarus Security Blog

Друзья! На нашем сайте вы можете поучаствовать в опросе и высказать свое мнение, насколько в текущей ситуации закупки дорогостоящего вооружения актуальны для Беларуси. Форма опроса — на главной странице сайта справа под блоком последних материалов. 

Другие материалы по теме:

Способен ли бюджет «потянуть» все пожелания военных? Продолжение

Способен ли бюджет «потянуть» все пожелания военных? Окончание

Logo_руна