Станут ли нелегальные мигранты причиной вооруженного конфликта на границе Литвы и Беларуси?

930

Вы прочитаете этот материал за 11 минут

С наступлением весны в Европу начинают свой путь из Азии и Африки караваны перелетных птиц и нелегальных мигрантов. Несмотря на ужесточение законодательства и иные меры по противодействию нелегальной миграции, которые принимаются. Например, власти соседней с Беларусью Латвии ещё 2016 г. начали возводить на своей границе с Россией заградительный забор, а также ужесточили наказания за ввоз в страну нелегальных мигрантов. Кстати, тогда же было заявлено и о необходимости возведения заградительного забора и на границе с Беларусью. Общая стоимость этого сооружения протяженностью 92 км и выстой не менее 2,7 м была оценена в 17 млн. евро, а его возведение планировалось завершить до 2020 г. Всего же на обустройство границ и на повышение эффективности пограничной службы Латвии тогда требовалось Eur 80 млн (источник).

Однако, властями Литвы подобные меры не предпримались, так как границу с Беларусью надежно охраняли беларуские пограничники и правоохранители, которые задерживали нелегальных мигрантов еще задолго до того, как те могли увидеть территорию соседней страны (подробнее: здесь и здесь).

Но в августе 2020 г. страны Евросоюза не признали результаты прошедших в Беларуси президентских выборов и позднее ввели санкции в отношении руководства Беларуси и близких к нему бизнесменов. В ответ Минск приостановил действие договора с Евросоюзом о реадмиссии. К границам соседних с Беларусью стран ЕС потянулись «стаи» нелегальных мигрантов, которых, даже по оптимистическим прогнозам, должно было появиться не менее 2000 человек.

За первый квартал 2021 г. на границе Литвы с Беларусью их было задержано 90 человек, из которых 59 оказались гражданами Ирака, 21 – Беларуси, по трое – Таджикистана и Йемена, двое – Шри-Ланки, по одному – Турции и России.

Затем их поток через границу с Беларусью стал увеличиваться и к 5 августа количество нелегальных мигрантов, проникших на территорию Литвы, превысило 1800 (по оценкам литовской стороны – до 4000). Для сравнения, в 2020 г. пограничниками Литвы был задержан 81 нелегальный мигрант, в 2019 г. – 46, в 2018 – 104, в 2017 – 72.

В результате власти Литвы оказались лицом к лицу с серьезной проблемой, решать которую, объявив 2 июля в стране режим чрезвычайной ситуации, решили несколькими путями.

Во-первых, так как имеющиеся места пребывания нелегальных мигрантов оказались переполненными, как, например, палаточный городок в Пабраде, то для их размещения было решено в Швенчёнском районе оборудовать контейнерный городок на 40 000 человек.

Однако это решение стало поводом для недовольства местных жителей, которые протестуют и в других местах, где есть места пребывания нелегалов, требуя от правительства размещать их где угодно, но «подальше от наших домов». Одна из причин этих протестов – боязнь чужаков, хотя места их пребывания охраняются, а им запрещено покидать их без сопровождения сотрудников охраны. Но иногда мигранты также организуют акции протеста, даже бунты, для усмирения которых правоохранительные органы применяют спецсредства.

Во-вторых, были выделены дополнительные технические ресурсы и направлены в распоряжение Службы охраны госграницы сотрудники Службы общественной безопасности, Союза стрелков и других учреждений, а также армейские подразделения. Также на помощь пограничникам Литвы прибыли сотрудники постоянного корпуса агентства Европейского союза по безопасности внешних границ, направленные Европейским агентством пограничной и береговой охраны FRONTEX.

В-третьих, было решено, как и на границе с Калининградской областью России, возвести на границе с Беларусью заградительный забор. В отличие от двухметрового забора на границе с Россией, на 508 км из 678,82 км границы с Беларусью забор было решено возвести высотой в четыре метра из металлической сварной стержневой сетки, поверху которой на Y-образные стержни закрепить режущую проволоку «Концертина». По самым оптимистичным расчетам, стоимость такого забора не менее Eur 152,46 млн., а на его возведение, в зависимости от финансирования, понадобится до двух лет. Но пока это проект, так как в Литве проволока нужного диаметра не выпускается и переговоры о ее покупке ведутся с Данией и Словенией. Что касается колючей проволоки, то ею обещают поделиться Украина и Эстония.

Подобные пограничные защитные сооружения возведены Израилем (на границе с Палестиной, Египтом, Иорданией и Сирией), Турцией (на территории приграничного района, оспариваемого Сирией, и на границе с Западным Курдистаном), Индией (по территории спорного с Пакистаном штата Кашмир, на границах с Бангладеш и Мьянмой), Саудовской Аравией (на границе с Йеменом), Испанией (вокруг автономий Испании в Африке Сеуты и Мелильи), Республикой Кореей. Существует система пограничных заграждений на границе США с Мексикой, а также на границах Казахстана и Узбекистана, непризнанных Абхазии и Южной Осетии с Грузией.

Однако защитит ли этот забор Литву от нелегальных мигрантов? Есть ли смысл, исходя из исторического опыта их применения, возводить их в современных условиях, расходуя на это громадные средства? Например, по данным американской пограничной службы, благодаря системе пограничных сооружений задерживается около 1 млн нарушителей границы в год. Однако примерно такое же количество нарушителей успешно преодолевает это заграждение со стороны Мексики и нелегально попадает в США (подробнее о пограничных защитных сооружениях – здесь).

Кроме того, даже если забор и обеспечит 100% защиты территории Литвы от нашествия нелегальных мигрантов, то для проникновения в западные страны ими будут использоваться другие пути из транзитной Беларуси, например, через Латвию, Польшу, а также и через Украину.

В-четвертых, 2 августа было принято решение о наделении пограничного ведомства Литвы полномочиями, которые позволят выдворять нелегалов на территорию Беларуси. Дело в том, что на основании действующего международного права депортировать нелегальных мигрантов можно в Беларусь можно только на основе договора о реадмиссии. Но власти Беларуси приостановили его действие и в настоящее время депортация возможна только в те страны, гражданами которых являются эти нелегалы. Прямых авиарейсов из Литвы нет ни в Багдад, ни в Тегеран, ни в другие страны, представители которых проникают в соседнюю страну. А процедура депортации через третьи страны занимает много времени, к тому же она сложная, трудоемкая и дорогостоящая.

Далее, по законодательству Евросоюза, первая страна на пути мигранта  обязана обеспечить его пребывание на своей территории до выяснения статуса мигранта. Поэтому, если нелегальных мигрантов, проникших на территорию Литвы, задержат в другой стране Евросоюза, по они будут возвращены Литве, которая должна принять решение либо о предоставлении убежища, либо о депортации.

В этой ситуации власти Литвы решили, что обращение о предоставлении убежища может подаваться только через контрольно-пропускные пункты или дипломатические представительства (источник).

Также власти Литвы уже упростили процедуры предоставления/отказа политического и гуманитарного убежища и ограничили свободу перемещения мигрантов, ожидающих решения своего статуса. Некоторые политики и правозащитники считают эти изменения нарушением законодательства Евросоюза и нарушением прав человека.

В итоге беларуские пограничники начали фиксировать случаи насильственного выдворения нелегальных мигрантов через «зеленую границу».

Утром 18 июля пограничники заставы «Геранены» Лидского погранотряда задержали группу нарушителей Государственной границы в составе 14 граждан Ирака, у которых были документы, подтверждающие личность.

19 июля на этом же участке Государственной границы было задержано семь неизвестных, которые представились гражданами Ирака, а в н.п. Клевица еще пять, среди которых была беременная женщина в шоковом состоянии, а также два ребенка. По информации Госпогранкомитета, со слов нарушителей второй группы, в Литве они находились в лагере для беженцев. По словам граждан Ирака, сотрудники пограничной охраны Литвы вызывали их на допрос и принуждали давать показания о подкупе пограничников Беларуси за помощь в нарушении границы. При этом, по их словам, есть и пить им не давали, а в ходе допросов им наносились удары телескопической дубинкой, что подтверждается характерными ссадинами и кровоподтеками на различных частях тела нарушителей. Сразу после допроса, по словам граждан Ирака, литовские правоохранители вывезли их к границе с Беларусью и под угрозой применения оружия заставили перейти на ее территорию. Кроме того, по информации Госпогранкомитета, один из задержанных заявил, что все пятеро на территории Литвы были остановлены вооруженными людьми в камуфлированной форме, которым они отдали свои паспорта, но те их порвали и выбросили (источник).

После предоставления властями Литвы своим пограничникам права на выдворение нелегальных мигрантов на территорию Беларуси, в ночь со 2 на 3 августа, около 180 человек, пересекших границу со стороны Беларуси были возвращены обратно. Об этом 3 августа сообщил глава Госпогранслужбы Литвы Рустам Любаев (источник). По его информации, пограничники не применяли никаких специальных мер, но отказался пояснить как производилось возвращение, заявив, что в каждом случае пограничники на месте решают, какие им поступать.

Ночью 4 августа вблизи Государственной границы Беларуси около н.п. Бенякони местные жители обнаружили мужчину «неславянской внешности», который, как впоследствии выяснилось, был гражданином Ирака. По информации беларуских пограничников, которые на месте оказали ему первую медицинскую помощь, состоянии мужчины было очень тяжёлое и вскоре он скончался (источник). Беларуская пропаганда возложила ответственность за произошедшее на литовскую сторону.

Также 4 августа на участке Лидского пограничного отряда непосредственно на линии Государственной границы пограничным нарядом была выявлена группа из пяти граждан Ирака, которые были насильно выдворены из Литвы в Беларусь. Все задержанные, как сообщают официальные источники, имели внешние признаки применения насилия, а также следы укусов служебных собак (источник).

В этот же день около полудня пограничники Полоцкого пограничного отряда стали очевидцами попытки насильственного выдворения на территорию Беларуси восьмерых нелегальных мигрантов пятью сотрудниками правоохранительных органов Литвы. Однако пограничники не допустили нарушения Государственной границы. А через некоторое время одному из нелегальных мигрантов стало плохо. Он неоднократно произнес слово «инсулин» и жестами показывал, что испытывает боли в груди. Так как находившиеся рядом литовские пограничники не реагировали на просьбы о помощи, беларуские пограничники вызвали скорую помощь. После ее прибытия, литовские пограничники уехали с места инцидента, а иностранец, которому стало плохо, перешел на территорию Беларуси, где ему была оказана медицинская помощь (источник). Интересно, что о судьбе оставшихся нелегалов беларуская сторона предпочла не сообщать.

Очевидно, что эти события послужили причиной экстренного совещания, которое 5 августа было проведено Александром Лукашенко с руководством практически всех основных силовых структур.

Результатом совещания стало решение, чтобы «с сегодняшнего дня ни одна нога на территорию Беларуси с сопредельной стороны, будь то с Юга или с Запада, ступить не должна». Механизм реализации этого решение было поручено выработать на совещании у Госсекретаря Совбеза. Также Госсекретарю Совбеза было поручено обобщить материалы и изложить свою позицию о ситуации на западном направлении, а председателю Госпогранкомитета – изложить свою точку зрения на то, как реагировать в данной ситуации (источник).

Уже к исходу 5 августа охрана Государственной границы Беларуси была усилена. В первую очередь была усилена охрана «зеленой границы» за счет маневра сил и средств со второстепенных направлений. Кроме того, был  уточнен порядок взаимодействия с подразделениями Министерства обороны и внутренних войск МВД с целью формирования резервов для подразделений пограничной службы (источник).

Не исключено, что к усилению границы могут быть привлечены и подразделения мобилизационного резерва, учения с которыми проводятся в период с 3 по 12 августа на базе Гродненской пограничной группы. Одним из элементов этих учений является боевое слаживание подразделений, которое проходит 5-6 августа в учебном центре «Беляны». Т.е. пограничники резерва не только восстанавливают свои навыки задержания нарушителей, но и боевых действий в составе подразделений.

Таким образом, беларуская сторона серьезно готовится к возможному вооруженному конфликту на границе с Литвой. Поводом может стать продолжение действий литовских пограничников по выдворению на территорию Беларуси нелегальных мигрантов, особенно с применением спецсредств и оружия. В этом случае беларуские пограничники, с целью пресечения попыток нарушения Государственной границы, имеют полномочия на применение оружия, что может стать и причиной перестрелки между пограничниками обеих стран. О дальнейшем развитии событий не хотелось бы говорить, особенно, учитывая наличие на территории Беларуси воинских формирований России, которые пребывают сюда в связи с подготовкой к предстоящим российско-беларуским учениям «Запад-2021». Возможно, что беларуский режим в связи с обострением обстановки на границе, обратится к Москве с просьбой оставить здесь какие-то формирования, ведь было же заявлено, что «если нужно будет для безопасности Союзного государства … для безопасности Беларуси и России разместить здесь все вооруженные силы со всеми видами вооружений – они будут здесь размещены незамедлительно» (источник).

Возможность прямого политического урегулирования ситуации ограничивается тем, что Литва и ЕС не признают легитимности правящего в Беларуси режима. Тогда остается «силовой» сценарий?

Найдут ли стороны мирный выход из этого тупика? Будем надеяться, что найдут.

Леонид Спаткай, специально для Belarus Security Blog

Logo_руна