Вступили в силу поправки в Закон «Об обороне» (источник). Фактически произошло перекладывание основной нагрузки за практическую реализацию задач в сфере территориальной обороны и подготовке территориальных войск с военных на гражданских чиновников на местах. За Минобороны теперь закреплены только функции разработки доктринальных и руководящих документов в части ТО и обеспечение территориальных войск вооружением, военной и специальной техникой по номенклатурам Вооруженных Сил. Об обмундировании, обеспечении продовольствием и транспортом речи не идет. Судя по тексту закона, предполагается, что это обеспечат местные органы власти. Правда непонятно, за счет каких ресурсов: местные бюджеты сформированы по принципу «взять несколько дырок и сшить их вместе». Денег в них нет и не предвидится в силу текущего финансового положения страны.
Итак, теперь местные власти будут формировать территориальные войска и организовывать развертывание территориальной обороны, организовывать военные сборы с военнообязанными, предназначенными в состав органов управления территориальной обороны, воинских частей и подразделений территориальных войск. Армия будет лишь оказывать содействие в проведении таких сборов. Ну и естественно, контролировать и проверять выполнение мероприятий в этой сфере. Благо, что от контрольно-проверочных функций наши чиновники, что в погонах, что без по своей воле ещё никогда не отказывались. Опять же, абсолютно неясно, как будет осуществляться финансирование этих сборов. С учётом скудности местных бюджетов скорее всего скромно. И сборов этих будет не много, проходить они будут не часто и ограничиваться преимущественно теоретической частью. Исключения составят лишь так называемые «показухи».
Таким образом, военные переложили ответственность за ТО на гражданских чиновников. Которые эту работу могут только провалить. И дело не в том, что председатели исполкомов, которые возглавляют ТО по должности, плохие. Есть объективные факторы. Во-первых, требования к гражданским и военным руководителям отличаются кардинально. Только поистине неординарные личности демонстрировали наличие одновременно талантов государственного и военного руководителя. Правда, после Второй мировой войны такие примеры не просматриваются. Во-вторых, руководители на местах уже перегружены сверх всякой меры. Достаточно сказать, что в период сельхозработ первое совещание в райисполкомах начинается в 6 утра, итоговое в 23 часа. И так каждый день. Кроме того, в военное время руководители исполкомов одновременно возглавляют систему гражданской обороны территории. У которой тоже есть собственный штаб. Получается, что предисполкома имеет при себе два штаба и руководит двумя весьма сложными и многоаспектными системами: территориальной обороной и гражданской обороной. Увы, но в сутках только 24 часа. Поэтому в кризисной ситуации вопрос перед руководителями на местах будет состоять в «или здесь (ГО), или там (ТО)». В итоге – не «здесь» и не «там». В-третьих, про штабы ТО: большие сомнения вызывает способность военных комиссаров (они же начальники штабов ТО), которые есть по сути клерки в погонах, осуществлять боевое планирование и руководство. Кстати, после успешных (?) учений с ротой территориальных войск в Миорском районе в начале прошлого года почему-то о подобных мероприятиях больше не слышно. Наверное, слишком успешным оказался успех.
Судя по всему, шумно продвигая идею создания 120-тысячных территориальных войск, в Минобороны рассчитывали на получение под это дополнительного финансирования. И введение новых генеральских должностей. Однако А. Лукашенко понял идею генералов как это часто бывает по-своему: он воспринял систему территориальных войск как вариант дешевой массовой армии. В итоге денег нет и не предвидится, а генералами стали только председатели областных и Минского городского исполкомов. Что ещё более нивелирует статус офицера в обществе.
В общем, происходящее – пример того, как в нашей стране из правильной и нужной идеи, эффективно работающей за рубежом, делают полную профанацию. При этом в Беларуси уже имеется институциональная база для создания территориальных войск. Надо просто свести к логическому итогу все компоненты. И естественно, выделить финансирование.
