Вы прочитаете этот материал за 11 минут.
Руководство Беларуси уже не первый год пытается создать действующую систему территориальной обороны, под которой подразумевается сеть вооруженных подразделений, формируемых по необходимости из жителей конкретного района для решения задач гражданской обороны, антидиверсионной борьбы, а также позиционной обороны против регулярных войск противника.
Рассмотрим американский опыт создания подобных организаций.
Военная традиция Соединенных Штатов восходит к группам и поселениям колонистов, которые для обороны от индейцев или войск враждебных европейских государств прежде всего должны были рассчитывать на себя. Огромная колонизируемая территория никогда не позволяла контролировать постоянно двигающиеся на запад и очень «пористые» границы достаточным количеством регулярных войск.
Образ вооруженного поселенца, превратившегося потом в ополченца-добровольца, воюющего за независимость, стал одним из ключевых для американской психологии и был закреплен во Второй поправке к Конституции США, принятой в 1791 году: «Поскольку хорошо организованное ополчение необходимо для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться».
В результате можно сказать, что в США естественным образом сложились и сосуществуют сразу несколько структур, исполняющих функции сходные с функциями беларуской территориальной обороны и находящихся под неодинаковой степенью контроля со стороны федеральных и местных властей.
Первая и самая мощная из них — Национальная гвардия, официально ведущая свою историю от английских ополчений колонистов 17 века.
Национальная гвардия
Большинство служащих в Нацгвардии (далее — НГ) — люди, которые основную часть времени имеют мирные профессии, однако регулярно проходят военную подготовку в частях, к которым приписаны по территориальному принципу. Кадровый состав НГ — профессиональные военные, посвящающие службе все время.
НГ фактически служит одним из компонентов боевого резерва регулярной армии США, состоит из Сухопутных войск НГ и Авиации НГ и подчиняется одновременно губернаторам соответствующих штатов и федеральным властям.
Губернаторы могут призвать части НГ для вооруженной защиты территории штата, оказания помощи местным органам правопорядка, в случае природных и техногенных катастроф.
Федеральные власти могут призвать часть НГ на определенный срок или без ограничения срока на службу в интересах безопасности всей страны. В таком случае боевая часть получает статус Национальной гвардии Соединенных Штатов Америки (НГ США). Губернаторы обычно не имеют права наложить вето на подобные решения федеральных властей.
Национальный гвардеец также может добровольно вызваться нести активную федеральную службу, если получает согласие губернатора штата.
Структуры управления. Части Национальной гвардии входят в компетенцию федерального Бюро НГ, объединенного органа, состоящему из представителей Министерства сухопутных войск США и Министерства Военно-воздушных сил США. Бюро не командует Национальной гвардией напрямую, а служит каналом связи между структурами регулярной армии и НГ, контролирует и руководит федеральными программами и ресурсами, которые получает НГ.
Возглавляет Бюро НГ «четырехзвездный» генерал, то есть человек с самым высоким званием в американских вооруженных силах с 1953 года, когда ушел в отставку ветеран Второй мировой и Корейской войн Омар Брэдли.
Оперативное командование частями НГ в каждом штате осуществляет генерал-адьютант штата, конкретный спектр обязанностей которого определяет местное законодательство. Так, например, в ряде штатов генерал-адьютант отвечает за общую безопасность на вверенной территории, в том числе за охрану важнейших объектов и борьбу с терроризмом и последствиями природных катастроф. Когда часть НГ призывается на федеральную службу, она переходит под командование общенациональных вооруженных сил.
Генерал-адьютант почти во всех штатах назначается губернатором. Исключениями являются штат Вермонт, где командующего местной НГ назначает местное законодательное собрание, Южная Каролина, где он пока избирается населением, и федеральный округ Колумбия, где генерал-адьютанта назначает президент США.
Автору не удалось найти среди действующих генерал-адьютантов тех, которые не были бы кадровыми офицерами Национальной гвардии или не имели бы стажа продолжительной службы в регулярных войсках. Многие имеют боевой опыт и/или участвовали в миротворческих операциях.
Организация частей и боевой опыт. Так как в случае приказа из Вашингтона НГ США должна быть способна воевать вместе с регулярной армией, в том числе и за пределами страны, солдаты и офицеры Национальной гвардии получают подготовку по стандартам регулярных войск, и на поле боя от них ожидают такой же эффективности. Используется то же самое вооружение, снаряжение, звания и знаки различия.
Многие части и подразделения Сухопутных войск Национальной гвардии могут оказывать логистическую, инженерную, саперную поддержку регулярной армии. Другие части составляют 8 полноценных пехотных дивизий разного состава, но вооруженных и подготовленных по стандартам аналогичных регулярных частей.
Так 28 пехотная дивизия, которую составляют части НГ штатов Пенсильвании, Мэриланда, Огайо и Нью-Джерси, состоит из одной пехотной бригадной группы, одной танковой бригадной группы, одной механизированной (на БМП Stryker) бригадной группы, а также бригады авиационной поддержки (разведывательные, транспортные, ударные и эвакуационные вертолеты). Штабу дивизии подчиняется также батальон специального назначения.
28 дивизия с 1879 года существовала как дивизия Национальной гвардии, участвовала в Первой и Второй мировых войнах, вновь вернулась на федеральную службу в период войны в Корее и с 1951 по 1954 год служила в Германии, подкрепив группировку НАТО в Европе на случай советской агрессии. Отдельные подразделения дивизии участвовали в операции «Буря в пустыне» в 1991 году, а также в миротворческих операциях в Боснии и Косово. В 2003-2010 годах дивизия на ротационной основе воевала в Ираке.
Набор, подготовка и поддержание уровня готовности личного состава. Национальная гвардия проводит агитацию среди молодежи и популяризирует службу в своих частях в маштабах и по качеству мало уступающих аналогичным мероприятиям регулярных Сухопутных войск, ВМС, ВВС или Корпуса морской пехоты.
НГ подчеркивает свою связь с изначальной американской военной традицией, делая упор на образ «солдата-гражданина», который служит обществу в обоих своих ипостасях. Солдаты и офицеры получают хороший социальный пакет, а молодежь — моральные, технические и управленческие навыки, которые пригодятся и в мирной жизни, указывают видеоролики, интернет-сайты и печатные материалы НГ.
Чтобы стать национальным гвардейцем, необходимо отвечать примерно таким же требованиям, как и в регулярной армии. Люди с высшим образованием и необходимыми армии навыками (например, в медицине) могут претендовать на быстрое получение офицерского звания.
Существуют программы привлечения молодых людей, которые учатся в колледжах и высших учебных в офицерские школы НГ, а также людей со специальными навыками — на должности специалистов и прапорщиков. Минимальный полноценный контракт гвардейца — 3 года, однако при этом он еще минимум на 5 лет останется в «индивидуальном резерве» даже после того, как перестанет тренироваться со своим подразделением.
Первоначальная подготовка новобранцев проходит в 3 фазы по 3 недели, затем идет подготовка по специальности. После окончания общего курса подготовки солдаты обычно обновляют навыки в течение 2 выходных каждый месяц, а также две недели ежегодно.
Перед отправкой на боевые операции (обычно часть НГ получала в период войны в Ираке назначение на годовой «тур»), личный состав получает дополнительную подготовку для действий на конкретном театре боевых действий.
Силы обороны штата
В 1903 году в ходе очередной реформы региональные официальные вооруженные формирования в США были окончательно разделены на Национальную гвардию и «резервную милицию/ополчение».
Потомки подразделений и частей из второй категории сейчас называются Силами обороны штата (далее — СОШ) и подчиняются только руководству этого штата, хоть и частично курируются Бюро Национальной гвардии.
Сейчас 21 штат США содержит свои Силы обороны, в том числе морские и авиационные. Обычно эти подразделения действуют в чрезвычайных ситуациях, при необходимости ликвидации последствий катастроф или повышения уровня безопасности в рамках борьбы с преступностью и терроризмом.
Губернаторы часто используют СОШ для поддержки частей Национальной гвардии своего штата, в связи с чем СОШ иногда несколько ошибочно называют «резервом НГ».
Структуры управления. Федеральное Бюро НГ осуществляет определенную материальную поддержку СОШ, однако почти полностью они обеспечиваются самим штатом. В некоторых штатах сержантский и офицерский состав должен сам покупать себе униформу.
СОШ не могут быть призваны на службу федеральным правительством, однако резервист вооруженных сил, если он служит в подобной организации, может быть призван соответствующим родом войск общенациональной армии.
Звания и должности в СОШ присваиваются каждым штатом по собственным критериям, и не имеют отношения к званиям и должностям в НГ или регулярных вооруженных силах.
Организация частей и боевой опыт. Численность и организация СОШ значительно разнятся от штата к штату, однако обычно СОШ делятся на бригады, полки, батальоны и роты различного состава. Отсутствуют единые стандарты снаряжения и вооружения.
С другой стороны, СОШ многих штатов получили и получают значительный опыт в сфере гражданской обороны, особенно после терактов 11 сентября 2001 года, когда для оказания помощи соседям некоторые подразделения СОШ перебрасывали даже из других штатов.
Постоянную опасность в ряде штатов США представляют ураганы и паводки. Так, СОШ Техаса участвовали в ликвидации последствий паводка в 2015 году, тушили лесные пожары, спасали людей во время ураганов и торнадо, и даже участвовали в операции по поиску останков погибших при катастрофе космического челнока «Колумбия» в 2003 году.
Набор, подготовка и поддержание уровня готовности личного состава. В некоторых штатах в СОШ можно записаться практически любому гражданину, который отвечает возрастному критерию, требования по физической подготовке сильно смягчены по сравнению с требованиями НГ или армии. В других штатах (например, в Тенесси) для записи в СОШ требуется опыт военной службы или наличие специальных навыков. С другой стороны, в Калифорнии в СОШ могут служить даже лица, которые не успели завершить процесс получения гражданства.
Во многих СОШ личный состав не должен подписывать служебный контракт на конкретный срок, то есть есть возможность уволиться в любой момент.
Отсутствуют единые стандарты подготовки. Так, в Южной Каролине наряду с подразделениями СОШ, получающими обычную подготовку в сфере гражданской обороны, действует отряд СОШ, имеющий навыки быстрого развертывания, исполнения функций правоохранительных органов и борьбы с терроризмом. В составе нью-йорских СОШ можно пройти курс подготовки военного полицейского. А в Мичигане бойцы СОШ вообще могут не получать навыков обращения с оружием, специализируясь на тушении пожаров, поиске пропавших и заблудившихся, оказании первой помощи, восстановлении связи и коммуникаций.
В то же время иногда СОШ тренируются вместе с местной Национальной гвардией и участвуют в соревнованиях НГ по прикладным видам спорта.
В зависимости от условий контракта в конкретном штате служащие СОШ могут получать зарплату, в том числе приближенную к военной, а также те или иные льготы, либо вообще служить бесплатно.
Выводы для Беларуси
США не считают реальной угрозу прямого военного вторжения на свою территорию, в связи с чем даже изначально чисто территориальные войска в виде Национальной гвардии в 20 веке превратились в резерв регулярной армии для ведения военных действий за пределами страны.
В то же время НГ сохраняет очень тесные связи со своими штатами, как по месту расквартирования, так и по структуре управления.
Беларуское руководство ставит своей работой над созданием территориальной обороны задачу вовлечения работающих в гражданском секторе обывателей в оборону страны и, очевидно, также хочет сформировать сеть стационарных опорных пунктов, опираясь на которые, будут действовать мобильные части регулярных войск.
Однако важно отметить, что в США на федеральном уровне обе эти задачи — вовлечение граждан и резерв для армии — решены не через создание сети региональных формирований сомнительной боеспособности с легким вооружением под оперативным командованием местных чиновников, а через создание полноценных боевых частей, практически ничем не уступающих армии в уровне подготовки, мобильности и огневой мощи.
Без профессиональных командиров, хорошего уровня подготовки и должного вооружения беларуская территориальная оборона неспособна ни бороться с диверсантами врага, ни задержать наступление его регулярных войск, ни оказать поддержку своей армии.
Александр Гелогаев, специально для Belarus Security Blog.