Трамп прав, выходя из договора о РСМД

2226

Вы прочитаете этот текст за 4 минуты

Советник по национальной безопасности президента Дональда Трампа отправился в Москву, чтобы вывести США из Договора о ракетах малой и средней дальности. Это соглашение не позволяло США и России строить или развертывать наземные обычные или ядерные ракеты с радиусом от 500 до 5500 километров. Поскольку Трамп объявил об этом решении на предвыборном митинге, мотивы администрации могут показаться подозрительными: мол, еще одно безрассудство, чтобы разжечь националистическую истерию.

Сторонники договора не выдвигают разумных возражений. Стивен Сестанович из Колумбийского университета пишет: «Договор о РСМД может быть самым выгодным для США соглашением о контроле над вооружениями». Он не позволяет России размещать наземные ракеты, которые являются ее конкурентным преимуществом, оставляя США право использовать ракеты  воздушного и морского базирования. Стивен Пайфер из Брукингса считает, что «выход США из договора о РСМД … проигрыш всего». Европейцы обвиняют США, что они рушат договор, Россия сможет угрожать Европе большим количеством ядерного оружия и Америка не сможет этому помешать.

Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков попытался разжечь пламя, сказав: «Если американцы будут продолжать действовать грубо … и в одностороннем порядке выйти из разного рода соглашений и механизмов, от иранской сделки до международного почтового договора, тогда мы примем меры в ответ, в том числе военного характера. Но мы не хотим заходить так далеко».

И все же, даже если мотивы администрации не являются пристойными, а выход из РСМД не позволит сохранить единство с союзниками, есть разумные причины все же сделать это.

Во-первых, Россия нарушает договор. Это имеет место по крайней мере с 2014 года, когда администрация Обамы первоначально выявила нарушение. И в прошлом году заместитель руководителя Объединенного комитета начальников штабов показал, что россияне развернули запрещенные ракеты на испытательном полигоне Капустин Яр и в другом месте в России.

Во-вторых, решение Белого дома не станет неожиданностью для американских союзников. Министерство обороны в течение нескольких месяцев предупреждало, что США будут сохранять  ядерные ракеты морского базирования пока Россия не вернется к соблюдению норм РСМД. Российские нарушения также были темой на встречах Группы ядерного планирования НАТО в начале октября. В воскресенье Министр обороны Великобритании сказал, что поддерживает выход США из договора. А затем представитель НАТО подтвердил, что все 29 союзников считают, что Россия нарушает договор. Хотя союзники, безусловно, предпочли бы, чтобы США оставались в рамках соглашения, решение Трампа не настолько необоснованно, как это может показаться.

В-третьих, есть сильный оперативный аргумент в пользу развертывания ныне запрещенных наземных обычных ракет в Азии. Командиры индоокеанского командования США давно обращают внимание на китайское ракетное преимущество. Как утверждал Эрик Сейерс из Центра стратегических и международных исследований: «Растущий условный военный дисбаланс вполне может означать, что Соединенные Штаты не смогут выполнять свои обязательства в области безопасности перед союзниками или быть убедительными для партнеров в Индо-Тихоокеанском регионе». США должны создать запасы обычных ракет средней дальности, которые уменьшали бы нагрузку на воздушные и военно-морские силы и обеспечивали бы большую глубину ударов по китайской территории (что будет работать в качестве сдерживающего фактора).

В-четвертых, сторонники сохранения участия в договоре (и я – один из них) выступают за выдвижение возможных путей возвращения России к соблюдению условий соглашения. Сестанович рекомендует наращивать возможности ядерного оружия воздушного базирования в Европе, что нивелирует ограничения, налагаемые договором. Пайфер также рекомендует наращивание не запрещенных вооружений и активное информирование общественности о российских нарушениях.

Это б позволило более творчески подходить к проблеме. Можно попытаться договориться об исключении из ограничений РСМД обычных баллистических и крылатых ракет в сочетании с усиленными мерами контроля за ядерными. Можно ограничить договор о РСМД географически только Европой.

Администрация также могла бы снизить политические издержки выхода из договора, если бы попыталась убедить китайцев демонтировать свои наземные ракеты. Весьма маловероятно, чтобы китайцы согласились отказаться от одного из своих немногих конкурентных  преимуществ, но одни лишь усилия США в этом направлении порадовали бы международное сообщество.

Главная аудитория, борьбу за которую администрация должна выиграть –европейская. И действия США будут только усиливать беспокойство, если ситуация будет выглядеть как попытка уменьшить риск в Азии за счет роста рисков европейских союзников Вашингтона. Позиция Европы особенно важна сейчас, потому что союзники НАТО должны скоро решить, как им модернизировать свои системы доставки ядерных вооружений. Общественные опасения по поводу ядерной войны в Европе усложнят такие усилия. Озабоченность по поводу поддержания европейской обороны должна была бы стать достаточной причиной для того, чтобы не выходить из договора о РСМД прямо сейчас. Но политика Белого дома часто карикатурна. Поэтому бесполезно нести расходы даже на оправданное решение, подобное выходу из договора о РСМД.

С незначительными сокращениями. 

Кори Шейк является заместителем Генерального директора Международного института стратегических исследований.

Logo_руна