Угрожает ли официальному Минску российское ТВ?

209

Вы прочитаете этот материал за 6 минут.

Российская пропаганда во многом работает на беларуские власти. Кроме того, от официального Минска зависит как объем вещания российского телевидения, так и его формат.

В Беларуси оппозиционная часть общества обвиняет власти в потакании кремлевской пропаганде и засилье российского телевидения в национальном информационном пространстве. При этом высказываются опасения, что в определенной ситуации эта ситуация может быть использована против самого беларуского режима. Алармистские настроения вызваны впечатлением от эффективности российской пропаганды во время российско-украинской войны.

При всей логичности критиков власти стоит остановиться на моментах, которые по нашему мнению предопределяют «терпимость» к сложившейся ситуации.

Мнение общества не имеет значения. О том, что российские телеканалы — основной проводник «русского мира» не сказал только ленивый. При этом по какой-то причине автоматически считается, что то, что показывает российское ТВ, может представлять опасность для беларуского режима. Безусловно, российский телевизионный продукт воздействует на общество. Но при этом не стоит забывать, что в беларуских условиях общество так и не обрело субъектности. А потому говорить о его влиянии на госполитику можно только касательно неких локальных (и то далеко не всех) вопросов. Что касается стратегической линии развития страны, то основные направления вырабатывает бюрократия, а решения принимает лично А. Лукашенко. Общество же, по сути, выступает в роли «кормовой базы» режима и его мнение имеет исчезающе малое значение. Тем более, что будем откровенны, большинство наших соотечественников воспринимают информацию некритически. А потому говорить о мнении как осознанной позиции, которую готовы не только транслировать, но и защищать, не приходится в принципе.

Что вещают из России. Вещают про «русский мир». Который складывается из ряда составных частей. На которых стоит остановиться подробнее, чтобы понять, насколько этот «мир» опасен для внутренней устойчивости властей в принципе.

Православие. В России РПЦ предпринимает усилия с целью «подмять» под себя государство. В Беларуси православная церковь – второразрядный несамостоятельный де-факто государственный институт. Этакий госкомитет по производству чудес и распределению благодати. Который нужен властям только как механизм коммуникации с РПЦ. А последняя интересна как лоббист интересов официального Минска в Кремле. Если лоббистские возможности или усилия Московской патриархии будут сочтены недостаточными, то Минск примет решение, стоит ли и дальше поддерживать столь тесную связь русской и беларуской церквей. Естественно, решать это будут светские власти. Церковные будут исполнять.

Антизападные настроения. Российское антизападничество вполне укладывается в мировосприятие большинства элит (в том числе и оппозиционных) Беларуси. В нашей стране более-менее прозападное ядро составляет в лучшем случае 10% населения. Если говорить в общем, то Запад в Беларуси знают слабо, понимают плохо, а многие западные ценности воспринимаются как признак упадка, деградации и слабости. Кроме того, есть еще один фактор, подпитывающий антизападные настроения некоторых групп населения: бытовая зависть к тем, кто живет лучше, дольше и может позволить себе больше.

Внешний мир как источник внутренних проблем. Прокремлевские СМИ утверждают, что социально-экономические проблемы в России возникли не из-за тупикового курса властей, а из-за внешних факторов (мировой кризис, санкции, распад СССР и т.п.). Беларуские власти твёрдо уверены в верности избранного курса. А то, что в стране каждые 2-3 года происходят финансовые кризисы (за последний год – две девальвации), то в этом виноваты международная обстановка и собственное население, которое больше думает о своих узкокорыстных интересах, чем о поддержке родной власти. Так что тут наблюдаем значительное совпадение умонастроений официальных кругов и в Минске, и в Москве.

«Кругом враги». Которые постоянно интригуют и строят заговоры. И вообще всячески вредят где только могут. А потому надо теснее сплотиться вокруг вождя. В России – вокруг Путина. А у нас свой отец Отечества. Ну и само собой, все трудности исключительно временные, но пояса затягивать надо постоянно. Потому, что кругом враги. Далее абзац читаем сначала.

Но самое главное, что в последнее время российское телевидение вообще мало вспоминает Беларусь и А. Лукашенко лично. При этом не говорит ни хорошо, ни плохо. А потому – не создает впечатления даже гипотетической опасности.

Отличием России от Беларуси является то, что в первой стране телевидение является основным ретранслятором милитаристских настроений. Наученные историей, беларусы воспринимают бой военных барабанов только на военных парадах. В остальное время воинственная риторика скорее напрягает наших людей.

Если отключить российское ТВ. Отключение/ограничение вещания российских телеканалов создает для беларуских властей две проблемы. Первая: очевидно, что в Кремле воспримут это в качестве недружественного шага. И меры реагирования не заставят себя ждать. Вторая: российский информационный продукт надо замещать своим. В силу того, что российские информационные программы достаточно хорошо «ложатся» на умонастроения большинства и общества, и элит, отечественный продукт должен быть схожим по содержанию и форме подачи («импортозамещение Дмитрия Киселева»). А это означает, что уже отечественное телевидение должно транслировать негатив в отношении Запада в условиях, когда с этим Западом отношения необходимо наладить.

Далее, потребуется назначить кого-то реального и достаточно сильного на роль врага, испортив для начала отношения. Кандидатура Польши, что называется, вне конкуренции. Но вот беда: Варшава близкий союзник Вашингтона и значимый член ЕС. И ссориться с ней совсем не хочется. Литва и Латвия слишком малы, а Украина слишком слаба, чтобы быть представленными в роли врага. Остается Россия. Но тут чревато последствиями.

Также придется как-то правдоподобно объяснять своему населению внутренние социально-экономические проблемы. Схемы «у нас плохо с экономикой потому, что плохо в российской экономике» будет недостаточно. О России вообще будет лучше не упоминать.

Фактор рубильника. Есть еще один момент, который позволяет беларуским властям чувствовать себя достаточно уверенно: технический контроль за вещанием российского телевидения в Беларуси. Если Москва решит использовать фактор доминирования российского информационного продукта в нашей стране против беларуских властей, то либо негативная информация будет удалена из сети вещания, либо телеканалы, распространяющие негативную информацию будут отключены от передающей сети.

Конечно, есть Интернет. Но кто сказал, что его нельзя отключить, превратив в Интранет? Технически в Беларуси все готово. Это, конечно, крайний случай. Тем более, что общественно-политической информацией интересуется незначительное число беларуских пользователей всемирной «паутины». Большинство предпочитает развлекательный контент. Конечно, такой контент тоже может использоваться для оказания влияния на умонастроения потребителей.

Но это представляет лишь косвенную опасность для правящего режима.

Следует понимать, что логика правящей элиты с одной стороны и представителей оппозиции и гражданского общества с другой серьезно отличаются. Связано это с тем, что действуют они в различных условиях, имеют разные цели и часто несовпадающие ценности. Так что там, где одни чувствуют уязвимость и угрозу, вторые уверены, что полностью контролируют ситуацию.

Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ