Вы прочитаете этот материал за 4 минуты
Факт применения Силами обороны Украины противорадиолокационных ракет AGM-88 HARM может быть признаком качественного скачка западной поддержки именно украинских ВВС.
Значимым событием последних дней стала информация о применении украинскими войсками американских противорадиолокационных ракет AGM-88 HARM, специально созданных для уничтожения РЛС. Ни украинские, ни западные официальные источники не комментируют эти сообщения. Соответственно, нет четкого понимания, с какой именно платформы применялись данные ракеты.
Украинские отраслевые специалисты пока теряются в догадках:
-в Украине официально нет воздушных платформ для применения данных ракет;
-удаленность пораженной цели от линии фронта не позволяет это делать с наземных платформ из-за недостаточной энергетики ракеты.
Между тем, вполне вероятно, что в Украине не было раньше самолетов для применения западных ракет. Но все течет и все меняется.
Во-первых, существует рабочий проект модернизации украинских МиГ-29 при поддержке израильского ВПК. Который предусматривает в том числе и интеграцию в комплекс вооружения самолета западных средств поражения (номенклатура не оглашалась). Но к практической реализации до войны приступить не успели. Т.е. техническая документация для подобных работ уже разработана.
Во-вторых, в США есть определённый парк старых советских истребителей (не менее 21 МиГ-29 и не менее 5 Су-27). Которые использовались, в том числе, и для обозначения противника при подготовке американских ВВС. Текущее техническое состояние этих машин неизвестно. Но как минимум два Су-27 до недавнего времени поддерживались в пригодном к полетам состоянии. Также стоит держать в уме те же польские и словацкие МиГ-29, часть которых не эксплуатируется ВВС этих стран по финансовым и техническим соображениям.
Таким образом, с учетом практической невозможности применения AGM-88 HARM с наземных платформ на дальность расположения пораженного объекта, самолет остается наиболее вероятным вариантом носителя. Маловероятно, чтобы речь шла об использовании для этого западных самолетов, так как официально они Украине не передавались и к передаче в обозримой перспективе не планируются. Хотя бы из-за необходимости создания инфраструктуры и подготовки кадров для эксплуатации этих машин. А использование самолетов ВВС третьего государства для нанесения ударов по российским военным целям — де-факто casus belli. На что Запад пока идти не готов.
В связи с этим передача украинским ВВС МиГ-29/Су-27, адаптированных для применения западного вооружения, представляется рабочим вариантом. Тем более, что с учетом назначения этих машин для поражения специфических целей достаточно буквально нескольких модернизированных единиц. Обратим внимание, что США сообщили о передаче Украине противорадиолокационных ракет, которые могут применяться именно с украинских боевых самолетов.
Также стоит обратить внимание, что до сих пор нет понимания, какие именно модификации противокорабельных ракет «Гарпун» получила Украина. И нет ли среди них варианта для применения с воздушных носителей AGM-84. Последнее могло бы объяснить причины множественных взрывов на крымском аэродроме в Новофедоровке 09.08.2022.
Ранее мы обращали внимание, что давление на российскую военную инфраструктуру на западном побережье Крыма — необходимый элемент украинской тактики. Высока вероятность, что такие возможности у Украины теперь есть. Они ограничены по численности платформ и средств поражения, но достаточны.
Модернизация при поддержке Запада боевых самолетов советских образцов в интересах Украины с учетом необходимости поддержания военных возможностей этой страны до перевооружения на западные образцы боевой авиации – безальтернативный вариант. И серьезное наращивание возможностей ВСУ в войне. А применение AGM-88 HARM – показатель того, что работа в этом направлении уже ведется.